II. Преобразования в системе подготовки сестринского персонала.
По оценкам экспертов ВОЗ, в середине ХХ столетия сестринское дело в России по уровню и темпам своего развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы. К началу 1990-х гг. продолжительность подготовки медицинской сестры в нашей стране была самой короткой на Европейском рынке, и ее содержание не соответствовало международным стандартам. К концу ХХ столетия достигнуты ощутимые результаты в области сестринского образования. В 1997 году введен новый государственный образовательный стандарт на базовой уровень подготовки медицинских сестёр, который позволил на всей территории России готовить специалистов, руководствуясь едиными требованиями. С 1989 года в России стали появляться медицинские колледжи, ведущие подготовку по двум ступеням (училище-колледж), с 1991 года при высших учебных заведениях началась подготовка сестер с высшим медицинским образованием. Таким образом, создана и успешно функционирует многоуровневая система подготовки сестринских кадров. Первый (базовый) уровень готовит медицинских сестер широкого профиля, отвечающих современным требованиям. Второй (повышенный) уровень предусмотрен для специалистов, имеющих базовое образование. Колледжи готовят преимущественно руководителей структурных подразделений для медицинских организаций, обеспечивая выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции. Третий уровень – это высшее сестринское образование. Оно занимает особое место в условиях реформирования отраслевого образования и направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, а также на повышение престижа сестринской специальности.
Появление трехступенчатой системы профессионального образования позволило готовить кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов, четкой организации работы персонала. Преобразования системы подготовки средних медицинских кадров, таким образом, отражают развитие сестринского дела и реформирование здравоохранения.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.
ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.
III. В 1998 г. состоялся I Всероссийский съезд средних медицинских работников,который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.
Основные задачи программы:
• создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
• развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
• обеспечение качества сестринской помощи населению;
• повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии; • обеспечение социальной защищённости персонала;
• совершенствование системы управления сестринскими службами;
• содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России.
В октябре 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи – стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого было формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В постановлении съезда отмечена необходимость создания «Концептуальной модели» сестринского дела России, которая должна чётко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.
В продолжение реформ в сестринском деле в 2009 году на III Всероссийском съезде средних медицинских работников (Екатеринбург, 15-16 октября) был принят новый стратегический документ – Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. Одной из задач программы является повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием через развитие и совершенствование системы непрерывного и многоуровневого профессионального образования