I. диспансерное наблюдение за здоровыми детьми

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ДЕТСКАЯ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ

ПОМОЩЬ

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки курсантов и проведения практических занятий на базе городской детской поликлиники.

Пособие составлено старшим преподавателем кафедры подполковником медицинской службы Калядиным С.Б. под руководством заведующего кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии профессора Шабалова Н.П.

Учебный материал предназначен для курсантов, студентов 5-го курса факультетов подготовки врачей и врачей-интернов 6 факультета.

Рецензенты -

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России действует территориальный принцип оказания медицинской помощи. Организация медицинской помощи детям включает три этапа или вида: амбулаторно – поликлинический, стационарный, санаторно-курортный. Военному врачу в своей практической деятельности наиболее часто приходится заниматься оказанием амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе и детям.

Основными направлениями амбулаторно-поликлинической помощи детям являются:

- профилактическая;

- лечебно-диагностическая;

- медицинское образование;

- научная работа.

Профилактическая работа включает следующие основные разделы: диспансерное наблюдение за здоровыми детьми, организация рационального вскармливания, профилактика дефицитных состояний, специфическую профилактику инфекционных заболеваний и т.д.

Лечебно-диагностическая работа складывается из оказания помощи детям на дому, лечебно-консультативной помощи в поликлинике, диспансерного наблюдения за больными детьми.

Данное пособие должно помочь обучаемым в приобретении знаний и практических навыков по вопросам диспансерного наблюдения за здоровыми детьми первого года жизни, оказания помощи детям на дому, лечебно-консультативной помощи в поликлинике.

I. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ.

Дородовый патронаж.Контроль за развитием ребенка начинается с антенатального периода. На основании сведений, переданных из женской консультации, врач-педиатр или участковая медицинская сестра осуществляют посещение беременной женщины. Первое посещение осуществляется после взятия на учет, второй дородовый патронаж проводят обычно на 32-й неделе беременности. Данные о патронажах записываются во вкладыши, которые вклеиваются в историю развития ребенка (форма 112/у). В них отражаются перинатальные факторы риска (отягощенная наследственность, отягощенный акушерско-гинекологический анамнез, состояние здоровья матери и отца, осложнения в состоянии внутриутробного развития плода, социально–бытовые факторы риска), определение степени активности наблюдения за беременной, рекомендации по подготовке детского уголка, одежды, предметов ухода за ребенком, подготовке молочных желез к лактации, отдыху, питанию беременной, профилактике анемии и рахита. При необходимости по итогам дородового патронажа проводится медико-генетическое консультирование.

Первичный патронаж новорожденного– посещение участковым педиатром совместно с патронажной медицинской сестрой или медицинской сестрой участка поступившего из родильного дома новорожденного в первые три дня после выписки.

Основные задачи врача, предусмотренные при первичном патронаже:

-сбор анамнеза (генеологического, акушерско-гинекологического, социального), изучение документации из родильного дома, оценка состояния лактации у женщины, выявить и оценить факторы риска,

- объективное исследование (включающее осмотр ребенка, антропометрию, оценку физического развития),

- комплексная оценка состояния здоровья ребенка и постановка диагноза,

- определение группы здоровья и групп риска,

- составление плана ведения новорожденного и рекомендаций по технике грудного вскармливания, уходу за ребенком, комплексу оздоровительно-восстановительных мероприятий.

Схема первого врачебно-сестринского патронажа новорожденного.

Дата рождения.

Дата выписки из роддома.

Дата патронажа.

Возраст матери и отца.

Социальная характеристика семьи.

Нарушения режима жизни и питания во время беременности.

Профессиональные вредности.

Вредные привычки.

Хроническая соматическая патология (до беременности).

Масса тела матери.

Хроническая генитальная патология.

Патология, выявленная в течение настоящей беременности.

Акушерский анамнез.

Течение настоящей беременности.

Роды произошли на сроке беременности.

Характеристика родового акта.

Течение послеродового периода.

Характеристика новорожденного.

Вскармливание.

Анализ крови, группа крови и резус-фактор.

Вакцинация против туберкулеза.

Состояние ребенка в детском отделении.

Заключение педиатра при выписке из роддома.

Объективный статус ребенка.

Состояние здоровья матери.

Готовность к приему новорожденного (комната, уголок ребенка, кроватка, пеленки и одежда, предметы ухода).

Заключение: Биологический возраст новорожденного (недель).

Здоров, группа здоровья. Риск.

Болен, диагноз. Группа здоровья.

Индивидуальные рекомендации.

План ведения и наблюдения.

Подпись врача Подпись медсестры

В зависимости от состояния ребенка и диагноза устанавливают следующие группы здоровья:

I – Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

II – Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

III – Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV – Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

V – Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Для своевременного проведения диагностики и адекватного наблюдения за новорожденным выделяют следующие группы риска:

I. Новорожденные с риском развития патологии ЦНС (возраст родителей: мать старше 30 лет, отец старше 40 лет, вредные привычки, экстрагенитальная патология: гипертония, сахарный диабет, пороки сердца, инфекции во время беременности, патология во время беременности, патология родов).

II. Новорожденные с риском внутриутробного инфицирования (экстрагенитальная патология матери: хронические воспалительные заболевания, хроническая урогенитальная инфекция, инфекция во время беременности, инфекция матери в родах и послеродовом периоде).

III. III. Новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий (гипотрофия, паратрофия, задержка роста, признаки незрелости): нарушения режима жизни и питания матерью, вредные привычки, соматические и эндокринные заболевания, урогенитальные инфекции, инфекции во время беременности, патология беременности.

IV. Новорожденные с риском развития врожденных пороков и наследственно обусловленных заболеваний: возраст родителей; вредные привычки; профессиональные вредности; соматическая патология; эндокринные заболевания; инфекции во время беременности (грипп, краснуха, токсоплазмоз, герпес); прием антибиотиков, сульфаниламидов, гормонов в 1-ом триместре беременности.

V. Новорожденные «социального» риска: неудовлетворительные материально-бытовые условия, неполная или многодетная семья, семья с плохим психологическим климатом, семья с вредными привычками (алкоголизм, наркомания).

Очередные посещения педиатра на дому проводятся в 14-дневном и 20-дневном возрасте. С 1 месяца жизни ребенок наблюдается участковым педиатром ежемесячно на приеме в поликлинике. С этой целью в поликлинике назначаются дни здорового ребенка. Дети второго года жизни осматриваются 1 раз в квартал. Дети третьего года жизни осматриваются 1 раз в полугодие. С четырех лет дети осматриваются педиатром 1 раз в год.

Наши рекомендации