Этика профессионального поведения медицинской сестры
Студент должен знать:
- этический кодекс медсестры России;
- понятие профессиональной тайны;
Студент должен уметь:
-охарактеризовать возможные нарушения этико–деонтологических норм и их последствия для пациента
- найти решение моральных задач в сестринском деле;
Самостоятельная работа:
1. Составление и решение проблемных и ситуационных задач по статьям Этического кодекса медсестры
2. Составить ситуационные задачи на выявление этических ошибок в работе медицинских работников.
Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры
Внеаудиторная работа
1) Заполни в практической тетради:
Дополнить.
1. __________ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
__________ __ _________ _____ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Главная цель общения в сестринском деле - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
2.Мысленное общение человека с самим собой называется _________ __________.
3.Неблагоприятный исход врачебного вмешательства , вызванный обстоятельствами, которые медработник не мог предвидеть, называется ________________.
4.Пристальное внимание – одно из средств ___________ общения.
5.________ __________ - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.
6.Тип общения, при котором используются жесты, называется ____________________.
7.Зона, для которой характерны достоверительность, тактильный контакт, прикосновения называется __________________.
8.Способ отправки сообщения называется ______________.
9.Процесс усвоения обучающимися определённых сторон практического опыта называется _________________.
10.____________- это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни.
Аудиторная работа
Работа №1 Упражнение «Подарок».
Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он дарит имениннице, Она и все пробуют отгадать, что это за подарок.
Работа №2 Упражнение «Пойми меня».
Первому участнику группы даётся слово, и он пытается объяснить жестами и мимикой следующему участнику значение этого слова. Тот участник, которому объясняется слово, пишет его на бумаге, а затем по цепочке объясняет это слово следующему участнику. Слово вспух произносить нельзя.
Работа №3 Упражнение «Рисунок».
Участники группы разбиваются по парам. Каждая пара, держась рукой за одну авторучку, рисуют на бумаге какой-то рисунок, не договариваясь, безмолвно. Выявляется лидер, проводится анализ рисунков (способность взаимодействовать в паре).
Работа №4 Упражнение «Пантомима».
Двое участников выходят за дверь и им даётся задание. Например: внести в комнату ковёр и повесить его (осуществить с помощью пантомимы). Другие участники группы угадывают их действия.
№ 5 Реши задачу:
Задача №1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.
Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?
Задача №2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.
Чем определяется такой подход?
Задача № 3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.
Какие стимулы определяют рекомендации врача?
Задача № 4
В 20 гор. больницу г. Ростова обратился гр-н К., житель города Майкопа Краснодарского края, в связи с приступом почечнокаменной болезни. Дежурный врач, изучив его документы (паспорт, страховое свидетельство и справку больницы г. Майкопа), с учетом удовлетворительного состояния гр-на К. и отсутствия экстренных показаний, отказал в оказании медицинской помощи на том основании, что он не является жителем г. Ростова и страховое свидетельство выдано по его месту жительства. Однако ночью состояние больного резко ухудшилось, и вызванная скорая помощь, после оказания первой помощи, увезла его в БСМП-2, где он был прооперирован. Как можно квалифицировать с правовой точки зрения действия врача 20 больницы?
№ 6 Ответь на вопросы:
а) На кого распространяются Положения Кодекса?
б) Кто может выступать в роли пациента?
в) Что является первейшим профессиональным долгом медсестры?
г) Что признается неэтичным и недопустимым?
д) Как должна относиться медсестра к решению пациента?
е) В каких случаях медсестра может раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте?
ж) Какого рода информацию обязана предоставить пациенту медсестра?
з) Требуется ли согласие пациента на передачу медсестрой информации другим специалистам и медработникам, оказывающим помощь пациенту?
1.7. «Обучение в сестринском деле».
ЗНАТЬ:
Понятие обучения в сестринской практике.
Задачи обучения в сестринском деле.
Сферы и способы обучения.
Цели обучения.
УМЕТЬ:
Подготовить пациента к усвоению информации.
Оценить потребности пациента и его семьи в обучению.
Оценить исходный уровень знаний и умений, готовности пациента к обучению.
Формулировать цели обучения.
Закрепить:
Приемы и методы обучения.
Самостоятельная работа:
- Отработать организацию обучения пациента на примере измерения пульса и артериального давления.
Внеаудиторная работа:
- Составить план обучения пациента самостоятельного измерения пульса, артериального давления.
- Подготовить рефераты на темы:
«Обучение пациента с учетом темперамента меланхолика», «Обучение пациента с учетом темперамента холерика», «Обучение пациента с учетом темперамента сангвиника», «Обучение пациента с учетом темперамента флегматика».
МОТИВАЦИЯ.
В процессе работы медицинская сестра не только помогает пациенту удовлетворять нарушенные потребности, но и постепенно выводит его на уровень выполнения элементов самоухода, или, при необходимости его родственникам. Для этого необходимо их обучить.
Сущность обучения состоит в передаче знаний, умений и навыков от м/с пациенту или его близким. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения, прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента.
Обучение является одной из функций в деятельности медицинской сестры.
Существуют и определенные правила поведения медработника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медработника. Своими разладами в коллективе можно навредить больному, поэтому атмосфера в коллективе должна быть такая, которая способствует хорошей работе медперсонала и скорейшему выздоровлению пациентов.
Важно отметить, что доверие сестре у пациента и его семьи возникает в том случае, если она владеет навыками общения. Значение психотерапевтического общения, возможного при эффективном общении, хорошо известно - его ценность, иногда, превосходит все другие методы лечения. Следовательно, это одно из важных умений, необходимых для деятельности медицинских работников. У пациента могут возникнуть различные потребности в общении - им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями.
Необходимо понимать, что именно общение связано с процессом установления взаимоотношений человека с человеком, независимо от того, какая модель сестринского дела выбрана для реформирования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"ПЕДАГОГИКА - ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ путь в ЦАРСТВО ЗНАНИЙ"
Е. С.Маковецкая
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание и обучение.
ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
2) максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;
2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
3. ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и так далее)
практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и так далее)
Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.
ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1) Восприятие (наблюдение).
2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).
3) Приемы-мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.
ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.
К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового образа жизни).
В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).
Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
Мотивы делят на три группы:
1) социальные (пациент и, общество);
2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес.
УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНОБЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. |
3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).
У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные.
Например: жизнь, здоровье, общество, дети, работа, карьера и так далее.
ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ. |
Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1) Соответствующим подбором содержания обучения.
Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.
2) Разнообразием формы обучения:
лекция
деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры) проблемный метод
беседа и так далее.
Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
отзывчивость и сердечность;
способность понять проблемы пациента;
высокий профессионализм, грамотная речь;
умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.
СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности (кого быстрее научите вводить инсулин: молодую девушку или 70-ти летнюю сельскую женщину).
КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.
ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятелъности:
педагогический такт .
внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)
интеллектуальный уровень
самостоятельность в действиях
наблюдательность
общительность
настойчивость
самообладание
активность
высокая профессиональная подготовка
целеустремленность
трудолюбие
доброта
отзывчивость
ответственность
терпимость
чувство юмора
Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
состояния здоровья
состояния сознания
умственных способностей
возраста пациента
Осуществляя процесс обучения:
на 1 этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:
а. заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),
б. определить, чему учить, как учить, зачем учить.
Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.
2 этап сестринского процесса - это определение проблем.
Например:
дефицит знаний о рациональном питании,
технике измерения АД ,
приеме медикаментов и так далее.
Если у пациента есть такие проблемы, как, например: острая боль, высокое АД
обессиливание и так далее, тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, их мастерство и искусство даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут угрозу жизнедеятельности. Пример: предупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.
3 этапсестринского процесс а - планирование.
Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе с пациентом, заручиться его поддержкой, сотрудничать с пациентом.
Постановка целей обязательна по двум причинам:
дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения, используется для определения результатов обучения.
Цели должны быть:
1) конкретны,
2) реальны,
3) достижимы.
4 этап- реализация намеченного плана.
Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку- это важное условие для успешного обучения.
Прежде всего, необходимо определиться, как проводить обучение:
группой
малой группой (парой)
индивидуально.
Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента.
Лучше всего обучение проводить индивидуально.
Имеет значение комфорт во время обучения (наличие аудитории, свежий
воздух, температура воздуха, вентиляция, мебель, освещение и так далее).
ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ.
Обучение всегда начинается с более простых навыков, например, умывания, одевания, приема пищи, пользования мочеприемником - повседневных навыков, а затем переходят к более сложным: например, пользованию инвалидной коляской и технике измерения АД.
При обучении могут встретиться новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика, в котором термину соответствует его значение.
Например:
поручни – приспособления для самостоятельного передвижения пациента;
тонометр - прибор для измерения давления;
гипертония - высокое АД и так далее.
ПРИ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЙ АТЛАС, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТАК ДАЛЕЕ.
Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.
ВНИМАНИЕ!
При обучении избегайте медицинских терминов. Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием). Используйте большое количество примеров. Соблюдайте последовательность в обучении.
СХЕМА ПРОСТА:
1. Расскажите, что необходимо изучить.
2. Попросите все повторить.
3. Покажите все - что необходимо.
4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту - выполните, по возможности, вместе.
5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.
При обучении стремитесь от передачи знаний к умению и навыку.
В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их у себя в календарике.
ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО
5 этап -оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.
В конце процесса обучения по конкретной проблеме, медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
адекватная (совпадает с мнением медсестры);
неадекватная (завышенная или заниженная);
нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).
ВОПРОСЫ для САМОПОДГОТОВКИ:
1. Определение сестринской педагогики. Сущность.
2. Определение обучения в сестринском деле.
3. Задачи обучения в сестринском деле.
4. Сферы обучения.
5. Методы обучения.
6. Приемы обучения.
7. Понятие формальных и неформальных методов обучения.
8. Мотивация к обучению.
9. Способность, определение, виды.
10. Готовность пациента к усвоению информации.
11. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.