Пациентке назначено: УЗИ щитовидной железы, исследование крови на Т3, Т4, ТТГ. 4 страница
Оценка: пациентка справляется с повседневной деятельностью с помощью м/с.
Студент доступно объясняет пациентке, как правильно подготовиться к стернальной пункции.
Студент заполняет капельную систему раствора согласно алгоритму манипуляции.
Задача № 42
В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с жалобами на слабость, головокружения, сердцебиение при подъеме на 2 этаж (живет на 4 этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест уголь, мел. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке.
Объективно: кожа бледная, сухая. ЧСС – 90 в мин. (при нагрузке), ЧДД – 20 в мин, АД – 100 / 70 мм рт. ст. (р.д. – 110/70 мм рт. ст.).
Врачебный диагноз: железодефицитная анемия.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке принципы диетотерапии при ее заболевании.
3. Продемонстрируйте технику взятия крови из вены на биохимическое исследование.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дефицит самообслуживания из-за слабости, головокружения;
- дефицит информации о заболевании.
Потенциальные проблемы:
1. Риск трофических изменений кожи, вследствие ее сухости и снижения иммунитета.
2. Риск развития сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема: дефицит информации о заболевании.
Цель: к концу беседы с м/с пациентка поймет, как нужно правильно питаться и какой соблюдать режим при этом заболевании.
План | Мотивация |
| Уменьшить нагрузку на миокард, уменьшить риск травмы. |
| Восполнить дефицит железа, получить достаточное количество белка. |
| Уменьшить сухость кожи, снизить риск травмы. |
| Включить в процесс лечения и обеспечить достоверные результаты анализов. |
| Контроль динамики состояния. |
Оценка: студент доступно объясняет принципы диетотерапии при ее заболевании.
Студент демонстрирует на муляже технику взятия крови из вены на биохимическое исследование.
Задача № 43
Пациент В., 51 год. Медицинский диагноз – В12-дефицитная анемия. Жалобы на резкую слабость, одышку при небольшой физической нагрузке, боли в языке. Пять лет назад прооперирован по поводу рака желудка, за медицинской помощью обращаться боялся, т.к. имеет негативный опыт.
Объективно: кожа бледно-желтушная, язык ярко красный, трещины в углах рта, пульс 98 в минуту, АД 110/70, ЧДД 22 в минуту, Нb 62 г/л.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.
3. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения 500 мкг цианокобаламина.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- нарушение дыхания, вследствие недостатка кислорода;
- дефицит самообслуживания из-за слабости, одышки;
- затруднения при самостоятельном питании из-за болей в языке и трещин в углах рта;
- тревога о своем состоянии.
Потенциальные проблемы:
- риск падения;
- риск развития острой сердечной недостаточности;
- риск рецидива рака;
- риск присоединения вторичной инфекции.
Приоритетная проблема: риск развития ОСН.
Цель:
а) пациент продемонстрирует знания об особенностях режима и питания при его заболевании;
б) пациент будет справляться с повседневной деятельностью с помощью м/с.
План | Мотивация |
1. Режим – постельный. Размещение в палате - вдали от отопительных приборов. Положение в постели – с приподнятым на 300 изголовьем. Проветривание по 15 мин 5 – 6 раз в день. Оксигенотерапия по назначению врача. Комплексный уход в постели. | Уменьшить нагрузку на миокард. Предупредить травматизацию, ожоги. Насыщение тканей кислородом. Обеспечить физиологические потребности. |
2. Диета – стол № 1. Питание 6 – 7 раз в день, последний прием – за 2 часа до сна. Объем порции не более 200 мл. Исключить молоко, ограничить легкоусваиваемые углеводы. | Обеспечить необходимыми питательными веществами, при этом, не перегружая культю желудка. Предупредить проявления осложнений резецированного желудка. |
3.Уход за полостью рта – полоскание раствором анестетика за 15 - 20 мин до еды и раствором антисептика – после еды. Смазывание трещин зеленкой, жидкостью Кастеляни, «Ируксолом». | Уменьшить боль при еде и предупредить риск инфицирования полости рта. Уменьшить инфицирование, ускорить заживление. |
4. Провести беседу о причинах возникновения анемии, принципах ее лечения, питания при его состоянии. | Адаптировать пациента и включить его в процесс лечения. |
5. Контроль гемодинамики. | Контроль состояния пациента. |
Оценка: пациент демонстрирует знания об особенностях режима и питания, с помощью м/с справляется с самоуходом. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.
Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного введения 500 мкг цианокобаламина.
Задача № 44
Пациентка Д., 32 лет обратилась на прием в поликлинику с жалобами на отечность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах. Медицинский диагноз - ревматоидный артрит, суставная форма. Больна в течение 3 лет. Лечится регулярно. Работает бухгалтером. Замужем, имеет 2 детей (4 и 10 лет). Объективно: t 37,30С, мелкие суставы обеих кистей и коленные суставы гиперемированы, отечны. При пальпации, активных и пассивных движениях резко болезненны. ЧСС – 80 в мин, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 18 в мин.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке правила взятия крови на биохимическое исследование.
3. Продемонстрируйте на муляже технику применения лекарственного компресса на область коленного сустава.
Эталон ответа
Настоящая проблема:
- дефицит самоухода из-за болей в суставах.
Потенциальная проблема: риск развития осложнений.
Приоритетная проблема: дефицит самоухода.
Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.
План | Мотивация |
1. Режим – постельный. Положение в постели – с валиками под коленями, подушками под кистями. Полный комплекс ухода в постели. | Уменьшение нагрузки на пораженные суставы, придание им физиологического положения, уменьшение болей. Удовлетворение основных потребностей. |
2. Диета – стол № 10, соль – 5 – 7 гр., жидкость – по диурезу. | Обеспечить необходимыми питательными веществами, при этом уменьшить экссудацию за счет уменьшения соли и жидкости. |
3. Провести беседу с родственниками пациентки о заболевании, об отрицательном воздействии стресса на его течение и исход, о необходимости оказания ей психологической и физической помощи и поддержки. | Включить родственников в процесс лечения и создания психоэмоционального комфорта пациентки. |
4. Контроль субъективных ощущений, объема движений в пораженных суставах, состояния тканей вокруг них, диуреза, t° С и гемодинамики. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка с помощью м/с справляется с самоуходом.
Студент доступно объясняет пациентке, как правильно подготовиться к взятию крови на биохимическое исследование.
Студент демонстрирует на муляже технику применения лекарственного компресса на область коленного сустава.
Задача № 45
На стационарное лечение поступил пациент К., 50 лет с медицинским диагнозом ревматоидный артрит, амилоидоз почек.
Жалобы на боли в тазобедренных суставах при ходьбе, дизурические явления (встает ночью 3 – 4 раза, мочеиспускание безболезненное, малыми порциями), поносы, слабость. Из-за частого жидкого стула старается меньше есть и пить.
Объективно: лицо бледное, отеки на глазах, «шаркающая» походка, пульс 68 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в минуту, в анализах мочи белок 3.0 г/л, на Rg –грамме – асептический некроз головок тазобедренных костей.
Назначено: проба Зимницкого.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациенту правила взятия мочи по Зимницкому.
3. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- нарушение самообслуживания;
- нарушение питания;
- нарушение сна и отдыха;
- дефицит информации.
Потенциальные проблемы:
- риск падения;
- риск развития ХПН;
- риск поражения других суставов, органов и систем.
Приоритетная проблема: нарушение питания.
Цель: пациент будет получать достаточное количество пищи и жидкости согласованных с врачом пределах.
План | Мотивация |
1. Провести беседу о заболевании, о необходимости соблюдать диету, о лечении. | Адаптировать пациента к заболеванию. |
2. Диета – стол № 7. Соль ограничить до 5 гр/сут, жидкость – по диурезу. Подобрать блюда по вкусу пациента в рамках диеты. Включить в рацион питания закрепляющие продукты (черника, черемуха), настои, отвары. | Уменьшить нагрузку на почки. Улучшить аппетит, обеспечить необходимыми питательными веществами. Нормализовать стул. |
Оценка: пациент получает достаточное количество пищи и жидкости, в соответствии с диетой № 7. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациенту правила взятия мочи по Зимницкому.
Студент демонстрирует на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.
Задача № 46
В отделении 2 сутки находится пациентка Н, 45 лет с диагнозом – диффузно-токсический зоб. Жалобы на раздражительность, мышечную слабость, повышенную потливость, нарушение сна, снижение веса.
Объективно: пациентка возбуждена, глаза блестят, экзофтальм, шея увеличена в объеме, кожа влажная, подкожно-жировой слой мало выражен. Рост 170 см, масса тела 49 кг, t 37,10С, ЧСС 100 в мин, АД 130/80 мм рт. ст., ЧСС 100 в мин., ЧДД 18 в мин.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке суть исследования и правила подготовки к УЗИ щитовидной железы.
3. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения витамина В1.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дефицит самоухода из-за мышечной слабости;
- нарушение сна и отдыха;
- нарушение общения из-за раздражительности, возбуждения;
- дефицит знаний о заболевании и его лечении.
Потенциальные проблемы:
- риск развития ОСН;
- риск инфицирования;
- риск истощения.
Приоритетная проблема: риск развития ОСН.
Цель: пациентка продемонстрирует знания об особенностях режима и диетического питания при ее заболевании.
План | Мотивация |
1. Режим – палатный, исключить резкие раздражители (яркий свет, громкие звуки). Размещение в одноместной палате. | Уменьшить нагрузку на миокард, риск травм, создание психоэмоционального покоя. |
2. Диета – стол № 5, с ограничением соли и увеличением продуктов, богатых калием. | Восполнение дефицита белка, предупреждение ОСН. |
3. Уход за кожей – ежедневный душ, под наблюдением м/с. | Профилактика инфицирования, получение травм. |
4. Провести беседу с пациенткой о заболевании, обследованиях, лечении. | Включить в процесс лечения и получить достоверные результаты обследования. |
5. Контроль гемодинамики, массы тела, t0 тела. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка демонстрирует знания об особенностях режима и диет питания при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациентке сущность исследования и правило подготовки к УЗИ щитовидной железы.
Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного ведения витамина В1.
Задача № 47
Пациентка П., 24 лет.
Поступила в отделение с медицинским диагнозом: хр. пиелонефрит, обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.
Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). Отмечает аллергическую реакцию в виде сыпи на антибиотики группы пенициллина. Работает секретарем.
Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,80С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке правила подготовки к экскреторной урографии.
3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дефицит самообслуживания, связанный с болями в пояснице, головными болями, ознобом;
- дефицит знаний о своем заболевании.
Потенциальные проблемы:
- риск присоединения восходящей генитальной инфекции;.
- риск развития ХПН;
- риск аллергической реакции.
Приоритетная проблема: дефицит самообслуживания.
Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.
План | Мотивация |
1. Режим постельный, положение в постели, преимущественно лежа на спине или на правом боку, повязать шаль (шарф) на поясницу. | Создать оптимальные условия для работы почек (улучшение микроциркуляции, оттока), уменьшить болевой синдром. |
2. Диета. Стол № 5. Соль не ограничивать. Количество жидкости увеличить до 2,5 – 3 литров за счет клюквенного, брусничного морсов, отваров мочегонных трав, мин. воды – «Обуховская», «Славяновская». Морковный сок – 100 мл/сут, отвар шиповника. Обязательно включить кисломолочные продукты, содержащие живые культуры. | Полноценное питание, обеспечивающее повышение защитных сил организма. Увеличение пассажа мочи, санация мочевых путей, подкисление мочи. Восстановление почечного эпителия. Борьба с дисбактериозом. |
3. Создание условий для частого опорожнения мочевого пузыря. | Создание комфортных условий. Профилактика инфекций. |
4. Регулярно проводить гигиенические мероприятия. | Профилактика урогенитальной инфекции. |
5. Осуществлять уход при ознобе: тепло укрыть, напоить теплым чаем (отваром шиповника), грелки к ногам. | Уменьшить спазм сосудов кожи, увеличить теплоотдачу. |
6. Объяснить пациентке необходимость соблюдения назначенного режима, диеты и проводимого лечения. | Адаптировать к условиям стационара, включить в процесс выздоровления. |
7. Контроль самочувствия, Т, АД, ЧСС, ЧДД, диуреза, стула. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка справляется с активностью повседневной жизни с помощью м/с Цель достигнута.
Студент доступно объясняет правила подготовки к экскреторной урографии.
Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщин.
Задача № 48
На амбулаторный прием обратилась пациентка Д., 54 л., с диагнозом мочекаменная болезнь, оксалатные камни. Жалобы на периодические приступообразные боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной смородины. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает, лекарств никаких не принимает.
Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст. (р.д. 140/90 мм рт. ст.), ЧДД 18 в мин.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колике.
3. Продемонстрируйте на муляже технику применения грелки на поясничную область.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дискомфорт, связанный с дизурией и с болями;
- неадекватное отношение к состоянию своего здоровья;
- дефицит информации о питании.
Потенциальные проблемы:
- риск развития пиелонефрита и др. гнойных осложнений;
- риск развития почечной колики и ОПН;
- риск развития гидронефроза почки.
Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.
Цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании к концу беседы с м/с.
План | Мотивация |
1. Режим – амбулаторный, щадящий. Избегать подъема тяжестей, вибрации, работы в наклон. | Предупредить возникновение почечной колики. |
2. Диета № 8. Исключить продукты, богатые щавелевой и аскорбиновой кислотой: яблоки, кислую капусту, кислые ягоды и т.д. Питьевой режим – количество жидкости увеличить до 2 – 2,5 литра в день, но строго следить за АД, при повышении на 10 –15 мм рт. ст. от рабочего – жидкость ограничивать по диурезу. | Ограничить калорийность, снизит массу тела. Уменьшить кристаллурию и риск образования оксалатных камней. Уменьшить концентрацию мочи, предупредить дальнейшее образование оксалатных камней, но не допустить развития гипертонического криза. |
3. Побеседовать с пациенткой и ее родственниками о необходимости соблюдения режима и диеты. | Включить в процесс лечения и выздоровления, не допустить развития осложнений. |
4. Контроль диуреза, t, АД, ЧСС, ЧДД. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка демонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендации врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент доступно проводит беседу с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колике.
Студент демонстрирует на муляже технику применения грелки на поясничную область.
Задача № 49
В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет I типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.
Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациентку правилам взятия мочи на сахар.
3. Продемонстрируйте технику введения инсулина в область плеча.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дискомфорт из-за жажды, кожного зуда, учащенного мочеиспускания;
- дефицит информации.
Потенциальные проблемы:
- риск развития гипергликемической комы;
- риск развития гипогликемической комы;
- риск инфицирования из-за повреждения кожи и снижения иммунитета;
- риск развития восходящей урогенитальной инфекции;
- риск развития сосудистых осложнений (потеря зрения, «диабетическая почка», «диабетическая стопа»);
- риск развития парадонтоза, потери зубов;
- риск невозможности иметь детей.
Приоритетная проблема: дефицит информации.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании.
План | Мотивация |
1. Режим палатный, щадящий (избегать физических и психоэмоциональных нагрузок). | Предупредить развитие осложнений (комы). |
2. Диета № 9, с полным исключением легкоусваеваемых углеводов. | Уменьшить риск развития осложнений. |
3. Обучение уходу за кожей, промежностью, ногами, полостью рта (исключить использование жестких зубных щеток, полоскать 1% содовым раствором). | Профилактика присоединения вторичной инфекции. |
4. Беседы о заболевании, необходимости соблюдения назначенного режима, диеты, правилах ухода за полостью рта, ногами, ногтями. | Адаптировать пациентку к болезни и лечению, включить её в процесс выздоровления. |
5. Обучение технике введения инсулина, правилам самоконтроля сахара крови и мочи. | Адаптировать пациентку к новым условиям, сохранить ее независимость и качество жизни. |
6. Контроль состояния кожи, полости рта, ног, уровня сахара крови и мочи, гемодинамики. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка демонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациентке правила взятия мочи на сахар.
Студент демонстрирует на муляже технику введения инсулина.
Задача № 50
В стационаре находится пациентка П., 59 л., диагноз: сахарный диабет II типа, ангиопатия нижних конечностей. Жалобы на боли в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 –3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку.
Объективно: кожа сухая, со следами расчесов, бледная и холодная на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,80С, сахар крови 9,2 ммоль/л.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.
3. Продемонстрируйте на муляже технику измерения АД.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дефицит самообслуживания;
- неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.
Потенциальные проблемы:
- риск развития гипогликемии;
- риск развития гипергликемии;
- риск развития диабетической гангрены;
- риск развития инфекционных осложнений;
- риск развития (или прогрессирования) ХПН.
Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.
Цель: пациентка будет следовать врачебным рекомендациям относительно особенностей режима, питания, ухода за кожей и слизистыми при ее заболевании.
План | Мотивация |
1. Режим – палатный. | Уменьшение нагрузки на ноги. |
2. Диета – стол № 9 с расчетом калорийности по идеальной массе тела. | Снижение массы тела, обеспечение необходимыми питательными веществами. |
3. Обучение уходу за кожей, полостью рта, стопами (при зябкости грелки не давать – только теплые носки), промежностью. | Профилактика травм, развития гангрены, присоединения инфекции. |
4. Беседа о необходимости соблюдения диеты, о расчете калорийности питания по идеальной массе и физической нагрузке, о расчете углеводов по ХЕ, о важности регулярного лечения и самоконтроля уровня сахара. | Включить пациентку в процесс лечения. Предупредить развитие и прогрессирование осложнений. |
5. Контроль состояния кожи, стоп, уровня гликемии, глюкозурии, гемодинамики. | Контроль динамики состояния. |
Оценка: пациентка следует врачебным рекомендациям относительно особенностей режима, питания, ухода за кожей и слизистыми при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент доступно обучает пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.
Студент демонстрирует на статисте технику измерения АД.