Техника постановки очистительной клизмы детям разного возраста

Уход за больным ребенком

Авторы: Качаровская Е.В.

Канарская Э. В., Лютикова О. К.

Московская областная предметная комиссия

Преподавателей педиатрии

Г.

Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при уходе за больным ребенком (сборник 3)

Пероральная регидратация. 3

Техника постановки очистительной клизмы детям разного возраста. 4

Техника постановки лекарственной клизмы детям.. 6

Техника введения газоотводной трубки детям разного возраста. 8

Постановка согревающего компресса на околоушную область. 9

Техника проведения ингаляций детям.. 10

Техника проведения ножной и ручной ванны детям.. 10

Техника постановки горчичников детям.. 12

Техника обработки полости рта при стоматитах и молочнице. 13

10.Техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребёнка. 14

Разведение (приготовление) и введение антибиотиков детям.. 16

Применение грелок для согревания недоношенного. 18

Подготовка и применение пузыря со льдом.. 19

Промывание желудка. 20

Введение противодифтерийной сыворотки. 22

Техника обработки кожных складок при опрелости у грудного ребенка. 24

Техника обработки пупочной ранки и кожи

При гнойной инфекции у новорожденных. 25

Пероральная регидратация.

Цель: --- восстановить водно–солевой баланс организма;

--- ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.

Оснащение: --- мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

--- бумага, ручка (для фиксации потерь жидкости);

--- растворы:

- бессолевые – сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, каротиновая смесь;

- сахарно-солевые – в 1 литре кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «домашний регидрон» - отварить в 1 литре воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочками моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ½ ч.л. питье-вой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и остудить;

- глюкозо-солевые - «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюко-солан»

- минеральная вода без газов

Примечания: 1. расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач

2. после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 суток

3. критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
2.Приготовить бессолевой раствор, развести солевой раствор согласно инструкции Обеспечение чёткости выполнения процедуры
3.Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости выполнения процедуры
4.Необходимое на первые 6 часов количество жидкости налить в мерную ёмкость и передать маме или ребёнку для выпаивания Обеспечение адекватной регидратационной терапии
5.Обучить мать/ ребёнка проведению учёта и фиксации потерь жидкости  
Выполнение манипуляции
1.Поить грудного ребёнка по 1-2 ч.л. через 5-10 мин. или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст.л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом
2.Медсестра проводит учёт и фиксацию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности терапии
3.Через 4-6 часов проверить признаки эксикоза у ребёнка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.) Возможны 3 варианта состояния: а) эксикоз нарастает - перейти на в/венное введение растворов б) эксикоз уменьшился, но ещё сохраняется – повторить проведённые мероприятия в) эксикоза нет – перейти на поддерживающую регидратацию – каждые 4-6 часов энтерально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 часов (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксировать продолжающиеся потери жидкости Оценка эффективности проведённого этапа пероральной регидратации     Вводимый раствор не всасывается в кишечнике Рассчитанное для первичной регидратации количество раствора не смогло восполнить имеющиеся у ребёнка потери жидкости Профилактика повторного развития эксикоза при невосполнении продолжающихся потерь жидкости
4.При отсутствии рвоты постепенно увеличивать дозу питья на один приём Адекватное увеличение объёма циркулирую- щей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию проводить до прекра-щения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пер- оральной регидратации

Техника постановки очистительной клизмы детям разного возраста

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс и газов.

Показания: - задержка стула,

- отравления,

- подготовка к операциям,

- проведение лекарственной клизмы,

- подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям органов

брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:- воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;

- неясные боли в животе;

- выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

- геморрой;

- кровотечения из прямой кишки.

Оснащение: - стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до №9

или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребёнка:

баллон №1 (30 мл) – новорожденному ребёнку;

баллон №2 (60 мл), №3 (75 мл), №4 (100 мл) – грудному ребёнку;

баллон №5 (150 мл) – ребёнку 1 года;

баллон №6 (200 мл) – ребёнку 2-3 лет и т.д.;

детям до 9 лет – до 400 мл, старше 9 лет – 500мл и более;

- кипячёная вода (температура 28-30 градусов);

- стерильный вазелин или глицерин;

- фартук, резиновые перчатки;

- шпатель, марлевые салфетки;

- клеёнка, пелёнка;

- ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство, чувство страха, отказ родителей от выполнения

манипуляции, повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребёнку суть и ход предстоящей процедуры, получить согласие. Право пациента (родителей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеёнчатый фартук, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности персонала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеёнку, сверху пелёнку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя бельё
4.Заполнить грушевидный баллон кипячёной водой комнатной температуры – детям старшего возраста, 28-30 градусов – детям раннего возраста 5.Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Холодная вода стимулирует перистальтику кишечника     Облегчение введения наконечника в прямую кишку
6. Грудного ребёнка уложить на пеленальный стол на спину с приподнятыми кверху и прижатыми к животу ножками. Между ног положить рыхло скомканную пелёнку. Детей старшего возраста – на кушетку или кровать на левый бок, ноги прижаты к животу Допустимое положение для выполнения данной процедуры   Анатомическая особенность расположения прямой и сигмовидной кишки
Выполнение манипуляции
1.В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возраста. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприятных ощущений у ребёнка. Учет анатомических изгибов прямой кишки
3.Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4.После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребёнка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не разжимая баллона. Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин.) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудных детей испражнения выделяются в рыхло скомканную пелёнку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7.Убедиться, что процедура прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности процедуры
Завершение манипуляции
1. Подмыть ребёнка после акта дефекации, обсушить кожные покровы, одеть ребёнка Обеспечение комфортного состояния после процедуры
2. Погрузить использованные предметы в ёмкость с дезраствором Обеспечение инфекционной безопасности
3.Снять фартук, перчатки, поместить их в дезраствор Обеспечение инфекционной безопасности
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
5.Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента Обеспечение преемственности сестринского ухода

Примечания: обработка резинового баллона производится путём погружения в дезраствор (2% веркон , пресепт, 0,3% аламинал). Затем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин., промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

Наши рекомендации