Цели и преимущества внедрения сестринского процесса
Цель сестринского процесса: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть.
Цель сестринского процесса: обеспечение максимально возможного для пациентов в его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта.
Преимущества внедрения сестринского процесса:
1. системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;
2. активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечение ухода;
3. возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
4. эффективное использование времени и ресурсов, сосредоточенных на основной проблеме пациента;
5. универсальность метода;
6. повышение компетентности независимости творческой активности медсестринского престижа профессии в целом;
7. экономичность метода.
8. обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медсестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;
9. в уходе за больным, кроме медработников, принимают участие сам больной и члены его семьи.
Пять основных компонентов процесса ухода за больными,
их взаимосвязь и содержание
Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:
1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;
2) постановки медсестринского диагноза;
3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);
4) реализации (осуществления) сестринского плана;
5) оценки качества и эффективности действий медсестры.
Первый этап – сестринское обследование пациента
Уход является квалифицированным в случае, если отвечает трем необходимым требованиям: научности, системности, индивидуальности.
Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.
Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Медсестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.
Первый этап наиболее наглядно демонстрирует индивидуальный характер СП. Сбор информации при проведении СП требует овладения навыками общения. Приступая к сбору информации о пациенте, медсестра должна убедиться, что она располагает достаточным запасом времени. Поспешность способна убить все результаты СП. В практике любой медсестры наверняка будут иметь место случаи, когда пациент слишком многословен или говорит медленно, приводя несущественные детали, или же быстро устает при беседе. В этих случаях медсестра вправе предложить продолжить беседу в другое время, причем в определенное время, и свое обещание должна исполнить. Перечень вопросов, которые медсестра намерена предложить конкретному пациенту, предварительно обдумывается и записывается. В то время беседы также целесообразно производить короткие записи для памяти. Это, кстати, создает и у пациента впечатление внимания к нему.
Необходимые условия:
- профессиональная компетентность медсестры, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных;
- доверительная обстановка, достаточное время;
- конфиденциальность;
- участие пациента и, если необходимо, других лиц;
- участие других медработников.
Источники информации
Источники информации о пациенте могут быть первичными и вторичными.
· К первичным относятся сведения, сообщаемые самим пациентом. В большинстве случаев они имеют главенствующее значение, однако это далеко не всегда правомерно для душевнобольных, а также для пожилых людей с ослаблением памяти. Для детей - это родители.
· К вторичным источникам информации (у взрослых) относятся сведения, сообщаемые родными и другими близкими людьми; медицинская документация пациента; теоретические сведения о болезни, извлекаемые из учебников или справочников. Врачебный диагноз и данные лабораторных и инструментальных исследований также вносятся в сестринскую документацию. В процессе беседы весьма полезно сообщение пациенту сведений о лечебном учреждении и отделении, куда он поступил; о консультантах, оснащении отделении и пр. Естественно, медсестра должна начинать беседу с представления себя.
Источники данных:
1) расспрос пациента;
2) расспрос членов семьи и окружающих;
3) информация от членов бригады медпомощи;
4) физиологическое обследование пациента;
5) ознакомление с медкартой пациента и других медицинских документации;
6) чтение медицинской литературы и спецлитературы по уходу.
Содержание первичного сестринского обследования