Мягкие лекарственные формы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________Т.З. Галейшина
«___» ___________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Лекарственные формы»
Дисциплина «Фармакология»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Курс: I
Семестр: I
Количество часов 2 часа
Уфа 20____г.
Тема: «Лекарственные формы»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»
утвержденной _________20____ года
Рецензенты по представляемой лекции:
1.
2.
Автор: М. У. Широчян
Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_______»___________г.
1. Тема: «Лекарственные формы»
2. Курс: 1 семестр: I, II
3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа
4. Контингент слушателей – обучающиеся
5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Введение. История фармакологии. Рецепт», усвоить знания по новой теме «Лекарственные формы».
6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок)
7. Обучающийся должен знать:
· Мази: определение, состав мази. Характеристика мазевых основ (вазелин, ланолин, животные жиры, растительные масла, синтетические основы, воски). Влияние мазевой основы на процесс всасывания лекарств. Применение мазей, условия хранения. Линименты.
· Пасты: определение, состав пасты. Отличие пасты от мази. Применение.
· Суппозитории: определение, состав, виды суппозиториев (ректальные и вагинальные). Основы для приготовления суппозиторий. Применение, условия хранения.
· Пластыри: определение, виды пластырей, применение.
· Гели: общая характеристика, применение, хранение.
· Лекарственные пленки: общая характеристика, хранение.
· Таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы: общая характеристика, правила выписывания в рецепте твердых лекарственных форм. Общая характеристика и особенности применения карамелей и пастилок в медицинской практике.
· Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсин. Настои и отвары. Настойки и экстракты (жидкие). Новогаленовы препараты. Микстуры. Правила выписывания жидких лекарственных форм в рецептах. Общая характеристика: жидких бальзамов, лекарственных масел, сиропов, аэрозолей, капель и их применение.
· Лекарственные формы для инъекций в ампулах и флаконах. Стерильные растворы, изготовляемые в аптеках. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах и требования, предъявляемые к ним (стерильность, отсутствие химических и механических примесей)
Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Лекарственные формы»
№ п/п | Содержание и структура занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | -приветствие студентов -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих | -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствую-щих | -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся | |
2. | Определение целей занятия | -доведение плана проведения занятия | -продумыва-ют ход этапов учебной деятельнос-ти | -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. | |
3. | Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Введение. История фармакологии. Рецепт» | -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля | - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстри-руют уровень самостояте-льной подготовки к уроку -коллектив-но корректи-руют пробелы в знаниях | -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля | |
4. | Мотивация темы | -подчеркивает актуальность темы | -записывают тему в тетрадь | -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме | |
5. | Лекция-беседа с элементами интерактивности | -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме | конспектирование темы в тетрадь | -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови» | |
6. | Подведение итогов занятия, закрепление материала | -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; | -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока | -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля | |
7. | Домашнее задание, задание для самостоятельной работы | -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Лекарственные формы» к следующему теоретическому занятию. | -записывают домашнее задание | -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала |
Мягкие лекарственные формы
К мягким лекарственным формам относятся мази, пасты, линименты, суппозитории.
В состав мягких лекарственных форм в качестве формообразующих основ входят жиры и жироподобные вещества.
Основы должны:
• хорошо смешиваться с лекарственными веществами,
• не вступать с ними в химическое взаимодействие,
• обладать хорошей мажущей способностью,
• не оказывать вредного влияния на кожу,
• быть стойкими при хранении
• плавиться при температуре тела.
По происхождению различают 4 группы основ.
1. Основы животного происхождения:
Очищенный свиной жир из внутренних органов свиньи (Adeps suillus depuratus) — белая однородная масса с температурой плавления 34-46 °С.
Ланолин (Lanolinum) — желто-бурая масса с температурой плавления 26-42 °С. Источником получения являются промывные воды при обработке овечьей шерсти.
Спермацет (Spermacetum) — представляет собой жирную плотную массу с перламутровым блеском и температурой плавления 45-54 "С. Получают из жира кашалота и используют при изготовлении косметических мазей, добавляя к другим мазевым основам для придания им гигроскопичности и плотности.
Желтый воск (Cera flava) - жироподобное вещество, получаемое путем выплавления пчелиных сот. Температура плавления 63—65 "С.
2. Основы растительного происхождения — растительные масла:
подсолнечное — Oleum Helianthi,
оливковое — Oleum Olivarum,
касторовое — Oleum Ricini,
персиковое — Oleum Persicorum.
Эти основы применяются для изготовления линиментов и пластырей.
Масло какао — Oleum Cacao — имеет твердую консистенцию при 18—20 °С и плавится при температуре тела и применяется как основа для приготовления суппозиториев.
3. Основы, получаемые из нефти:
Вазелин — наиболее часто употребляемая мазевая основа: индифферентен в химическом отношении, не раздражает кожу и слизистые, не разлагается при хранении. Температура плавления вазелина — 37—50 *С.
Вазелиновое масло (Oleum Vaselini) —маслянистая бесцветная жидкость, используется для изготовления линиментов.
Нефть нафталанская рафинированная (Naphthalanum liquidum raffinatum) — сиропообразная жидкость черного цвета со своеобразным запахом.
4. Синтетические основы. В качестве основ используются некоторые полимеры — полиэтиленгликоли или полиэтиленоксиды.
Мазь (Unguentum) – недозированная лекарственная форма для наружного применения. Различают простые и сложные мази. Большинство мазей выпускает промышленность в готовом виде. Мази для лечения поражений кожи выписываются в количестве 20,0—100,0, глазные мази в количестве не более 5,0—10,0.
Суппозитории (Suppositoria) - дозированная лекарственная форма. В состав суппозиториев может входить один или несколько ингредиентов и основа (чаще всего масло какао или его заменители). В настоящее время большинство суппозиториев выпускают в готовом виде предприятия фармацевтической промышленности.
Различают следующие суппозитории:
1) Ректальные свечи (suppositoria rectalia) - конус или цилиндр с заостренным концом, их масса колеблется от 1,0 до 4,0 г. Максимальный диаметр - 1,5 см. Если в рецепте масса не указана, то их изготавливают массой 3,0 г.
2) Вагинальные свечи (suppositoria vaginalia) - по форме могут быть сферическими (шарики - globuli), яйцевидными (овули - ovula), или в виде плоского тела с закругленным концом (пессарии - pessaria). Масса вагинальных суппозиториев - от 1,5 до 6,0 г, по умолчанию изготавливают массой 4,0 г.
3) Палочки (bacilli) - предназначаются для введения в мочеиспускательный канал (суппозитории уретральные), шейку матки, свищевые ходы и т. п. В настоящее время эта лекарственная форма применяется редко.
Паста (Pasta) – — это густые мази, содержащие от 25 до 60 % порошкообразных веществ, обладают адсорбирующей и подсушивающей способностью, а также более длительным действием по сравнению с мазями. Если количество порошкообразных веществ в пасте менее 25 %, то добавляют один или несколько индифферентных порошков, таких как крахмал (пшеничный, кукурузный, картофельный, рисовый), цинка окись, тальк (магниевая соль кремниевой кислоты), белая глина (каолин) и др.
Крем - им. п. ед. ч. — Cremorum; род. п. ед. ч. — Cremoris.
Кремы - это полужидкие формы, менее вязкие, чем мази, представляющие собой комбинацию воды, масел, жиров и лекарственных веществ. В отличие от мазей они в меньшей степени обладают защитной функцией, однако лучше поглощаются кожей
Гели (желе) - это мягкая недозированная лекарственная форма преимущественно для наружного применения (а также для энтерального и парентерального назначения), имеющая желеобразную полупрозрачную консистенцию. Представляют собой раствор лекарственных веществ на желеобразной основе
Пластыри- лекарственная форма для наружного применения в виде пластичной массы, обладающей способностью размягчаться при температуре тела и прилипать к коже, или в виде той же массы на плоском носителе.
Пластырь - им. п. ед. ч. - Emplastrum; род. п. ед. ч. - Emplastri: сокращ. — Empl.
В зависимости от медицинского назначения различают пластыри:
- эпидерматические: обладают необходимой липкостью и могут не содержать лекарственных веществ, применяются в качестве перевязочного материала, сближения краев ран, скрытия дефектов кожи, ее предохранения от травматизирующих факторов внешней среды, при лечении некоторых кожных заболеваний;
- эндерматические: содержат в своем составе лекарственные вещества (кератолитические, депилирующие и др.);
- диадермальные: содержат лекарственные вещества, проникающие через кожу, оказывающие воздействие на глубоколежащие ткани или общее (резорбтивное) действие.
По агрегатному состоянию пластыри могут быть
твёрдыми (намазанные и ненамазанные на ткань), и
жидкими – (кожные клеи) — летучие жидкости, оставляющие на коже после испарения растворителя пленку. Выпускаются в бутылях, флаконах, в виде аэрозолей.
Разновидностью диадермальных пластырей являются трансдермальные терапевтические системы - ТТС.
Трансдермальная терапевтическая система - им, п. ед. ч. – Systema therapeuticum
transcutaneum; вин п. ед. ч. - Systema therapeuticum transcutaneum; вин. п. мн. ч. - Systemata therapeutica transcutanea; сокращ. - STT (лат.), ТТС (рус.)
Трансдермальные терапевтические системы (ТТС) - это мягкая дозированная
лекарственная форма в виде намазанного пластыря, прикрепляемая к неповрежденной коже и оказывающая пролонгированное резорбтивное действие.