Сестринское дело в дерматовенерологии
Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в дерматовенерологии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования
Медицинская сестра должна:
- знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;
- знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;
- уметь проводить забор крови для серологической диагностики;
- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам.
Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов
Задача № 1
Пациент, 22 года, поступил на стационарное лечение в кожное отделение клиники с диагнозом: чесотка.
Жалобы на зуд, преимущественно на руках и животе, усиливающийся в ночное время, плохой сон.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. На коже живота, боковой поверхности туловища, в межпальцевых складках кистей, сгибательных поверхностях верхних и нижних конечностей имеются везикуло-папулёзные высыпания, чесоточные ходы, экскориации.
Ps., АД, дыхание в пределах возрастной нормы, живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Пациенту назначено: лечение 20% эмульсией бензилбензоата.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте тезисный план беседы с пациентом.
3. Составьте алгоритм действий медицинской сестры при обработке 20% эмульсией бензилбензоата.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
- нарушение сна;
- зуд кожных покровов.
Потенциальные:
- осложнения, связанные с инфицированием (присоединением вторичной инфекции).
Приоритетная проблема: зуд, усиливающийся в ночное время.
Краткосрочные цели: уменьшение зуда к концу недели.
Долгосрочные цели: восстановление сна, прекращение зуда к моменту выписки.
План | Мотивация | |
1. | Обеспечить физический и психический покой и объяснить причину зуда | Для снятия беспокойства и тревоги. Восполнить дефицит информации |
2. | Выполнить назначения врача: обработать больного 20% раствором бензилбензоата | Для эффективного лечения |
3. | Сменить постельное и нательное бельё после первой обработки | Для того, чтобы загрязненное бельё отправить на дез. обработку |
4. | Провести беседу с пациентом о соблюдении санитарно- гигиенического режима в период лечения и после выздоровления | Для эффективного лечения и профилактики заразных кожных заболеваний |
5. | На пятый день после первого втирания, душ и смена белья | Для механического удаления с поверхности кожи личинок |
Оценка: к концу лечения зуд значительно уменьшился, больной спокойно спит ночью, беспокойство исчезло. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения, доступно объясняет:
- необходимость соблюдения личной гигиены;
- пути заражения чесоткой;
- необходимость соблюдения санитарно-гигиенического и сандезрежима в период лечения;
- профилактику заразных кожных заболеваний.
Студент составляет алгоритм действия медицинской сестры при обработке 20% эмульсией бензилбензоата:
Приготовьте:
- 20% эмульсию бензилбензоата;
- резиновые перчатки;
- мыло;
- комплект постельного и нательного белья.
Порядок действий:
- Тщательно вымойте руки горячей водой с мылом, наденьте перчатки.
- Придайте больному удобное положение, освободите кожу от одежды.
- Прочтите название лекарственного вещества. Убедитесь, что не истёк срок годности.
- Суспензию после предварительного взбалтывания втирают руками по всему кожному покрову.
- Проведите второе втирание в течение 10 минут с 10 минутным перерывом.
- Далее больной одевает обеззараженную одежду и меняет постельное бельё.
- Вымойте руки с мылом.
- Втирание повторяйте на четвёртый день.
- Перед каждым новым втиранием рекомендуется мытьё.
- На пятый день после первого втирания – мытьё в бане или под душем, а также смена белья.
Задача № 2
Пациентка, 60 лет, поступила на стационарное лечение в кожное отделение клиники с диагнозом: опоясывающий лишай.
Жалобы на недомогание, слабость, стреляющие жгучие боли в правой половине поясницы, появление сыпи, высокую температуру, нарушение сна.
Объективно: в области поясницы справа на эритематозном фоне множество сгруппированных везикулезных элементов, размером 2-5 мм. Температура 37,80. Пульс частый, ритмичный. АД 110/60. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте тезисный план беседы с пациенткой.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие: лихорадка, высыпания на коже, нарушение сна, повышенная раздражительность, невралгические боли.
Потенциальные: риск присоединения вторичной инфекции, длительные невралгические боли.
Приоритетная проблема: невралгические боли и высыпания на коже.
Краткосрочная цель: у пациентки уменьшится боль к концу недели.
Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на стреляющие жгучие боли. Целостность кожных покровов восстановится к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить физический и психический покой | 1. Для уменьшения физической и психической нагрузки |
2. По назначению врача при болях дать обезболивающие средства | 2. Для снятия болевого синдрома |
3. Не допускать контакта больной с детьми | 3. Во избежание возможного распространения инфекции |
4. Запретить водные процедуры | 4. Для предотвращения распространения процесса |
5. Чаще менять постельное и нательное белье | 5. Для профилактики вторичной инфекции |
Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения с пациентом, доступно, грамотно аргументирует и объясняет:
- факторы, способствующие возникновению герпеса;
- соблюдение щадящего режима;
- современные методы лечения;
- необходимость обследования у онколога;
- профилактику простудных и вирусных заболеваний.
Студент демонстрирует технику в/м инъекции на муляже согласно алгоритму манипуляции.
Приготовьте: шприц с раствором антибиотика и иглой для в/м инъекций, стерильные ватные шарики, спирт.
- Удалите воздух из шприца, придерживая канюлю указательным пальцем.
- Возьмите шприц в правую руку так, чтобы 5-й палец был на канюле иглы, а 1-й, 3-й и 4-й палец – на цилиндре, 2-й – на ободке.
- Пропальпируйте место инъекции.
- Обработайте место инъекции ватным тампоном, смоченным спиртом, делая мазки в одном направлении.
- Закрепите ватный шарик между 4 и 5 пальцем левой руки.
- Свободными пальцами левой руки растяните кожу в области инъекции.
- Держа шприц перпендикулярно, под углом 90 град., введите иглу в мышцу, оставляя 0,5-1 см от канюли.
- Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд.
- Извлеките иглу, место вкола прижмите ватным шариком, смоченным спиртом на 15 сек., слегка массируя.
- Использованный ватный шарик поместите для дезинфекции в 3% раствор хлорамина на 1 час, шприц и иглу в емкость № 1 для удаления остатков лекарственного средства и крови.
Задача № 3
Пациент, 40 лет, поступил на стационарное лечение в венерологическое отделение клиники с диагнозом – сифилис вторичный, свежий.
Жалобы на появление высыпаний на коже туловища, незначительное повышение температуры, слабость, головную боль, боль в мышцах, костях, снижение аппетита. Больным себя считает в течение недели. Из анамнеза выяснилось, что пациент 10 недель назад тому назад имел случайную половую связь с незнакомой женщиной в поезде. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Пациент тревожен, подавлен, беспокоится о здоровье жены и детей, выражает опасение за их и свое будущее, боится огласки.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное, температура 37,5˚ С. На боковой поверхности туловища, груди, живота множественные рассеянные розеолезно-папулезные высыпания буровато-красного цвета с четкими границами. Субъективные ощущения отсутствуют. Пульс и АД дыхание в пределах нормы. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Расскажите о санитарно-эпидемиологическом режиме в венерологических отделениях.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие: лихорадка, головная боль, беспокойство по поводу исхода заболевания, высыпания на коже.
Потенциальные: депрессия, поражение внутренних органов.
Приоритетная проблема: тревога, связанная с дефицитом информации о заболевании, и боязнь огласки.
Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги к концу недели.
План | Мотивация |
1. Обеспечить физический и психический покой. | 1. Для снятия чувства тревоги, беспокойство. |
2. Объяснить больному, что на этой стадии заболевание хорошо поддается лечению. | 2. Для снятия стресса |
3. Сохранить врачебную тайну больного. | 3. Для того чтобы не травмировать психику больного. |
4. При наличии мокнущих элементов объяснить больному необходимость строгого соблюдения правил личной гигиены. | 4. Для профилактики заражения окружающих. |
5. Объяснить необходимость диеты (исключено острое, соленое, алкоголь). | 6. Для эффективного лечения |
6. Запретить на период лечения половые контакты. | 7. Для профилактики заражения половых партнеров. |
Студент рассказывает о санэпидрежиме в венерологических отделениях.
Медсестры, участвующие в обследовании и лечении, должны соблюдать все меры личной предосторожности:
- следить за состоянием кожи рук;
- своевременно обрабатывать царапины и порезы; кожу кистей обрабатывать 0,05% раствором хлоргексидина, раствором сулемы 1:1000, мыть калийным мылом;
- средний и младший мед. персонал должны строго соблюдать следующий санитарно-эпидемиологический режим в отделении:
а) дезинфицировать верхнюю одежду и постельные принадлежности в пароформалиновой камере;
б) проводить влажную уборку в отделении 2-3 раза в день с горячим 2% мыльно-содовым раствором;
в) у каждого больного должна быть отдельная посуда;
г) использованную посуду кипятить 15 мин.;
д) перевязочный материал и мусор подлежат уничтожению;
е) мебель в столовой, смотровых, палатах обрабатывать 0,5% раствором фенола или 0,2% раствором хлоргексидина биглюконата;
ж) использованный мед. инструментарий обрабатывать согласно действующим приказам.
Студент демонстрирует технику внутримышечной инъекции на муляже согласно алгоритму манипуляции.
Приготовьте: шприц с раствором антибиотика и иглой для в/м инъекций, стерильные ватные шарики, спирт.
- Удалите воздух из шприца, придерживая канюлю указательным пальцем.
- Возьмите шприц в правую руку так, чтобы 5-й палец был на канюле иглы, а 1-й, 3-й и 4-й палец – на цилиндре, 2-й – на ободке.
- Пропальпируйте место инъекции.
- Обработайте место инъекции ватным тампоном, смоченным спиртом, делая мазки в одном направлении.
- Закрепите ватный шарик между 4-м и 5-м пальцем левой руки.
- Свободными пальцами левой руки растяните кожу в области инъекции.
- Держа шприц перпендикулярно, под углом 90˚С, введите иглу в мышцу, оставляя 0,5-1 см от канюли.
- Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство, убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд.
- Извлеките иглу, место вкола прижмите ватным шариком, смоченным спиртом, на 15 сек, слегка массируя.
- Использованный ватный шарик поместите для дезинфекции в 3% раствор хлорамина на 1 час, шприц и иглу – в емкость № 1 для удаления остатков лекарственного средства и крови.
Задача № 4
К медицинской сестре здравпункта обратилась пациентка 18 лет с жалобами на зуд волосистой части головы, нарушение сна, повышенную раздражительность. Больна три недели.
Объективно: на волосистой части головы в затылочной и височной областях обнаружены головные вши, следы расчёсов, зудящие пятна, корки, узелки. Волосы жирные, имеют неприятный запах. Температура 36,7˚С, Ps, АД, ЧДД в пределах возрастной нормы. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.
Больной назначено: обработка 20% эмульсией бензилбензоата.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте тезисный план беседы с пациенткой.
3. Продемонстрируйте технику санитарной обработки волосистой части головы на муляже.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие:
- зуд волосистой части головы (вшивость);
- нарушение сна;
- раздражительность;
- беспокойство.
Потенциальные:присоединение вторичной инфекции;
Приоритетная проблема: зуд волосистой части головы, связанный с педикулезом.
Цель: пациентка узнает и расскажет о заболевании, его причинах и мерах профилактики.
Краткосрочная: ликвидировать вшей и гнид – причину зуда.
Долгосрочная: пациентка продемонстрирует знания о заболевании его, причинах и мерах профилактики. Отсутствие рецидива.
План | Мотивация | |
1. | Подготовить хорошо вентилируемое помещение. | Соблюдение техники безопасности. |
2. | Сообщить пациентке о наличии педикулёза и получить согласие на обработку. | Пациентка имеет право на информацию о своём здоровье. |
3. | Надеть защитную одежду (халат, тапочки, маску (респиратор), фартук, перчатки). | Соблюдение сан. дез. режима и личной безопасности персоналом. |
4. | Снять, если это необходимо, одежду с пациентки и собрать ее в клеенчатый мешок. |
5. | Накройте клеёнкой кушетку и усадите больную, рядом поставьте таз (ведро). | Для сбора волос, вшей. Соблюдение инфекционной безопасности. |
6. | Накройте плечи больной пелериной (накидкой). Обложить лоб и голову пациента по границе волос ватно-марлевым жгутом или скрученным полотенцем. | Предотвращение попадания препарата, волос на кожу и одежду. |
7. | Нанести тампоном на волосы и втереть 20% эмульсию бензилбензоата и оставить на 30 минут или ниттифор на 40 минут. Следите, чтобы эмульсия не попала в глаза больной, а волосы были равномерно смочены. | Лечебное воздействие. |
8. | Голову повязать косынкой, накрыть полиэтиленовой шапочкой. | Профилактика инфицирования. |
9. | Тщательно промыть голову проточной водой, затем с мылом или шампунем и расчесать волосы, наклонив голову над бумагой или пелёнкой. При необходимости подстричь волосы (колтун). | С целью уничтожения токсического действия лекарственного препарата и механического удаления насекомых и их яиц. |
10. | Бумагу (пелёнку) сжечь. Провести дезинфекцию помещения. Подстриженные волосы, бумага или пеленка с вычесанными насекомыми собираются в таз (ведро) и сжигаются. | Соблюдение санитарно-дезинфекционного режима. |
11. | Снять защитную одежду и сдать на обработку. | Соблюдение санитарно-дезинфекционного режима. |
12. | Вымыть руки с мылом. | Соблюдение личной гигиены. |
13. | Вещи больной сдать на дезинфекцию. | Соблюдение санитарно-дезинфекционного режима. |
15. | Подать экстренное извещение в ЦГСЭН по месту жительства больного. Сделать отметку в амбулаторной карте больного и в журнале осмотра на педикулёз. | Противоэпидемические мероприятия. |
16. | Выявить контактных по педикулезу, провести их осмотр, при необходимости сделать обработку. | Противоэпидемические мероприятия в очаге. |
17. | Повторить санитарную обработку больной через 7 дней. | Профилактики рецидива. |
18. | Вести наблюдение за очагом в течение месяца каждые 10 дней. | Противоэпидемические мероприятия. Профилактики рецидива. |
Оценка: после проведённого лечения зуд прекратился, сон нормализовался, беспокойство исчезло. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения с пациентом, доступно, грамотно аргументирует и объясняет:
- профилактику педикулёза;
- причины возникновения педикулёза;
- правила соблюдения личной гигиены;
- правила пользования предметами личного туалета;
- правила проведения общих гигиенических мероприятий.
Студент демонстрирует на муляже технику санитарной обработки волосистой части головы при обнаружении гнид согласно разработанному плану сестринского ухода.
Задача № 5
Пациентка 30 лет доставлена машиной скорой помощи в реанимационное отделение с диагнозом: синдром Лайелла, грипп. Жалобы на высокую температуру, насморк, ломоту во всём теле, головные боли, слабость, болезненные пятна и язвы на теле. Заболела три дня назад, по назначению участкового врача принимала аспирин. На второй день после приёма аспирина на коже появились сначала болезненные красные пятна, затем пузыри, язвы.
Объективно: состояние больной тяжёлое, температура 38,5°С. На коже спины, в подмышечных впадинах, в паховых областях множественные болезненные эритемы, пузыри, эрозии. Поражённая кожа имеет вид ошпаренной кипятком. Слизистая оболочка полости рта резко гиперемирована, местами имеются эрозии. ЧДД 26 вдохов в минуту, АД 110/60, пульс 110 ударов в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке особенности режима питания, личной гигиены, образа жизни на период лечения и после выписки.
3. Продемонстрируйте технику в/в капельного вливания лекарственных веществ.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие:
- лихорадка;
- нарушение сна;
- болезненные эритемы и эрозии;
- нарушение целостности кожных покровов;
- головная боль;
- жажда;
Потенциальные:
- поражение внутренних органов;
- осложнения, связанные с вторичной инфекцией;
- летальный исход.
Приоритетная: болезненные эритемы, эрозии в очагах поражения.
Долгосрочная цель: восстановление целостности кожных покровов к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Соблюдать постельный режим. Обеспечить физический и психический покой | Для уменьшения физической и психической нагрузки |
2. Обильное питьё | Для компенсации потери жидкости. Для снятия симптомов обезвоживания |
3. Менять постельное и нательное белье 2-3 раза в день | Для профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией |
4. Следить за температурой в палате и регулировать работу бактерицидных ламп | Для профилактики инфицирования |
5. Кормить концентрированной жидкой пищей | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма |
6. По назначению врача: | |
- провести промывание желудка; | Для выведения из организма лекарственных препаратов, вызвавших развитие ОЭН; |
- в/в капельное введение жидкости до 2 л в сутки; | для компенсации потери жидкости, белка, поддержания общего состояния; |
- местное лечение (орошение, вскрытие пузырей, туширование эрозий. | для профилактики инфицирования и эпителизации эрозий. |
Оценка: у пациентки отмечается небольшое улучшение состояния, температура снизилась. Эрозии в стадии эпителизации, болезненность в очагах значительно уменьшилась. Цель достигнута частично.
Студент правильно общается с пациенткой, доступно объясняет особенности режима питания, личной гигиены в период лечения.
Студент демонстрирует на муляже технику внутривенного капельного введения жидкости согласно алгоритму манипуляции.