Задания на практическом занятии
В ваших рабочих тетрадях, пользуясь учебником и конспектами, выполните задания и ответьте на вопросы:
На муляжах и таблицах найдите все отделы дыхательной системы;
Повторите строение грудной клетки, основные и вспомогательные дыхательные мышцы, полость носа на черепе;
3) Найдите расположение гортани, лёгких на муляжах торса человека, а так же определите на себе;
4) Рассмотрите рисунок и запишите в тетради схему строения гортани (дополните подписи):
Полость гортани (фронтальный распил):
1 — …; 2 — надгортанный бугорок; 3 — … гортани; 4 — складка преддверия; 5 — … гортани; 6 — голосовая складка; 7— щитовидный хрящ; 8 — … щель; 9 — собственно полость (подголосовая полость) гортани; 10 — полость трахеи; 11 — … хрящ; 12 — латеральная перстнечерпаловидная мышца; 13 — голосовая мышца; 14— щиточерпаловидная мышца; 15— щель преддверия
5) Рассмотрите рисунок и запишите в тетради схему строения лёгких (дополните подписи):
Трахея, главные бронхи и легкие:
1 — …; 2 — … легкого; 3 — … доля; 4 а — косая щель; 46— горизонтальная щель; 5— … доля; 6— … доля; 7— сердечная вырезка левого легкого; 8 — … бронхи; 9 — … трахеи
6) Перенесите в тетрадь схему вдоха и выдоха, укажите стрелками направление движения грудной клетки и диафрагмы:
7) Перенесите в тетрадь схему этапов процесса дыхания, подпишите 3 фазы дыхания, сделайте надпись над стрелками, обозначающими движение кислорода О2 и углекислого газа СО2:
8) Ответьте на вопросы:
1. Два главных морфологических отличия стенки дыхательных органов?
2. Назовите основные функции дыхательной системы.
3. Значение придаточных пазух носа.
4. Расскажите о механизме звукообразования.
5. Что такое сегменты легкого? Какое значение они имеют в хирургии?
6. Особенности строения альвеолярного дерева — легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.
7. Что такое плевра? Ее отделы и синусы.
8. Перечислите органы средостения.
9. Сущность газообмена в легких и в тканях.
10. Назовите основные объемы легких.
9) Продолжите ответы на задачи:
ЗАДАЧА № 1
У человека, приехавшего из равнинной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови. Как называется данное явление? Объясните их механизм.
Ответ: Данное явление называется физиологическим эритроцитозом. Он развивается в результате того, что… (?)
ЗАДАЧА № 2
У пловца после двухминутного плавания под водой произошло увеличение частоты и глубины дыхания. Как изменится минутный объем дыхания (МОД) у пловца сразу после прекращения плавания под водой? Объясните механизм изменения МОД у пловца с позиции регуляции дыхания.
Ответ:МОД у пловца по прекращению плавания под водой повысится. Механизм его повышения связан с тем, что… (?)
ЗАДАЧА № 3
Во врачебной реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа. С какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода? С позиции регуляции дыхания обоснуйте целесообразность добавления в смесь углекислого газа.
Ответ: При вдыхании газовой смеси с высоким парциальным давлением кислорода увеличивается напряжение его в крови, что сопровождается увеличением емкости крови за счет ее оксигенации. Это способствует лучшему кислородному обеспечению тканей. Однако в условиях гипероксии резко снижается возбудимость… (?)
ЗАДАЧА № 4
У двух спортсменов после бега на 1000 м провели исследование внешнего дыхания с помощью спирометрии. Минутный объем дыхания (МОД) у обоих спортсменов составил 60 л/мин. Частота дыхания (ЧД) у спортсмена А составила 30 в 1 мин., а у спортсмена Г. - 40 в 1 мин. Какой спортсмен является более тренированным с учетом полученных результатов? Ответ обоснуйте, исходя из механизмов эффективности внешнего дыхания.
Ответ: Более тренированным является спортсмен А. При одинаковой со спортсменом Г. величине МОД у него … (?)
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Часть I.
Основные вопросы темы:
1. Характеристика потребности есть и пить, структуры организма человека ее удовлетворяющие. Основные питательные вещества, их значение для человека.
2. Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала; полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, принцип строения их стенки (внутренний слой – слизистая с подслизистой оболочкой, средний слой – мышечный из гладких мышечных клеток, расположенных продольно, косо, циркулярно, понятие «сфинктер», сфинктеры пищеварительной трубки; наружный слой – серозный или адвентициальный).
3. Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта, функции полости рта. Зев – границы, небные дужки, мягкое небо.
4. Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез.
5. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера.
6. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции.
7. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов,
8. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции (пищеварительная, дыхательная, защитная, речеобразовательная).
9. Пищевод – функция, расположение, сужения, искривления, строение стенки.
10. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, форма, отделы, поверхности, кривизны. Функции желудка.
11. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы).
12. Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые.
13. Брюшина – строение, отношение органов к брюшине, складки брюшины, брюшинная полость.