Макро и микроэлементы и их влияние на организм ребенка
макро- и микроэлементы контролируют все жизненно важные процессы в организме, и если этих компонентов питания не хватает, активность ферментов снижается, и процессы жизнедеятельности становятся разбалансированными, что приводит к снижению адаптационных возможностей детского организма, нарушению обмена веществ, задержке физического и интеллектуального развития. Витамины, макро- и микроэлементы - незаменимые пищевые вещества, которые в организме человека практически не образуются, но без них он не может существовать. В подавляющем большинстве они должны поступать извне и в достаточном количестве.
Макроэлементы - химические элементы, содержание которых исчисляется в организме человека граммами. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, хлор, железо и др. Потребность организма в минералах-макроэлементах велика.
Микроэлементы – это цинк, медь, йод, фтор и прочие. Их количество в организме измеряется в микрограммах.
Макро- и микроэлементы обеспечивают нормальную работу главных систем организма (мышечной – участвуют в процессе сокращения мышц, пищеварительной и сердечно-сосудистой). Их нехватка или полное отсутствие могут привести как к серьезным заболеваниям, так и к гибели организма.
17.Влияние минеральных веществ на детский организм(кальций, фосфор, железо0 Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.
Важнейшие неорганические компоненты питания человека подразделяются на три группы. Первую из них - макроэлементы — составляют железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. К микроэлементам относят йод, фтор, маргаганец, алюминий, бром, цинк, никель, мышьяк, кобальт, кремний. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа входят в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвуют в формировании красящего вещества мышц (миогло-бина), а примерно 21% откладывается «про запас» в печени и селезенке. Суточная потребность взрослого здорового человека в железе (10—20 мг) восполняется обычным сбалансированным питанием. Наиболее богаты железом сушеные белые грибы, печень и почки убойного скота, персики, абрикосы, рожь, зелень петрушки, картофель, репчатый лук, тыква, свекла, яблоки, айва, груши, фасоль, чечевица, горох, толокно, куриное яйцо, шпинат. Железо из различных продуктов усваивается неодинаково. Например, гемовос (геминовое) железо, входящее в состав гемоглобина крови, миоглобина мышц, мясной, рыбной пищи, клетками слизистой оболочки тонкой кишки всасывается практически полностью, чего нельзя сказать о железе, входящем в состав продуктов растительного происхождения или, например, в состав куриного яйца. Всасываемость железа в кишечнике человека обычно не превышает 20% от общего его содержания в смешанном пищевом рационе. Кальций непосредственно участвует в самых сложных процессах, таких как свертываемость крови; поддержание должного равновесия между возбуждением и торможением коры головного мозга; поддержание должного кислотно-щелочного равновесия внутренних сред организма и нормальной проницаемости стенок кровеносных сосудов. Кроме того, длительный недостаток кальция в пище нежелательно сказывается на возбудимости сердечной мышцы и ритме ее сокращений. Рацион взрослого здорового человека должен содержать от 0,8 до 1 г кальция. Потребность в нем возрастает при беременности, кормлении ребенка грудью, при лечении переломов костей. Высоким содержанием кальция отличаются свежее и сквашенное молоко, творог, сыры, соя, хрен, зелень петрушки, репчатый лук, толокно, урюк и курага, яблоки, сушеные персики, груши, миндаль, яичный желток. Фосфор. Преобладающая его часть (до 81)%) сосредоточена в костной ткани. Поэтому обмен фосфора, кальция и магния тесно связан. Суточная потребность человека колеблется в пределах от 1000 до 1500 мг. Наиболее богаты фосфором молоко, творог, сыры, белые сушеные грибы, яичный желток, грецкие орехи, многие крупы (особенно рис), соевая мука, зеленый горошек, урюк и курага, изюм, говядина и говяжья печень, мясо кролика.
18.Влияние минеральных веществ на детский организм (селен.магний, медь)Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.
Важнейшие неорганические компоненты питания человека подразделяются на три группы. Первую из них - макроэлементы — составляют железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. К микроэлементам относят йод, фтор, маргаганец, алюминий, бром, цинк, никель, мышьяк, кобальт, кремний. Медь необходима для регулирования процессов снабжения клеток кислородом, образования гемоглобина и «созревания» эритроцитов. Способствует она также более полной утилизации организмом белков, углеводов и повышению активности инсулина. Для всех этих процессов человеку ежедневно необходимы 2 мг меди, которые, как правило, содержатся в рационе, включающем овощи и плоды, мясо, хлебобулочные изделия, рыбу. Считается также, что литр питьевой воды содержит 1 мг меди. Больше всего ее в говяжей и свиной печени.
Магний непременный участник ферментативных процессов, обеспечивающих биосинтез белков и обмен углеводов. Он также обладает успокаивающим, сосудорасширяющим и мочегонным действием, способствует должному поддержанию тонуса стенок кровеносных сосудов и усиливает процессы торможения в коре головного мозга. Суточная потребность взрослого человека в магнии составляет 350—500 мг, при беременности и лактации — 1000—1200 мг; для детей до трех лет — 140 мг, от 4 до 6 лет – 220, от 7 до 10 лет — 300 и от 11 до 13 лет — 400 мг. Больше всего магния содержат продукты растительного происхождения, особенно миндаль, грецкие орехи, пшеница, многие крупы, абрикосы, белокочанная капуста.
19.Влияние минеральных веществ на детский организм (бром, йод, цинк0)Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.
Йод. Почти половина его у человека находится в щитовидной железе, так как йод является важнейшим компонентом вырабатываемого ею гормона — тироксина. При длительном недостатке йода в пище развивается зобная болезнь (тиреотоксикоз). Довольно много йода содержат морская капуста, кальмары, креветки, морские рыбы. Есть он также в некоторых плодах, овощах, а также в молоке и молочных продуктах. Суточная потребность в соединениях йода составляет 0,1—0,2 мг. При сочетательном дефиците в рационе йода, меди, кобальта и марганца нарушается обмен витамина С, а также снижается количество эритроцитов крови.
Цинк входит в состав ряда важнейших ферментов, обеспечивающих должное течение окислительно-восстановительных процессов и тканевого дыхания. Специфические последствия длительного недостатка цинка в пище — это прежде всего снижение функции половых желез и гипофиза голоного мозга. Чтобы этого не случилось, человек должен ежедневно получать с пищей 10—15 мг цинка, которого больше всего в мясе гусей, фасоли, горохе, кукурузе, говядине, свинине, курице, рыбе, говяжьей печени. Есть цинк также в молоке, яблоках, грушах, сливе, вишне, картофеле, капусте, свекле и моркови.
20.Влияние минеральных веществ на детский организм(кобальт, фтор). Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.
Кобальт. Недостаточное его потребление проявляется некоторыми нарушениями функции центральной нервной системы, малокровием, снижением аппетита. Кобальт способен избирательно угнетать дыхание клеток злокачественных опухолей и тем самым, конечно, их размножение. Другим специфическим достоинством кобальта считают способность его в 2—4 раза интенсифицировать противомикробные свойства пенициллина. Больше всего кобальта содержат говядина, виноград, редис, салат, шпинат, свежий огурец, черная смородина, клюква, репчатый лук, говяжьи печень, особенно телячья. В сутки человек должен съедать с пищей 0,1— 0,2 мг кобальта.
Фтор – весьма важный микроэлемент в человеческом организме. Фтор и фторид (fluoride) - соединение фтора с различными компонентами - содержатся в зубах, костях, щитовидной железе и коже. В среднем в организме около 2,6 г фторида.
Фтор играет важную роль в процессах костеобразования, формирования зубной эмали и дентина. Он угнетает процессы тканевого дыхания, окисления жирных кислот, тормозит активность костной фосфатазы и деятельность щитовидной железы.
Зубы: Без фтора невозможно формирование крепких зубов. Он защищает зубы от кариеса и разрушений, образуя соединение с кальцием и фосфором более устойчивое по твердости, чем другие соли кальция. Организм не может повторно пустить эти соединения в циркуляцию для компенсации своих потребностей в кальции. Если рацион женщины во время беременности содержит достаточные дозы фторида, то зубы ребенка будут менее подвержены кариесу. Молочные зубы начинают формироваться в течение первых нескольких месяцев беременности, а постоянные – в течение последних нескольких месяцев. Фтор влияет на прочность зубов и их восприимчивость к кариесу.
Кости: При адекватном потреблении фтора кости становятся крепкими и невосприимчивыми к дегенеративным процессам.
Другие функции: Фтор способствует быстрому заживлению ран и улучшает абсорбцию железа.
21.Какие гигиенические навыки нужно привить детям при приеме пищи?
Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.