Тактический и оперативный уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой.
Лекция № 11
Тема: «Управление здравоохранением и фармацевтической службой на различных уровнях»
План лекции
1. Системы здравоохранения.
2. Задачи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3. Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4. Тактический и оперативный уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой.
Государственную политику в области здравоохранения определяют законодательные органы РФ. В частности, в Государственной Думе есть Комитет по охране здоровья и спорту, в котором организован Подкомитет по организации фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению населения. В его задачи входит разработка нормативных правовых документов в области обращения ЛС (законов, постановлений и др.). Для реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан России существует исполнительная власть, основным органом которой является Правительство РФ. В его структуру входит Министерство здравоохранения Российской Федерации, осуществляющее управление всеми системами здравоохранения.
Системы здравоохранения.
В настоящее время в России в зависимости от вида собственности и подчиненности существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, РАМН, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ. В эту систему входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), научно-исследовательские институты, фармацевтические предприятия и организации, аптечные организации, предприятия по производству медицинских препаратов и техники и пр.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности организации, в том числе и фармацевтические. Финансирование их осуществляется за счет бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников.
К частной системе здравоохранения относятся ЛПУ и аптечные организации, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
В России существует централизованная система управления здравоохранением на уровне федеральных органов управления, которая призвана решать важные государственные проблемы, например, такие, как создание государственного резерва ЛС, реализации государственных программ по борьбе с некоторыми заболеваниями. Децентрализованная система управления здравоохранением связана с решением проблем здравоохранения и фармацевтической службы на уровне территориальных органов власти.
Управление фармацевтической службой, как и всей системой здравоохранения, осуществляется на общегосударственном уровне и на уровне территорий и отдельных организаций. Поэтому можно выделить следующие уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой: стратегический (федеральный и субъектов Федерации); тактический (местных органов власти); оперативный (отдельных организаций, предприятий и учреждений).
Задачи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
проведение государственной политики в сфере здравоохранения;
разработка и реализация системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;
проведение государственной политики в области курортного дела;
совершенствование системы контроля качества медицинской помощи;
организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности ЛС;
организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
развитие государственной, муниципальной и частной систем;
организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
обеспечение функционирования учреждений специального профессионального образования в сфере здравоохранения;
профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, контроль за их соблюдением;
организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
обеспечение функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Разрабатывает и представляет в Правительство РФ: предложения по вопросам развития здравоохранения; ежегодные доклады о состоянии здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановке, реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; проекты законодательных и иных нормативных правовых актов; предложения по введению и отмене карантина; ежегодно Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС.
Разрабатывает и утверждает: отраслевые стандарты в сфере здравоохранения; перечень видов бесплатной и дорогостоящей медицинской помощи; государственные санитарно-эпидемиологические правила; государственный стандарт качества ЛС и государственный информационный стандарт в области обращения ЛС; тексты фармакопейных статей; перечни ЛС, которые отпускаются без рецепта врача; правила лабораторной практики при проведении доклинических исследований Л С; правила организации производства и контроля качества ЛС; правила изготовления, оптовой торговли, отпуска ЛС; медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике; номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических работников; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам; порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств и др.
Минздрав России осуществляет: организацию работы по формированию федеральных целевых программ; определение потребности в ЛС, ИМИ, медицинской техники (МТ), в том числе для федеральных нужд; меры по совершенствованию организации профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи; организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; выдачу разрешений на применение новых медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; ведение статистического учета и государственной статистической отчетности; экспертизу качества, эффективности, безопасности ЛС, производимых в РФ и ввозимых на ее территорию; государственную регистрацию ЛС, в том числе гомеопатических, и составление государственного реестра ЛС; государственную регистрацию и ведение реестра предельных отпускных цен на ЛС, включенные в Перечень жизненно-необходимых и важнейших ЛС (ЖНВЛС); издание государственной фармакопеи; сбор и обобщение данных о применении, побочных действиях и об особенностях взаимодействия ЛС; экспертизу экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства ЛС; выдачу заключений при лицензировании отдельных видов деятельности; лицензирование видов деятельности, входящих в его компетенцию; выдачу разрешений на ввоз на территорию РФ партий незарегистрированных ЛС с целью проведения их клинических исследований; государственную регистрацию и ведение государственного реестра ИМН и МТ; выдачу разрешений на применение в медицинской практике новых ИМН и МТ; разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд; разработку и реализацию программ метрологического и нормативно-технического обеспечения системы здравоохранения; организацию и координацию научных исследований и внедрение в практику здравоохранения достижений науки и техники; меры по обеспечению безопасных условий труда; организацию функционирования и развития медицины катастроф; организацию мобилизационных запасов медицинских иммунобиологических препаратов, донорской крови и препаратов на ее основе; финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ деятельности организаций, находящихся в его ведении, и др.
Минздрав России участвует в разработке: федерального бюджета и программ социально-экономического развития; реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в сфере здравоохранения; балансов спроса и предложения ЛС, ИМН и МТ; заключении и выполнении отраслевых тарифных соглашений в качестве представителя работодателя.
Минздрав России выполняет контрольные и надзорные функции, к которым относятся: государственный санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за фармацевтической деятельностью; контроль за выполнением производителями ЛС правил организации производства и контроля качества ЛС; контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции; контроль за исполнением законодательства РФ об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции; контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения.
В Минздраве России образуется Коллегия в составе министра и его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата, территориальных органов министерства, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц. Коллегия рассматривает актуальные вопросы развития здравоохранения и медицинской науки, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Минздрава России. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра. В связи с введением в России федеральных округов и института представителей Президента РФ появился межрегиональный уровень управления. Контроль за деятельностью органов управления, учреждений, организаций отрасли, расположенных в федеральных округах, по реализации государственной политики в сфере здравоохранения осуществляют представители Минздрава России в федеральных округах. В их задачу входит содействие координации деятельности федеральных учреждений и организаций здравоохранения субъектов РФ, участие в подготовке и проведении коллегий Минздрава в округах. Представители Минздрава России совместно с органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС проводят работу по реализации федеральных и региональных целевых программ и решают другие задачи.
Итак, на федеральном уровне осуществляется управление фармацевтической службой всей страны и решаются глобальные задачи, в частности: создание правовой базы; определение направлений реализации государственной политики; методическое руководство и контроль над деятельностью всей системы обращения ЛС.
Тактический и оперативный уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой.
Впроцессе реформирования системы охраны здоровья происходит переориентация управления с преимущественно отраслевого к преимущественно территориальному. Кроме того, происходит перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления, и при этом особая роль отводится муниципальным органам, представляющим тактический уровень управления, которому свойственны следующие функции: обеспечение доступности оказания гарантированного объема медико-социальной и лекарственной помощи; развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории; контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями государственной, муниципальной ичастной систем здравоохранения, а также частными предпринимателями; санитарно-гигиеническое образование населения.
Оперативное управлениеосуществляется на уровне фармацевтических организаций, занимающихся производством, оптовой и розничной продажей ЛС и ИМН. На оперативном уровне, кроме ведомственных органов управления, за субъектами фармацевтического рынка осуществляют контроль органы, наделенные правами государственного надзора и контроля: органы управления фармацевтической службой, лицензионные органы, центры по контролю качества и сертификации ЛС, государственная санитарно-эпидемиологическая служба, налоговая инспекция, государственная инспекция по охране труда, органы защиты прав потребителей, торговая инспекция, государственные органы внутренних дел, государственная противопожарная служба, гостехнадзор, государственная инспекция по безопасности дорожного движения, госэнергонадзор.
Эффективность деятельности фармацевтической службы в значительной степени зависит от оптимального соотношения централизованного руководства и самостоятельности различных субъектов фармацевтического рынка.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Системы здравоохранения.
· государственная
· муниципальная
· частная
2. Задачи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3. Структура Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4. Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5. Функции коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации
6. Тактический уровень управления здравоохранением и фармацевтической службой.
7. Оперативный уровень управления здравоохранением и фармацевтической службой.
8. Контроль за деятельностью органов управления.
Рекомендуемая литература.
Обязательная.
1. Косова И.В., Лоскутова Е.Е., Максимкина Е.А., Лагуткина Т.П., Дорофеева В.В. Организация и экономика фармации. –М. Академия, 2002.