На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

FПодсказка

 
  На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru

& Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

GЛовушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздалсязвонок) И (ко мне ввалилсяЮрка).

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [ ], ( ) И/ИЛИ ( ).

Запятая на стыке двух союзов

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

- когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru

- при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru

& Правило

,что если… , то ,что когда… , то ,что хотя… , то ,и когда… , то ,и если… , то ,но если… , то ,но так как… , то   стык союзов → то/ так / но → , На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru стык союзов → то/ так / но → , Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом, то делал очень сложную операцию какой-то женщине. Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

ÑРазбор задания

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люсябыла мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушкарассказала] (как былодело).

Таким образом, получаем:

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него - student2.ru Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала 2 главных
  несмотря на что? о чем? хотя вспомнить все было трудно как было дело   2 неоднородных придаточных

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО!В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

Значит,

[Люсябыла мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушкарассказала] , (4) (как былодело).

Правильный – вариант ответа №2.

? Потренируйся

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4

Наши рекомендации