Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей
При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равна 42-430С, минимальная - 280С, при температуре тела ниже за 280С человек не может жить.
Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 - 7.30 и в 16.30 - 17.00 перед ужином. Проводить термометрию после приема пищи не желательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют несколько чаще - 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет выявить кратковременные колебания температуры тела.
В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется в течение дня в пределах 36,4 - 36,90С, утром она на 0,3 - 0,5 градусов ниже, чем вечером. После приема пищи и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь в виду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у стариков - несколько ниже.
Различные участки тела имеют различную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-10С выше, чем в паховой ямке или паховой складке.
Температуру тела чаще всего измеряют в глубине подмышечной впадины. Если термометр хранился в дезрастворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не причинить аллергического раздражение кожи больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы конец термометра с резервуаром был свободен и возвращен вниз. Затем несколько раз встряхивают термометр, после чего проверяют, вся ртуть опустилась в резервуар.
Затем больной в положении сидя или лежа несколько поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают полотенцем, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут несколько ниже. В глубину впадины помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прижимает согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным надо помогать поднять руку и затем поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежачем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносятся в температурный лист, а термометр дезинфицируют.
У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка несколько сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образовавшейся складке кожи.
Чтобы измерить температуру в полости рта, резервуар термометра размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.
При измерении температуры тела в прямой кишке больного укладывают на бок. Протертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения ввода нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерения температуры в прямой кишке при задержке стула, поносах и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.
У детей повышение температуры тела (гипертермия) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 380С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от пищи, иногда рвотой и др..
Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке, составляет 36-370С. Температура в полости рта или в прямой кишке (ректальная температура) - на 10С выше.
Температура тела, замеренная в подмышечной области, которая составляет 37-380С, называется субфебрильной; 38-38,90С - фебрильной, 39-40,50 пиретической, выше 40,50С - гиперпиретической.
Лихорадка имеет три периода:
Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими испражнениями.
Второй период - это период максимального повышения температуры, который характеризуется ростом интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного запрещается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.
Третий период - период снижения температуры тела. Он может протекать по-разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, т.е. снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным.
Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухую чистую белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.
По типу температурной кривой различают температуры:
- Постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 10С (характерна для брюшного тифа);
- Ремитирующую (febris remittens) - суточные колебания температуры более 10С (вирусные и бактериальные инфекции);
- Интермиттирующую (febris intermittens) - кратковременные периоды подъема температуры в течение суток сменяются периодами нормальной или пониженной температуры (гнойно-септические заболевания, ревматизм, туберкулез);
- Атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) - колебания высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).
В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для восполнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.
Повышение температуры выше 370С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела. Питание детей с гипертермией должно соответствовать возрастным потребностям.
При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать течение суток, расправлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.
Для помощи при гипертермические синдроме необходимо подготовить следующие материалы:
• смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
• пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
• марлевые стерильные салфетки;
• клизму;
• газоотводную трубку.
При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на участок крупных сосудов (на запястный или голенной суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 370С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-80С ниже температуры тела).
Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-80С ниже температуры тела).
Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл 2-5 мин. зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится до 370С.