Тема 2. Источники уголовно-процессуального права

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Уголовно – процессуальное право

Сборник задач

Для студентов юридического факультета

И 4 курсов очной формы обучения

Новосибирск 2010г

Сборник задач разработан на основе ГОС 2000 индекс ОПД.В.03

Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминологии

Уголовно-процессуальное право: Сборник задач / Новосиб. гос. аграр. ун-т;

Сост. А.С. Ладошкин. – Новосибирск, 2005. – 48с.

Программу разработал А.С. Ладошкин

Рецензент: полковник юстиции А.М. Толстенко, зам. начальника ГСУ ГУВД Новосибирской области

Практикум подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования, соответствует учебному плану и рабочей программе по курсу «Уголовный процесс» и содержитзадачи, решение которых будет способствовать усвоению студентами теоретических положений предмета «Уголовный процесс», норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также выработке навыков по составлению процессуальных документов, предназначен для студентов, обучающихся специальности 030501 Юриспруденция по очной форме обучения.

Программа рассмотрена и одобрена кафедрой

Протокол № 6 от 1 марта 2006г.

Заведующий кафедрой Мечетин Ю.А.

Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией юридического факультета. Протокол № 9 от 28 марта 2006г.

Председатель комиссии Е.Л. Шабалина

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Для точного исполнения закона надо хорошо его знать, понимать сущность и социальную ценность, уметь правильно анализировать те отношения, которые он регулирует.

Предлагаемый практикум имеет целью оказать помощь в изучении уголовного процесса на основе решения задач. В нём содержатся задачи, основанные на обобщении практики применения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Решение задач позволяет изучать уголовно-процессуальные нормы права в тесной связи с практикой, приобретать навыки анализа возникающих в жизни ситуаций в соответствии с требованиями закона. Задачи решаются не только для того, чтобы знать, как надо поступать в отдельной конкретной ситуации, но и для того, чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств усвоить определённые принципиальные положения, углубить знания теории уголовного процесса, законодательства, научиться правильно понимать и применять закон.

Сборник задач предназначен для использования на семинарских и практических занятиях по уголовному процессу со студентами и слушателями юридического факультета НГАУ.

При решении каждой конкретной задачи студент должен чётко уяснить её условие, изучить поставленные в ней вопросы. Прежде чем отвечать на вопросы задачи, необходимо изучить проблему, изложенную в ней, с использованием соответствующего теоретического и нормативно-правового материала. Решение задачи должно быть оформлено письменно с подробным пояснением ответов на поставленные вопросы, т.е. мотивировкой своего мнения со ссылкой на нормы права, официальную практику их применения (решения судов и иных правоохранительных органов) и научно обоснованные мнения соответствующих специалистов по данной проблеме.

Тема 1. Понятие уголовного процесса

Задача 1.

В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступившей в силу с 25 декабря 1993 г., установлено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Тем не менее до 1 июля 2002 г. действовавшим УПК РСФСР было предусмотрено санкционирование заключения под стражу и продления срока содержания под стражей прокурором, а лицо могло быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок не более 72 ч.

Вопросы:

1. Чем можно объяснить, что столь длительное время действовали положения, противоречащие ч. 2 ст. 22 Конституции РФ?

2. Когда УПК имеет приоритет перед положениями Конституции РФ?

Задача 2.

Высший орган законодательной власти одной из республик в составе РФ принял республиканский УПК. Проект УПК этой республики получил самую высокую оценку среди ведущих учёных в области уголовного процесса и практических работников правоохранительных органов. По общему мнению, он полностью соответствует всем международным стандартам в области уголовного правосудия, положениям Конституции РФ и УПК РФ.

Высший орган законодательной власти республики, её президент и правительство, широкие слои республиканской общественности обратились с просьбой к Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ о том, чтобы на территории республики действовал собственный УПК.

Вопросы:

1. Может ли быть удовлетворена такая просьба?

2. К чей компетенции относится уголовно-процессуальное законодательство?

Задача 3.

Судья районного суда был отстранен от занимаемой должности главой районной администрации с формулировкой в приказе: «За систематическое игнорирование основной задачи уголовного судопроизводства, которой является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, что выразилось в вынесении в течение только одного месяца пяти оправдательных приговоров».

Вопросы:

1. Правомерны ли действия главы районной администрации?

2. Правомерна ли подобная формулировка в приказе об отстранении от должности?

Задача 4.

По факту разбойного нападения на гражданина Браткова следователь возбудил уголовное дело в отношении гражданина Ситникова. По судебному решению следователь избрал в отношении обвиняемого меру пресечения в виде заключения под стражу. В ходе предварительного расследования защитник Ситникова заявил ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля Зотова. Для определения психического состояния обвиняемого следователь назначил судебно-психиатрическую экспертизу.

В последствии в ходе судебного разбирательства потерпевший Братков за несоответствующие поведение был удалён из зал судебного заседания. Судья по ходатайству защитника Ситникова назначил производство повторной судебно-психиатрической экспертизы.

Вопросы:

1. Какие существуют формы (модели) уголовного процесса?

2. Какому типу уголовного процесса соответствуют данные ситуации?

Тема 2. Источники уголовно-процессуального права

Задача 1.

В сентябре 2005 г. аккредитованный в Москве генеральный консул, подчинённый ему атташе консульства и водитель автомашины консульства (гражданин России) отправились на прогулку в один из лесов, расположенных в районе г. Звенигорода.

Во время прогулки встретили Куряеву, собиравшую грибы. Познакомились с ней и пригласили «перекусить» с ними. Она согласилась. «Застолье» сопровождалось обильной выпивкой. Опьяневший генеральный консул и его спутники начали склонять Куряеву к половому акту. Получив решительный отказ, они предприняли попытку к изнасилованию. Потерпевшая оказала сопротивление и стала звать на помощь. Услышав её крик, несколько человек, случайно оказавшихся неподалёку, пресекли действия пьяных, связали их и вызвали милицию.

Прибывший милицейский патруль, убедившись на месте том, что действительно состоялась попытка совершения изнасилования, подверг всех её участников задержанию и доставил в РОВД. Туда же был доставлен и автомобиль, на котором они приехали в лес. Немедленно начальнику РОВД были переданы протокол осмотра места происшествия и автомобиля, принадлежавшего консульству, рапорт работника милиции, возглавлявшего патруль, протокол задержания подозреваемых и проект постановления о возбуждении уголовного дела. По его требованию было представлено и заявление потерпевшей. После ознакомления со всеми материалами начальник РОВД поручил одному из оперативных уполномоченных отдела уголовного розыска возбудить уголовное дело и совершить неотложные следственные действия.

Вопросы:

1. Что понимается под источниками уголовно-процессуального права?

2. Как действуют источники уголовно-процессуального права по кругу лиц?

3. Какими нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться в данной ситуации?

4. Правильно ли поступили милицейский патруль и начальник РОВД?

Задача 2.

Из-за неисправности двигателя в порт Находка вошёл океанский траулер под английским флагом. Начальник порта согласился оказать содействие в устранении поломки. Для этого на борт траулера по просьбе и с согласия капитана была направлена бригада специалистов с соответствующими инструментами и запасными частями.

В связи со сложностью поломки работа ремонтной бригады длилась несколько дней. Её члены каждый раз утром доставлялись на борт на катере, принадлежавшем траулеру, а вечером таким же путём возвращались на берег. В одну из поездок управлявший катером матрос с траулера, будучи в пьяном виде, беспричинно затеял драку с возвращавшимся на берег специалистом и столкнул его за борт. Последний не умел плавать и утонул.

Администрация порта заявила по этому поводу протест капитану траулера и запросила его согласие на то, чтобы работники милиции произвели задержание виновного и выполнили необходимые следственные действия. Капитан отказался удовлетворить просьбу, ссылаясь на Договор о торговом судоходстве между СССР и Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 3 апреля 1968 г.

Вопросы:

1. Как действуют источники уголовно-процессуального права в пространстве?

2. Каким источником права нужно руководствоваться в данной ситуации?

3. Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Задача 3.

Студенты одного из московских вузов Кастандьер – гражданин Гватемалы и Зуев – гражданин России учинили пьяный дебош возле гостиницы «Украина», беспричинно оскорбляли прохожих, оказывали сопротивление работнику милиции, пытавшемуся задержать и доставить их в отделение милиции.

На следующий день в связи с этими действиями было возбуждено уголовное дело, а несколько дней спустя задержанным предъявлено обвинение в хулиганстве и оказании сопротивления представителю власти. Кастандьер отказался удостоверять своей подписью факт ознакомления с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. При этом он признался, что указанные в постановлении действия действительно совершил, очень сожалеет по этому поводу, но считает решение о привлечении его к уголовной ответственности по российским законам неправильным, поскольку он, Кастандьер, не является гражданином Российской Федерации.

Вопросы:

1. Как действуют источники уголовно-процессуального права по кругу лиц?

2. Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Задача 4.

Старший механик автобазы Сургучёв отправился по служебным делам в соседний райцентр. 14 декабря 2005 г. он встретил там своего давнего знакомого Исаичева. Они решили вместе пообедать и отметить свою встречу.

В кафе, где проходила встреча, были выпиты большие дозы спиртного. Оба сильно захмелели и в таком состоянии решили навестить свою общую знакомую, проживавшую в том же райцентре. Последняя встретила их приветливо, предложила угощение и выпивку. Сургучёв и Исаичев ещё больше захмелели и начали склонять хозяйку к вступлению с ними в интимные отношения. Она отказалась.

Тогда оба «гостя» начали избивать её и ломать мебель. На крик потерпевшей сбежались соседи. Они с трудом связали дебоширов и передали милиции. В тот же день на основании заявления потерпевшей и её соседей, помогавших пресечь действия пьяных дебоширов, было возбуждено уголовное дело и начато следствие, в ходе которого проведены допросы свидетелей и потерпевшей.

На следующий день, когда Сургучёв и Исаичев протрезвели, дежуривший работник милиции сообщил им, что оба они задержаны в связи с совершённым преступлением и против них возбуждено уголовное дело.

Исаичев, узнав об этом, заявил, что два дня тому назад был подписан приказ о его назначении следователем прокуратуры района, и потребовал, чтобы постановление о возбуждении уголовного дела немедленно отменили, а его освободили.

Вопросы:

1. Какими нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться в данной ситуации?

2. Как должны поступить дежурный работник милиции и следователь?

Наши рекомендации