Обычаи и обряды казахского народа
1. Обычаи гостеприимства и взаимопомощи казахов. Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи, так и кыргызы вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ». Гость всегда находился под защитой хозяина. Один из немецких исследователей Казахстана XIX века Ф. фон Хелльвальд писал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым». У казахов существовал обычай конак-асы, согласно которому каждый казах обязывался предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому гостю. В случае отказа оставшийся без угощения и приюта путник мог заявить об этом бию. Нередко за несоблюдение и оскорбление священного обычая гостеприимства скупых хозяев наказывали штрафом - ат-тон айыпы. Отказавший в конак-асы подвергался и общественному осуждению. Обычай ауыз тию (отведать угощение) был древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, казах его не отпускал до тех пор, пока он не отведает угощения. У казахов бытовал и обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое внимание и добрые намерения. Этот обычай помогал переселенцам быстрей привыкнуть к новому месту жительства. У степняков широко бытовал обычай калау, когда гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь. При этом хозяин не мог отказать гостю. Таким образом формировались основы дружеских отношений. Этим обычаем могла воспользоваться и киндик шеше (повитуха) после удачно проведенных родов и рождения здорового ребенка. Кымыз-мурындык был обычаем, связанным с сезоном приготовления кумыса. С началом лета открывался сезон доения кобыл. По этому случаю приглашали аульчан. Угощали их первым кумысом. Устроителям кымыз-мурындыка аксакалы давали свои бата (благословения). У казахов существовал и обычай жылу. Смысл его состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или суровой зимы, пожара, наводнения или голода, получали помощь со стороны одноаульчан или единородцев. Пострадавшим выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это было проявлением сочувствия и сострадания. Отказавший в оказании такой помощи мог быть исключен из рода и выселен. Как правило, исключенный из рода не мог воспользоваться защитой сородичей и практически не имел никаких прав. Он сам и его имущество становились добычей первого встречного грабителя. В Степи получил распространение и обычай журтшылык. Суть его заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Совет старейшин принимал решение просить помощи у народа. Это было показателем сплоченности казахов, проявлением милосердия и заботы о своих ближних и родных. Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также возводили помещения для скота. Асар был ярким отражением братства и единства сородичей. Все работали бесплатно, без какого-либо расчета на вознаграждение. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками. В начале XX в. казахи, используя этот обычай, строили повсеместно светские школы и мечети. Каждый казах обязывался помогать утопающему, предоставлять воду, напиток жаждущему. Однородцы оказывали помощь и в отыскании скота, в организации погони за конокрадами. Всякий степняк в случае крайней нужды и в случае, не требующем никакого отлагательства, имел право воспользоваться лошадью из табуна любого казаха. На это специального разрешения хозяина не требовалось. В случае отказа его присуждали к штрафу ат-тон и подвергали общественному-осуждению.
2. Обычаи приличия и вежливости. При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейкумас-салям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жанын, бала-шаган аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Кудайга шукур, оз мал-жаныныз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз. Одним из правил степного этикета и почтительного отношения казахов к старшим было прибавление частицы -аке(еке) к основе слова: Казбек - Казеке, Дихан -Даке, Бауржан - Бауке. Об этом писал один из известных русских ученых начала XX в. Л. Баллюзек: «Одним из правил киргизской вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы же». Замужние женщины из особого уважения к мужчинам не должны были называть настоящим именем ни одного из родственников своего мужа. При обращении к тестю и теще использовали общепринятые слова ата и ене. Младших братьев мужа называли нежными именами: шырак - светик, жаркын - сияющий, айнам - зеркальце, баурым - родственник и т.д. Другим родственникам придумывали новые и благозвучные имена. Казахи не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту. Невестки старались не попадаться на глаза тестю и старшим братьям мужа. В случае отсутствия хозяина никакой взрослый мужчина не имел права заходить в юрту или дом. Это было непреложным законом Степи. При входе в дом казахи всегда оставляли оружие за юртой. При входе к хану оставляли даже плети. Человек, вернувшийся из поездки, путешествия или с ярмарки, привозил соседям, своим близким и родным различные подарки - ба-зарлык (подарок из поездки). Аксакалы-аула во время еды выбирали ла- комые кусочки и угощали участников трапезы, родных и гостей. Этот обычай получил название асату. Если казах становился обладателем какой-либо новой ценной вещи, то, по обычаю, близкие, родные и друзья давали ему байгазы (подарок). После праздничного угощения женщины брали гостинцы для детей и родственников, оставшихся дома. Этот обычай получил название саркыт и свидетельствовал о том, что люди с уважением относились к еде и как бы приобщали к празднику оставшихся дома родственников. Среди казахов бытовал обычай передачи гостинцев - салемдеме. Давно не видевшиеся близкие люди дарили друг другу подарки в виде драгоценностей, сувениров, угощений и т. д. Получивший салемдеме давал бата (благословение). Гостинцы и подарки делились между родственниками, друзьями и соседями. Для того чтобы сообщить добрую весть, степняки говорили суюнши. Человека, принесшего радостную весть, сказавшего эти слова, хорошо одаривали. Во время охоты молодой всегда отдавал свою лучшую добычу аксакалу, который был вместе с ним. Это делалось без всякого напоминания и принуждения. Издревле среди казахов бытовал обычай ажырасаяк (расставание). Суть его состояла в том, что, когда житель аула перед отъездом на другое место жительства обязательно собирал весь аул и устраивал прощальную трапезу. Уехать из аула неожиданно, не предупредив о своем переезде одноаульцев, членов рода считалось непростительным шагом и осуждалось обществом. Уезжающие оставляли памятные подарки самым близким родственникам. Аульчане же, в свою очередь, желали им доброго пути и благополучия на новом месте. Старейшины давали бата - напутствия.
3. Обычаи уважения старших. В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. В кон. XIX в. один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение». На всех праздниках им отводили почетные места. На собраниях они играли заметную роль. К их словам практически беспрекословно прислушивалась молодежь. Для молодого человека считалось знаком высшей награды получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол. Младший никогда не переходил дорогу старшему. Это правило действовало и в отношении женщин к мужчинам. Младшим по возрасту категорически запрещалось поднимать голос на старших. При беседе младший никогда не перебивал старшего. Перед отправкой в дальнюю дорогу и создании семьи молодые получали благословения старших. Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин.
4. Обычай тамырства. Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплял ся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защитой, поддержкой и покровительством. С появлением на границах Казахстана российского казачества и переселенческого крестьянства обычай тамырства распространился между скотоводческим казахским и оседло-земледельческим населением. Практически каждый казах имел своего тамыра среди российских крестьян и линейных казаков. Это способствовало распространению дружбы между народами. Как правило, они знали язык друг друга, уважали культуру соседнего народа. Бытовал и другой вид этого обычая - достамыр. Это было проявление крепчайшей дружбы. Достамыры были обязаны всегда помогать друг другу. Они могли позволять себе брать друг у друга все, что им могло понравиться. Достамырство переходило от отцов к сыновьям.
5. Обычаи занятия мест для стоянок. Ввиду почти полного отсутствия у казахов земельной собственности, за исключением зимних стоянок, широкое распространение получил обычай временного закрепления пастбищ для своих кочевий. Значительная часть земель казахов находилась в общественном пользовании. Такое положение было закреплено и в ходе административных реформ 1867-1891 годов. При постоянных передвижениях неизбежно возникали споры. Согласно устоявшимся обычаям, руководители аулов, родов должны были оставлять знаки, свидетельствующие о своем прибытии первым. Для свидетельства прибытия делались такие знаки, как втыкание в землю пики или курука; начертанная на песке или глине родовая тамга. Могли и завязывать узлы из высокой кустовой травы. Никто не имел права занимать места, уже отмеченные подобными знаками. В случае одновременного прибытия на место представителей разных аулов ситуация разрешалась следующим образом. Если в спор вступали султан и простой казах, то предпочтение отдавали первому. Если бий и старейшина, то предпочтение отдавали второму. Если в спор вступали бий и простой казах, то предпочтение отдавали первому. Если в споре находились два султана, два бия, два старейшины, два простых казаха, то предпочтение отдавали старшему по возрасту. При равенстве спорящих нередко принимали в расчет старшинство их рода или племени.
6. Обычаи и обряды в области семьи и брака. В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имянаречения - азан шакырып am кою. Суть этого обряда состояла в том, что после рождения ребенка собирали аксакалов аула и с утренним азаном давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Он, читая священные слова из Корана, три раза громко произносил имя ребенку в ухо, называя его. При достижении 3, 5 или 7 лет казахи устраивали обряд сундет топы. Это был обряд обрезания. Приглашались гости, готовилось угощение, устраивались спортивные состязания. Будущая женитьба сына всегда волновала родителей. Невесту высматривали в детском возрасте. Были случаи, когда становились сватами до рождения детей. Искали подходящую семью из хороших, знатных и уважаемых людей. Совершали обряд сватовства. Браки между членами одного рода запрещались до 7-го поколения. Свадебный обряд слагался из следующих элементов: сговора, поездки родителей, посещения женихом невесты, сама свадьба у жениха с чтением молитвы. Отец невесты угощал прибывших сватов куйрук-бауром - обрядовым угощением из печени и курдючного сала. Это ритуальное блюдо подтверждало факт сватовства. Оно налагало на сватающиеся стороны известные обязательства. После этого обряда нельзя было отступать. После официальной части сватовства сторона жениха уплачивала калым (калынмал), в основном, скотом. Его размеры зависели от достатка сватающихся. Размеры калыма простирались от 5 и достигали 1000 голов лощадей. Во время свадьбы дарили кииты - обычай вручения подарков сватам в виде одежды, отрезов материала, скота. Обменивались коржунами (подарками). Обряд бракосочетания носил название неке кию. Казахское традиционное общество большое внимание уделяло подготовке приданого - жасау, которое собирали с детского возраста. В приданое входили юрта, ковровые изделия, одежда, вещи, посуда, скот и т.д. Овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа (обычай аменгерлик). В жизни кочевого казахского народа этот обычай имел важное социальное значение. Потомки покойного оставались в своем роду, не попадали в чужую среду. Живя среди родственников, они никогда не чувствовали себя сиротами и обездоленными. В то же время сохранялись и теплые отношения между сватами. К обычаю усыновления {бауырына басу) прибегали, если семья была бездетна или родившиеся дети не выживали. Усыновляли, как правило, детей близких родственников по предварительной договоренности обеих сторон. Дети, создающие собственный семейный очаг, отделившись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел назывался енши. По обычаю, с родителями оставался только младший сын, и он наследовал все их состояние. Казахи никогда не оставляли своих родителей одних. Нарушителей этого неписаного обычая Степи казахи открыто презирали.
7. Бата. У казахов широкое распространение получил обычай бата (благословение). Бата было обязательным элементом практически любого обряда. Бата произносилось в поэтической форме и было обращено к окружающим. В нем произносящий просил милостей для других. Пожелание произносил старший по возрасту или гость. Авторы бата испрашивали у Всевышнего счастья, материального благосостояния, успехов в разных предприятиях. Бата произносилось с приподнятием ладоней. При этом ладони были обращены к лицу. Благословение заканчивалось словом «ауминъ». Бата остерегало человека от неблаговидных и недостойных поступков, побуждало молодежь к благородным и добрым делам. Предпринимая какое-либо дело, садясь за дастархан или собираясь в дальнюю поездку, каждый казах получал бата аксакалов. Бата же получали при создании семьи. Казахи старались получить благословения для своих детей от уважаемых гостей. С распространением ислама эта традиция развилась еще шире. Со словами благословения выражали соболезнования родственникам покойного.
8. Обычаи обращения (назидания) к детям в целях их лучшего воспитания. Воспитывая своих детей, казахи сформировали целый ряд назиданий. Они передавались из поколения в поколение. Первым должен был приветствовать подходивший к основной массе людей, конный человек - пешего, меньшее число людей - большее. При приеме пищи взрослый начинал трапезу первым. Во время приема пищи запрещалось много говорить. Огромную роль в воспитании детей играли пословицы и поговорки. Они призывали к труду, осмотрительности, человечности: «Бог тому дает, кто правдой живет», «Сила батыра в сноровке», «Неторопливый и на арбе догонит зайца», «Труд - вторая мать человека», «Где единство, там и жизнь», «Кто трудится, тот и сыт», «Летний день год кормит», «У хорошего человека нет чужих», «У нерадивых хозяев в доме правят гости», «Джигиту и семь ремесел мало». Поэтому не случайно многие исследователи подчеркивали положительные черты характера номадов. Например, русский генерал Бро-невский в 1830 г. писал: «Простодушны и добры до беспредельности... гостеприимны в полной степени... Русского и всякого иностранца принимают у себя радушно; склонности к самоубийству не приметно, человекоубийство редко». Бата - напутствие, пожелание. Курук - палка с привязанной к концу веревкой для ловли лошадей. Баллюзек Лев (1822-1899) - известный российский ученый, исследователь обычного права казахов. В 1865 г. был назначен военным губернатором Тургайской области и в этой должности проработал 12 лет.
§27. СОЗДАНИЕ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОКРУГА (1854 г.)
1. О казахах на правобережье Иртыша. С 1771 г. на правобережье Иртыша на временной основе стали переходить значительные массы казахов. В 1788 и 1798 гг. царское правительство начало выдавать казахам официальные разрешения для перехода на правобережную сторону на постоянной основе. Во-первых, это делалось с целью ослабить власть Уали хана. Во-вторых, в случае дальнейшего игнорирования просьб казахов о переходе на внутреннюю сторону существовала угроза их откочевок в пределы Китая. В-третьих, правобережье Иртыша представляло собой территорию, на которую российские крестьяне в то время не переселялись. Правобережных казахов российские власти стали называть «верноподданными», «внутренними», или «станичными». Они управлялись своими султанами и родоправителями, во главе которых стоял влиятельный правитель Султанбет. А территорию, которую они занимали, называли «Землей верноподданных киргиз». Степные казахи стали называть их «ишки казахтар» («внутренние казахи») или «поддан». Между левобережными и правобережными казахами по-прежнему заключались брачные отношения. «Внутренние» казахи нередко хоронили своих умерших родственников на степной стороне на кладбищах своих предков. Показываясь в русских селениях на «добрых» конях, они хорошо одевались. Гостей или чиновников местной администрации они угощали чаем, кумысом и сухофруктами, которые доставлялись из Бухары и Ташкента. В самом нач. XIX в. «внутренние» казахи сделали попытку прибрать приграничную торговлю в свои руки. Но со стороны региональных властей они встретили активное противодействие. К 20-м г. XIX в. численность «внутренних» казахов дошла до 12 тысяч человек. Большинство из них занимались скотоводством, часть - земледелием. По подсчетам 1819 г., «внутренних» казахов насчитывалось 2250 хозяйств. Они имели 1200 голов верблюдов, около 70 тыс. лошадей, 13 тыс. голов крупного рогатого скота и 14 тыс. баранов.
2. Причины создания Семипалатинского внутреннего округа. С каждым годом на правобережье Иртыша становилось все больше и больше казахов. Так, в 1851 г. здесь уже насчитывалось 18 985 кочевников. Это были казахи аргынских, кыпчакских, керейских и уаковских племен. В их пребывании были свои особенности. Они не платили царскому правительству никаких налогов. Правобережные казахи с самого момента перевода на правую сторону Иртыша не имели своего отдельного управления. В период обострения отношений между казахами и переселенческим крестьянством остро поднимался вопрос: какой власти им подчиняться - губернской, горнозаводской (кабинетной) или казачьей. Царская администрация запретила «внутренним» казахам контактировать со своими степными соплеменниками. За переходы через пограничную линию их обязывали уплачивать ремонтную пошлину. В условиях ограниченного контроля властей казахов стали подозревать в конокрадстве. Поэтому были неоднократные попытки выселить правобережных казахов на степную сторону. С 1824 г. в степной части Северо-Восточного Казахстана один за другим стали появляться внешние округа. С этого времени правобережные казахи стали настойчиво обращаться к местным властям с просьбой создать для них отдельное управление в виде «Степной думы». Но решение этой проблемы затягивалось.
3. Открытие Семипалатинского внутреннего округа. Конфликты между правобережными казахами, с одной стороны, и крестьянами Томской губернии, сибирскими казаками - с другой, усиливались. Получило заметное распространение такое явление, как конокрадство. Как правило, в угоне крестьянского скота обвиняли, в первую очередь, «внутренних» казахов. В этих условиях 9 мая 1854 г. было издано «Положение об управлении Семипалатинской области». Согласно одному из пунктов нового положения, из числа правобережных казахов был образован новый Семипалатинский внутренний округ. Ширина этой территории составляла примерно 30000 верст, а длина достигала около 800 верст, простиравшаяся от Омской крепости до Усть-Каменогорской. Новый округ был образован на территории Томской губернии и причислен к новой Семипалатинской области. Были приняты меры к приведению верноподданных казахов к новой присяге. Казахи Семипалатинского округа были освобождены от воинской повинности. За основу организации управления нового округа был взят известный «Устав о сибирских киргизах». Но были введены еще некоторые изменения и дополнения. Также был создан окружной приказ.
4. Состав окружного приказа. Окружной приказ возглавляли окружной военный начальник, который выступал в роли председателя окружного приказа, а также старший султан, выступавший в роли его товарища (заместителя). В состав окружного приказа входили и три российских и один казахский заседатели. Окружной начальник назначался из армейских или казачьих штаб-офицеров по предложению генерал-губернатора Западной Сибири. Руководитель округа утверждался в должности указом императора по представлению министра внутренних дел. Власть поддерживалась внутренней стражей из казаков Сибирского линейного казачьего войска. Управление в новом округе стало носить чисто военный характер. Порядок административного деления Семипалатинского внутреннего округа совпадал с аналогичным делением во внешних казахских округах. Округ делился на волости, а волости - на аулы. Аул состоял в среднем из 50-70 кибиток (хозяйств), а волость - из 10-12 аулов. Волости управлялись султанами или почетными казахами, аулы - старшинами.
5. Порядок выборов. Старшины и волостные управители избирались на неопределенное число лет и утверждались соответственно Окружным приказом и пограничным начальником. Старший султан и казахский заседатель избирались на три года и утверждались генерал-губернатором Западной Сибири. Но право участвовать в выборах старших султанов и заседателей, а также быть избранным, предоставлялось всем султанам, волостным управителям и казахам, имеющим чины и медали. Царизм пошел по пути смещения с властных должностей потомков Чингисхана. Последующие события показали, что старшими султанами в Семипалатинском внутреннем округе сразу же стали представители «черной кости»: Токпан Айтуаров, Тюйте Нурекенов и другие. Окружной начальник, имея полномочия земского исправника, выполнял и обязанности окружного судьи. Функции волостных управителей и аульных старшин Семипалатинского внутреннего округа и внешних округов были идентичными. Они выполняли работу низовой колониальной администрации.
6. Судебная власть. Судебная власть в округе представляла собой видоизменение традиционного казахского суда биев с привнесением элементов российского суда. Для разбора дел, которые возникали между внутренними казахами, из каждой волости выбирался один присяжный, а из числа наиболее уважаемых родоправителей - бии. Биев в должности утверждали в Окружном приказе. Суд проходил под председательством присяжного бия, в присутствии двух других биев от двух тяжущихся сторон. Присяжный бий мог решать дела и единолично при согласии обеих сторон. Решения биев могли быть обжалованы в Окружном приказе.
7. Повинности. Достаточно хорошо был отлажен и механизм сбора налогов и отправления повинностей. Местные казахи должны были платить ясак с 60 голов скота, который поступал в общий государственный доход. Для сравнения: казахи внешних округов платили ясак со 100 голов одну. Никаких льготных лет для них установлено не было. Взималась и ремонтная пошлина в случае пребывания их на казачьей земле. Были предусмотрены меры наказания за умышленное утаивание скота. В первый раз виновных наказывали двойным ясаком и личным наказанием. А во второй взыскивали тройную ясачную подать. Также с казахов взыскивали пеню в сумме 15 рублей серебром и подвергали судебному наказанию. Сбором ясачной подати занимались волостные управители. Казахское население несло повинности, связанные с устройством внутренних дорог, предоставлением жилища (юрт) и топлива для приезжих чиновников.
8. Историческое значение создания Семипалатинского внутреннего округа. Создание Семипалатинского внутреннего округа означало окончательное правовое закрепление казахов на правобережье Иртыша. Борьба казахов за возвращение правобережья Иртыша, берущая свое начало еще с XVII-XVIII в., закончилась успехом. Закрепившись на правом берегу Иртыша, казахи стали устремляться дальше на восток в пределы соседних российских губерний. Позднее это привело к тому, что в 1880 году на территории Кулундинской степи для кочевания казахов Тобольской и Томской губерний была дополнительно выделена территория общей площадью в 1 миллион десятин земли. В 1868 г. Семипалатинский внутренний округ был ликвидирован, и его территория вошла в состав Павлодарского и Усть-Каменогорского уездов Семипалатинской области. Кабинетные земли - земли, принадлежавшие императорской семье Романовых на территории Алтайского горного округа.
Ремонтная пошлина - плата кочевников за пребывание на землях, принадлежащих и контролируемых сибирскими казаками. Эта пошлина шла на восстановление конского поголовья. Султанбет торе (XVIII в.) - двоюродный брат хана Абылая, султан Среднего жуза. Он управлял прииртышскими казахами. Был одним из инициаторов перехода казахов на правобережье Иртыша. В 1781 году после смерти хана Абылая был одним из трех претендентов на ханский престол.