Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа
"Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука"
Эпикур
В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию - международный свод прав пациента, среди которых провозглашено право человека на смерть с достоинством. Но еще раньше в большинстве цивилизованных стран появились специальные медицинские учреждения, а затем и общественное движение помощи умирающим людям. В нашей стране слово "хоспис" пока еще мало знакомо.
Хосписы - не просто специализированные больницы для умирающих. Они во многом являются отрицанием "просто больницы". Отличие хосписа от "просто больницы" не только в техническом оснащении, но и иной философии врачевания, согласно которой пациенту хосписа создают необходимое в его состоянии "жизненное пространство". Исходная идея философии хосписов очень проста: умирающий нуждается в особой помощи, ему можно и должно помочь пройти через эту границу.
В хосписе личность (желания пациента, его эмоциональные реакции) выдвинута на первый план.
Хоспис - это такие условия жизни пациента, такой его образ жизни, когда актуальным является именно настоящее, а не будущее. В них принято исполнять последнее желание своих пациентов.
Специалисты в хосписах подчеркивают, что весь период терминального состояния у их пациентов проходит на фоне мыслей о смерти, и именно это придает особую трагическую окраску тяжелейшим физическим и психическим страданиям умирающих. Такова психологическая реальность, с которой имеет дело врач, когда решает дилемму - говорить или не говорить правду пациенту. Для многих ложь, недомолвки врачей и медперсонала в таких ситуациях становятся дополнительным источником страданий, усугубляющим состояние безысходности, покинутости.
В хосписах никому не навязывают правду о неизбежности скорой смерти, но в то же время откровенно обсуждают эту тему с теми, кто готов, кто этого хочет. Выбор дается пациенту. Опыт хосписов прежде всего отрицает "святую ложь" как косный обычай, игнорирующий индивидуальный, личностный подход.
Практика хосписов вообще внесла серьезные коррективы в ценностные ориентиры профессиональной медицинской этики. Безнравственность, безысходность, негуманность лишения всех обреченных пациентов информации о том, что их ожидает, сначала было этически осмысленно в хосписах, а затем право пациента на информацию стало универсальной ценностью современной профессиональной этики врачей.
Снятие боли - вопрос первостепенной важности. Хроническая боль изменяет мироощущения, мировосприятие человека. Она способна "отравить" отношение пациента со всеми окружающими его людьми. Боль способна вытеснить нравственные потребности, нравственную мотивацию поведения.
Но именно опыт хосписов лучше всего показал, что боль, как правило, может быть взята под контроль у самых тяжелых пациентов.
Становление медико-социальных принципов деятельности хосписов (1958-1965 годы) - это, прежде всего, создание методики комплексного подхода к лечению и предупреждению боли, то есть, применение с этой целью, кроме различных обезболивающих средств, так же психотропных препаратов, противораковой химиотерапии и так далее.
Поставить болевой синдром под контроль - первая, но не единственная функция хосписов, в которых медицинский персонал стремится учитывать и другие специфические потребности умирающего человека, неустанное наблюдение за пациентами, грамотная оценка разнообразных симптомов (одышка, отсутствие аппетита, пролежни) - все это обязательные атрибуты профессионализма врачей, медсестер, медицинских психологов в хосписах. Умение обеспечить физический комфорт обреченному пациенту, когда многие его функции страдают, в немалой степени зависит от технической оснащенности хосписов современными функциональными кроватями, противо-пролежневыми матрацами, ваннами, меняющими с помощью системы управления угол наклона и так далее.
Забота о физическом комфорте пациента в хосписе органично сочетается с заботой о его психологическом комфорте. Пациент должен почувствовать уже с первой встречи с медицинским персоналом, что здесь, в хосписе, он будет в безопасности, что он попал в такое место, где считают своей первой обязанностью - заботу о нем и его близких.
Врачи и медицинские сестры хосписа являются специалистами паллиативной помощи, представляют совершенно новую медицинскую специальность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Цель паллиативной помощи - реализация права человека на достойную смерть. Специалисты паллиативной помощи исповедуют следующее эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем ее продолжительность.
ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за пациентами, чьи болезни не поддаются излечению. Первостепенную важность имеет контроль за болью и другими симптомами, а также помощь при психологических, социальных и духовных проблемах. Это достижение наилучшего ухода, а также жизни для пациента и его семьи.
Если нельзя исцелить пациента, то надо попытаться облегчить судьбу неис-целенного. Он продолжает жить и нуждается в достойном уходе из жизни.
Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и медицинской сестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстремальных ситуациях, когда врача может не быть рядом.
В России свод прав пациента впервые сформулирован только в 1993 году, однако право на достойную смерть там даже не упомянуто. И, тем не менее, первый хоспис в нашей стране появился уже в 1990 году в Санкт-Петербурге.
Имеются подобные учреждения и в Москве и во многих других городах России.
Основные принципы хосписного движения следующие:
- за смерть нельзя платить,
- хоспис - дом жизни, а не смерти,
- смерть, как и рождение - естественный процесс, его нельзя ни торопить, ни тормозить,
- хоспис - система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи пациенту,
- хоспис - не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые.