Сестринские технологии в профилактической медицине

Профилактика в медицине, совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека. Различают индивидуальную и общественную П. Индивидуальная П. предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная П. включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Современное понятие о П. включает систему комплексных государственных, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью устранение факторов, вредно действующих на здоровье людей, а также обеспечение всестороннего развития физических и духовных сил человека. Таким образом, П. в широком смысле означает мероприятия по создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п. В области медицины это — мероприятия, предупреждающие болезни (например, иммунизация), сохраняющие здоровье и продлевающие жизнь.

Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев аппарата государственного управления, медицинских учреждений.

Какова же роль среднего медицинского звена в профилактике?

Основное направление в работе участковой медсестры - это профилактика.

Первичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на устранение причин возникно­вения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, соблюдение гигиенических норм и правил.

Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося заболевания, на раннее выявление доклиничес­ких признаков заболеваний (на стадии предболезни).

Третичная профилактика — это предупреждение инвалидности и реабилитация больных.

Акцент должен делаться на первичной профилак­тике, т. е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

1.Основой профилактического направления является диспансеризация, а первым и обязательным этапом диспансеризации являются профилактические осмотры.

Проведение медицинских осмотров:

· при приеме на работу или поступление в учебное заведение;

· при приписке и призыве на воинскую службу;

· для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов, либо с повышенной опасностью для окружающих;

· для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и другие;

· осмотры так называемых декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и других) с целью предупредить распространение ряда заболеваний.

Медсестра принимает активное участие в проведении медицинских осмотров и диспансеризации.

2.Другим направлением профилактической деятельности, в котором активно участвует медсестра, является вакцинация.

Вакцинация — это стратегическое направление в борьбе с ГВ (гепатитом вирусным), дифтерией и столбняком. Прививая против ГВ (гепатит вирусный), одновременно защищает медиков от гепатита D и первичной гепатоцеллюлярной карциномы. Раз в 10 лет необходимо проводить ревакцинацию медицинского персонала против дифтерии и столбняка. Для многих инфекционных болезней вакцинация является основной и ведущей мерой профилактики. К их числу вполне обоснованно относилась натуральная оспа. Иммунизация является также первейшей мерой для профилактики дифтерии, полиомиелита, столбняка. Близко к ним примыкает корь, коклюш (при наличии эффективной малореактогенной вакцины).

Известно, что для того, чтобы достаточное количество населения согласилось на проведение прививок, необходима большая разъяснительная работа со стороны среднего медицинского звена.

3. Мероприятия по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков способствуют резкому снижению материнской и детской смертности, предупреждению послеродовых заболеваний, развитию здорового поколения. Большую профилактическую работу проводят женские и детские консультации, родильные дома, детские сады, ясли.

Медсёстры могут и должны разъяснять пагубные последствия абортов на возможность иметь детей, курения и приёма алкоголя на здоровье детей, обучать беременных женщин целесообразному образу жизни во время беременности, поведению в родах, уходу за новорожденным и грудным ребёнком, созданию безопасной окружающей среды для детей разного возраста, проводить санитарно-гигиеническое обучение в детских садах и школах, проводить дородовые патронажи беременных женщин, знакомясь с

с будущей матерью, оценивая состояния здоровья матери и отца, выявление факторов риска, условий работы беременной, наличия профессиональных вредностей, особенностей социально-психологического климата в семье, вредных привычек у супругов. Она участвует в сборе акушерского анамнеза. На основании всех данных медсёстры дают советы по питанию, режиму дня, сна, советуют исключить профессиональные вредности, если таковые имеются, избегать конфликтных ситуаций.

Во время второго дородового патронажа медсетра проводит контроль за выполнением беременной женщины назначение врача женской консультации и рекомендаций, данных на первом патронаже. Прогнозируется состояние здоровья будущего ребенка, возможное развитие гипогалактии. Во время патронажа медсестра рассказывает о подготовке уголка новорожденного, течении послеродового периода, рекомендует перечень предметов, необходимых в уходе за новорожденным, при необходимости оказывает помощь в организации уголка будущего ребенка.

Так как некоторые женщины не встают на учет в женскую консультацию или не проживают по месту регистрации, они выявляются активно, и к ним для проведения патронажа приходит медсестра.

Медсестра проводит первичный врачебно-сестринский патронаж новорожденного проводится в первый день после выписки из ротдома. В это же время она получает от родителей новорожденного родовой сертификат и доставляет его старшей медицинской сестре отделения. Во время патронажа медсестра даёт матери рекомендации по вскармливанию, режиме дня, сна, прогулок. Мать обучается уходу за новорожденным, правильной обработке пупочной ранки. Медсестра уточняет анамнез - социальный, генеалогический, течение всего периода беременности, характер родов, срок прикладывания к груди. Особо выделяет значение естественного вскармливания, как в период ранней адаптации новорожденного, так и на протяжении первого года жизни. Медсестра посещает новорожденного раз в неделю, а если есть показания, то чаще. При выявлении групп риска дети берутся под особый контроль и наблюдаются по графику, составленному врачом. На последнем патронаже медсестра приглашает маму с ребенком на прием и разъясняет важность вакцинопрофилактики против вирусного гепатита «В». Также даёт талоны к узким специалистам (неврологу, хирургу, ортопеду, окулисту, УЗИ брюшной полости).

Согласно приказу № 307 в первый месяц ребенок проходит консультацию узких специалистов: хирург, невролог, ортопед, окулист по назначению, УЗИ брюшной полости.

В три месяца консультация: невролога, общий анализ крови, общий анализ мочи.

В шесть месяцев консультация: невролога по назначению.

В девять месяцев консультация: хирурга, стоматолога.

В двенадцать месяцев консультация: хирурга, ортопеда, окулиста, невролога, лора, стоматолога, ОАМ, ОАК, соскоб на энтеробиоз, кал на я/гл., ЭКГ, гинеколог для девочек.

Медсестра объясняет мамам важность прохождения осмотров узкими специалистами, а также важность лабораторного обследования в профилактике заболеваний.

4.Медсестра осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, факторов риска социально значимых болезней. Медсёстры могут принимать активное участие в первичной профилактике заболевания, а также во вторичной профилактике, принимая участие в организации и работе школ для беременных (школа материнства), для больных с сердечной недостаточностью, для больных на хроническом диализе, для больных артериальной гипертензией, для больных с заболеванием суставов и позвоночника, для больных бронхиальной астмой, для больных сахарным диабетом и прочих школах.

5. Проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг:

· диспансерное наблюдение пациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

· организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

· доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;

· организация совместно с органами социальной защиты населения медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

· обучение членов семьи организации безопасной среды для пациента;

· осуществление ухода и обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента.

Источник:

http://meduniver.com/Medical/Microbiology/1517.html MedUniver

http://xreferat.ru/55/2197-1-sestrinskoe-delo-v-semeiynoiy-medicine.html

Наши рекомендации