Ветеринарное делопроизводство. Ветеринарный учет и отчетность в хозяйствах
В ветеринарном деле учет и отчетность имеет существенное государственное значение. Их объективность и полнота позволяют не только оценить все показатели ветеринарных мероприятий с точки зрения эффективности в динамике, но и видеть в перспективе развитие эпизоотической ситуации, ее прогнозирование, положение дел с заболеваемостью и сохранностью животных, состояние животноводства в целом.
Они основаны на первичной регистрации и последующем обобщении данных о движении заболеваний и падеже животных (включая птиц, пушных зверей, разводимых в хозяйствах, рыб, пчел), диагностических исследованиях, профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятиях, выполняемых учреждениями государственной ветеринарной сети и работниками ветеринарных служб колхозов, совхозов, комплексов, других хозяйств, предприятий и организаций, а также на транспорте и государственной границе.
Ветеринарный учет и ветеринарная отчетность также дают объективную информацию о ветеринарно-санитарном состоянии животноводства, объеме и эффективности мероприятий по сохранению поголовья скота, птицы и других видов животных, о результатах надзора за санитарным качеством продукции животноводства, транспортировки животных, продуктов и сырья животного происхождения.
Учет как система регистрации фактов заболеваемости и смертности животных, результатов деятельности ветеринарной службы и ее состояние, является основой для объективной оценки своевременности и качества ветеринарных мероприятий. Это – основной материал для принятия ветеринарными органами решений о срочных, текущих и перспективных задачах ветеринарной службы, для разработки планов профилактических и оздоровительных мероприятий, по кадровым и финансовым проблемам.
Следовательно, первичному ветеринарному учету подлежат все специальные меры, выполняемые ветеринарными работниками, санитарное состояние животноводства, выявленные болезни, заболевшие и павшие от болезней животные, пункты, где регистрировались инфекционные и паразитарные болезни скота и птицы; животные, подвергнутые прививке вынужденно и с профилактической целью, дегельминтизации, лечебно-профилактическим обработкам против инфекционных и паразитарных болезней, другие виды работ,
Учетную документацию ведут по диагностическим исследованиям и лечению животных, результатам ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, молока, кожевенного и мехового сырья, шерсти и другой продукции животноводства на мясокомбинатах, убойных пунктах, в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы и других ветеринарных учреждениях. В районных и других ветеринарных лабораториях учитывают количество проведенных бактериологических, вирусологических и других исследований патологического материала, кожевенного сырья (на сибирскую язву), серологических исследований сыворотки крови животных и т.д.
Подлежат ветеринарному учету также скот и птица, продукты и сырье животного происхождения, прошедшие осмотр при экспортных и импортных операциях на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, количество вагонов и судов, продезинфицированных после перевозки указанных грузов.
Первичную регистрацию заболеваний и падежа животных, а также диагностических исследований, профилактических, лечебных, ветеринарно-санитарных мероприятий и ветеринарно-санитарной экспертизы ведут в журналах, книгах, карточках единой формы, устанавливаемой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Записи полагается вести в процессе выполнения соответствующей работы или непосредственно по ее окончании. При отсутствии типовых журналов можно приспосабливать для этих целей любой подходящий, но внести в него требуемые реквизиты (графы). Все журналы (книги) учета должны быть переплетены, пронумерованы страницы, прошнурованы и скреплены печатью учреждения, чтобы исключить возможность подделки регистрируемых данных.
На титульном листе обозначают назначение журнала (книги), наименование учреждения (хозяйства, организации), даты начала и окончания записей.
Журналы (книги) учета в ветеринарии подлежат хранению в течение трех лет со времени окончания в них записей (за исключением подлежащего постоянному хранению журнала для записей эпизоотического состояния района).
В соответствии с действующей «Инструкцией по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности» в различных отраслях ветеринарного дела утверждено 43 учетных формы. Однако для животноводческих хозяйств наиболее актуальными являются 3, а именно журналы – для регистрации больных животных, для записи противоэпизоотических мероприятий и для учета дезинфекции, дератизации, дезинсекции. Кроме того, ветслужба хозяйства обязана вести Книгу предметно-количественного учета ветеринарных товаров и Книгу учета ядовитых лекарственных средств.
Как пример, «Журнал для регистрации больных животных» (сельхозучет форма 1-вет) предназначен для регистрации больных животных всеми болезнями, записи оказанной им лечебной помощи и исхода болезни. Его ведут ветеринарные лечебные учреждения и специалисты хозяйств, закрепленные за определенными производственными подразделениями (ферма, бригада, отделение и т.п.).
В данном учетном документе делают записи больных животных.
Для отражения фактического состояния мер борьбы с болезнями животных, а также результатов надзорной и другой деятельности ветслужб введена специальная периодическая отчетность, формы которой утверждаются Министерством статистики и анализа. Отчеты составляют на основе учетных документов в точно установленные сроки.
Бланки отчетов изготавливаются типографским способом по единым образцам и одного размера и ими снабжают органы государственной ветеринарии и все другие ветслужбы.
В районном звене отчет составляется ветспециалистом, возглавляющим ветеринарную службу, в двух экземплярах, один из которых представляется вышестоящему органу государственной ветеринарии (райветстанции). Райветстанции и органы вышестоящие одновременно представляют экземпляр отчета соответствующим подразделениям Госкомстата. Порядок заполнения граф единый, унифицированный в наименовании показателей и обозначений. Документ оформляется четко, разборчиво, без исправлений.
В настоящее время введены в действие следующие 12 форм ветеринарной отчетности:
1-вет – О заразных болезнях животных (ежемесячно);
1-вет А – О противоэпизоотических мероприятиях (ежеквартально);
2-вет – О незаразных болезнях животных (2 раза в год);
3-вет – О болезнях рыб (1 раз в год);
4-вет – О работе ветлабораторий (1 раз в год);
5-вет – О ветеринарно-санитарном надзоре на мясоптицеперерабатывающих предприятиях (2 раза в год);
6-вет – О ветеринарно-санитарном надзоре на мясокомбинатах (2 раза в год);
7-вет – О заразных болезнях, выявленных при перевозке животных железнодорожным и водным транспортом (1 раз в год);
8-вет – О ветеринарно-санитарном надзоре при перевозках продукции животноводства железнодорожным и водным транспортом (1 раз в год);
9-вет – О ветеринарно-санитарной обработке вагонов (1 раз в год);
10-вет – О работе пограничного контрольного ветеринарного пункта (1 раз в год);
13-вет – О выявленных нарушениях ветеринарно-санитарных правил при перевозках животноводческих грузов железнодорожным и водным транспортом (1 раз в год).
Ранее указанным нормативным правовым документом по Правилам госветнадзора утверждена отчетность результатов государственного ветеринарного контроля на поднадзорных объектах.
Кроме указанных периодических отчетных форм, при появлении особо опасных инфекционных болезней животных (сибирская язва, ящур, чума свиней и др.) ежедекадно представляются срочные (оперативные) донесения.
Ветеринарное законодательство(содержание, значение).
В настоящее время деятельность ветеринарной службы регламентируются ветеринарным законодательством, основу которого составляют Закон Республики Беларусь «О ветеринарном деле», ветеринарный устав и ряд других нормативных правовых актов, направленных на охрану здоровья животных, защиту людей от болезней, общих для человека и животных, выпуск доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения.
Закон Республики Беларусь «О ветеринарном деле»
Верховным Советом 12-го созыва 2-го декабря 1994 года был утвержден Закон «О ветеринарном деле», подписанный Президентом Республики Беларусь (в дальнейшем – Закон).
Он, закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных отношений в сфере ветеринарной деятельности суверенного государства, организационные, правовые основы ветеринарного дела, основные задачи ветеринарных служб, их организационную структуру, систему руководства ветеринарным делом, функции государственной и ведомственной ветеринарии, права и обязанности государственных ветеринарных инспекторов, ветспециалистов ведомственных служб; отражает вопросы правовой и социальной защиты специалистов государственной ветеринарной службы; определяет основные меры по профилактике и ликвидации болезней животных. Закон устанавливает порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной ветслужбы, научного обеспечения ветеринарного дела, а также ответственность за нарушение ветеринарного законодательства. Следовательно, исполнение этого нормативного правового акта направлено на обеспечение ветеринарного благополучия животноводства, выпуск доброкачественной животноводческой продукции, охрану здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, а также - государственной границы от заноса опасных болезней скота из иностранных государств.
Содержание Закона «О ветеринарном деле», как определяющего документа в отношении правовых, организационных и специальных основ ветеринарной медицины в Республике Беларусь, в кратком аспекте сводится к следующему. Он состоит из 8 глав и 29 статей. В 1-й главе (общие положения) дается определение некоторых специальных терминов. В частности, термином «ветеринарные средства» определяются как биологические, растительные, химические, фармакологические ветеринарные препараты, другие средства для диагностики болезней и лечения больных животных, а также специальные приборы, инструменты, материалы, оборудование, транспортные средства. В понятие «животные» включаются сельскохозяйственные, домашние, зоопарковые, цирковые животные, а также пушные звери, птицы, рыбы, пчелы и другие представители животного мира. В «продукты животного происхождения» включаются: мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыбы и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, продукты пчеловодства, шкуры, шерсть, волос, пушнина, пух, перо, эндокринные железы и внутренности, кровь, кости, рога, копыта и другие продукты животного происхождения. Таким образом, в Законе отсутствует такое понятие как, «сырье животного происхождения».
Во 2-й статье перечислены основные задачи ветеринарной службы.
1. Предупреждение и ликвидация заразных и незаразных болезней животных;
2. Оказание лечебной помощи больным животным;
3. Защита животных от воздействия экстремальных природных и техногенных факторов;
4. Организация и проведение лабораторно-диагностических исследований;
5. Защита людей от болезней, общих для животных и человека;
6. Контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготовляемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей;
7. Охрана территории Республики Беларусь от заноса опасных болезней животных из иностранных государств;
8. Контроль за выполнением юридическими и физическими лицами установленных ветеринарно-санитарных правил;
9. Развитие ветеринарной науки и подготовка ветеринарных кадров.
3-я – 4-я статьи посвящены вопросам управления ветеринарным делом и законодательству о ветеринарном деле, праву на ветеринарную деятельность.
В 6-й и 7-й статьях определяется состав ветеринарной службы в Республике Беларусь и понятие о ветеринарных инспекторах. Установлено, что ветеринарная служба состоит из государственной и ведомственной, а также ветслужб предприятий, иных юридических и физических лиц. Руководители республиканских, областных, городских и районных органов управления ветеринарным делом, транспортной и пограничной служб – являются на обслуживаемой территории одновременно главными государственными ветеринарными инспекторами, а их заместители – заместителями главных госветинспекторов. Главные специалисты этих органов, руководители госветслужб на рынках, мясокомбинатах, других мясоперерабатывающих предприятиях, ветврачи государственной границы и транспорта являются государственными ветеринарными инспекторами в зоне их деятельности.
В статье 8 изложены функции государственной ветеринарной службы, которая наделяется особыми правами и обязанностями в области ветеринарного дела. Ей предписывается:
а) осуществление ветеринарно-санитарных профилактических мероприятий по предупреждению заразных и незаразных болезней животных;
б) осуществление совместно с органами здравоохранения мер по профилактике и ликвидации болезней, одинаково опасных для животных и людей;
в) оценка эпизоотического положения в стране и дача юридическим и физическим лицам, выращивающим животных, обязательных для выполнения указаний относительно осуществления профилактики и ликвидации заразных болезней животных, проведения клинических и лабораторных исследований в целях установления диагноза заболевания животных, а также оценки качества кормов, кормовых добавок и воды, используемых в животноводстве;
г) дача ветеринарно-санитарной оценки производимым, перерабатываемым и хранящимся продуктам животного происхождения;
д) исследование на рынках пищевых продуктов;
е) контроль за ветеринарно-санитарным состоянием объектов, подконтрольных ветеринарной службе, а также осуществление контроля за использованием ветеринарных препаратов в ветеринарии и животноводстве, оценка их эффективности и воздействие на здоровье животных, а также качество продуктов животного происхождения;
ж) осуществление ветеринарного надзора за перевозками на территории Республики Беларусь, экспортом и импортом животных, продуктов, полученных от них, а также кормов и иных грузов, подконтрольных ветеринарной службе;
з) осуществление мер по охране территории Республики Беларусь от заноса опасных болезней животных из стран близкого и дальнего зарубежья.
Статьи 9-10 регламентируют компетенцию республиканских органов управления ветеринарным делом и права ветеринарных инспекторов.
В 11-й статье говорится о том, что министерства и ведомства Республики Беларусь могут создавать ветеринарные службы, структура которых определяется ими же.
Важной в Законе является 12-я статья, в которой излагаются обязанности и права ветспециалистов ведомственной службы, а также ветслужбы юридических и физических лиц.
3-я глава в 13 и 14-й статьях определяет правовую и социальную защиту специалистов государственной ветеринарной службы. В частности, специалисты государственных ветеринарных органов независимы в своей профессиональной деятельности. Органы местного управления и самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с животноводством, торговлей, транспортировкой животных, переработкой, хранением и торговлей продуктами животного происхождения - обязаны предоставлять безвозмездно в пользование госветслужбе служебные помещения с коммунальными услугами, необходимое оборудование и средства связи.
Основные меры по профилактике и ликвидации болезней животных регламентируются 4-й главой Закона (статьи 15-22).
Глава 5-я (статьи 23-25) определяет принципиальный порядок финансирования и материально-технического оснащения государственной службы.
Научное обеспечение ветеринарного дела излагается в главе 6-й (статьи 26-27), где говорится, что научное обеспечение ветеринарного дела осуществляет Академия аграрных наук Республики Беларусь.
Глава 7-я со статьей 28 посвящена ответственности за нарушение ветеринарного законодательства. Установлено, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении Ветеринарного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность (дисциплинарную, материальную и пр.).
Ветеринарный устав Республики Беларусь
Данный правительственный нормативный правовой акт разработан в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 2.12.94 г. № 3424 «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О ветеринарном деле» и утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1995 года № 475 «О мерах по дальнейшему развитию ветеринарного дела в республике» (п. 2).
Необходимость принятия Ветеринарного устава (в дальнейшем - Устав) диктовалась тем, что в Законе «О ветеринарном деле» закрепляны принципы и нормы регулирования наиболее важных отношений в сфере ветеринарной деятельности республики. Устав призван расширить, детализировать, уточнить толкование и смысловое содержание отдельных статей Закона, установить дополнительные требования в ряде сфер ветеринарии, конкретизировать поставленные перед ветслужбой задачи, сделать более доступными и понятными для всех ветспециалистов, должностных лиц и граждан вводимые нормативные правовые акты в ветеринарном деле республики, применительно к наиболее типичным производственным ситуациям.
Устав содержит 10 разделов и 64 пункта. В «общих положениях» показывается, что в Республике Беларусь осуществляется система государственных ветеринарных, ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических и других мероприятий.
Во 2-м разделе «Ветеринарная служба Республики Беларусь и ее задачи» (п. 2) подтверждается, что ветеринарная служба Республики Беларусь представляет собой государственную и ведомственную ветеринарные службы, а также ветслужбу предприятий и других юридических и физических лиц.
В п. 3 показана структура ветеринарных служб. Согласно этому пункту и положениям постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 1999 года № 706 «Об улучшении организации ветеринарного обслуживания животноводства и укреплении материально-технической базы ветеринарной службы республики», от 9 августа 2002 года № 1084 «О некоторых вопросах управления ветеринарной службой и от 14 апреля 2003 года №493 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1995 г. № 475» государственную ветеринарную службу составляют: Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия; ГУ «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте; ГУ «Белорусский государственный центр», управления (отделы) ветеринарии комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов; областные и межрайонные ветеринарные лаборатории; районные и городские ветеринарные станции с диагностическими отделами; лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках; участковые ветлечебницы.
В состав ведомственных ветслужб входят: ветеринарные службы Министерства обороны, Белкоопсоюза, других министерств и ведомств.
К ветеринарным службам предприятий, других юридических и физических лиц относятся: ветслужбы объединений, ассоциаций, мясокомбинатов, других мясоперерабатывающих предприятий, птицефабрик, племенных хозяйств, колхозов, совхозов, животноводческих комплексов, крестьянских (фермерских) и кооперативных хозяйств, других субъектов хозяйствования; ветеринарные кооперативы и ветспециалисты, имеющие лицензии на предпринимательскую ветеринарную деятельность.
В п.4 Устава детализируются основные задачи ветеринарной службы Республики Беларусь. Здесь их поставлено 15.
В 3-м разделе «Руководство ветеринарной службой и организация ветеринарного дела» в п.п. 5-11 устанавливается структура государственной ветслужбы и руководство ею. В частности показано, что ветеринарной службой в республике руководит Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия (далее – Главветупр), наделенное правами юридического лица. В п. 12 подтверждается профессионально-законодательная инициатива Главветупра, который в пределах своей компетенции подготавливает и вносит на утверждение Минсельхозпроду приказы, инструкции, положения, правила и указания по вопросам ветеринарии. Эти документы после регистрации в Министерстве юстиции являются обязательными для исполнения всеми министерствами и другими центральными органами управления, хозяйствами, предприятиями и т.п., занимающимися животноводством, производством, переработкой, хранением и реализацией продуктов животного происхождения, производством кормов и ветпрепаратов. При Главветупре образуется совет по ветеринарным делам (п. 13). В п. 14 приведен состав государственных ветеринарных инспекторов.
Пункт 15 констатирует, что органы государственной власти и управления, руководители предприятий, учреждений, организаций и граждане обязаны оказывать содействие ветеринарным специалистам в осуществлении ими своих служебных обязанностей. Должностные лица и граждане, препятствующие законной деятельности госветинспекторов, несут ответственность в соответствии с законодательством республики. В п.п. 16-17 показаны обязанности и права государственных ветеринарных инспекторов.
4-й раздел Устава посвящен такому важному вопросу как «Обязанности юридических и физических лиц, ветеринарных специалистов по профилактике и ликвидации болезней животных». В п. 18 закреплено положение, что юридические и физические лица, занимающиеся животноводством, производством, переработкой, хранением и реализацией продуктов животного происхождения, несут ответственность за здоровье животных, выпуск доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения. В частности они обязаны:
- обеспечить охрану животноводческих ферм и комплексов от заноса заразных болезней, строительство в этих целях необходимых ограждений и соответствующих ветеринарно-санитарных объектов, не допуская ввоза в хозяйство животных и их перемещения внутри хозяйства без разрешения ветспециалистов, завоза на фермы и скармливания животным некачественных кормов, посещения ферм (комплексов) посторонними лицами, а также заезда на их территорию транспорта, не связанного с обслуживанием этих объектов;
- содержать изолированно в течение 30 дней всех вновь поступающих в хозяйство животных и использовать их отдельно в течение этого срока, немедленно известив о поступлении животных главного ветврача района (города) или ветспециалиста госветучреждения, обслуживающего это хозяйство, ветврача хозяйства; не допускать безнадзорного содержания животных (включая птиц) на территории ферм и комплексов, населенных пунктов;
- содержать в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии животноводческие фермы, дворы, помещения и сооружения для животных и хранения, переработки животноводческой продукции, обеспечивать по указанию ветспециалистов их дезинфекцию и дератизацию, а также своевременную уборку, техническую утилизацию или уничтожение трупов животных;
- содержать в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии пастбища, водоемы, места погрузки (выгрузки) животных на транспортные средства на рынках, выставках, базарах, убойных пунктах и других местах скопления животных;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные нормы и требования при строительстве и эксплуатации животноводческих помещений, других объектов и сооружений, связанных с содержанием животных, переработкой и хранением животноводческой продукции, ветеринарных объектов, рыбохозяйственных водоемов, убойных цехов (пунктов) и т.п. Прием в эксплуатацию указанных объектов производится комиссионно с обязательным участием госветинспектора;
- обеспечивать выполнение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил содержания, кормления и использования животных, а при их заболевании своевременное принятие мер к оказанию лечебной помощи и ликвидации заболевания;
- представлять ветспециалистам по их требованию животных для осмотра, диагностических исследований, проведения прививок, обработок и других противоэпизоотических мероприятий, создавать ветработникам необходимые условия для проведения ветмероприятий, а также предъявлять животноводческую и растениеводческую продукцию для ветеринарной экспертизы;
- немедленно извещать ветучреждение, обслуживающее хозяйство, ветспециалиста хозяйства обо всех случаях внезапного падежа животных или подозрения их в заболевании заразными болезнями, до прибытия ветспециалиста принять меры к изолированному содержанию заболевших животных. Не допускать без разрешения ветспециалиста употребления в пищу, продажи, скармливания животным молока, мяса и других продуктов убоя животных, а также перегруппировки, вывоза и продажи больных и подозрительных в заболевании животных;
- обеспечить строительство в хозяйствах необходимых ветеринарных объектов (лечебницы, лаборатории, аптеки, изоляторы и т.д.) и помещений бытового назначения для работников животноводства.
Пункт 19 регламентирует, что обязательные мероприятия по профилактике и ликвидации заразных болезней по перечню Главветупра (карантинные инфекции), а также оказание экстренной помощи больным животным осуществляется за счет государственного бюджета.
В п.. 20-23 Устав регламентирует обязанности ветспециалистов по предупреждению заразных болезней животных, а также перечень важнейших мероприятий, которые они должны выполнять в случае установления заразной болезни или при подозрении на заразное заболевание животных.
5-й раздел Устава посвящен порядку установления и снятия карантина при инфекционных болезнях животных (п.п. 24-33).
6-й раздел именуется: «О предупреждении заноса заразных болезней животных в Республику Беларусь из других государств». В соответствии с этим приводится в п.п. 34-40 перечень мероприятий, проводимых в республике и на государственной границе по надзору подконтрольных госветслужбе грузов в рамках экспортно-импортных операций.
7-й и 8-й разделы Устава закрепляют перечень обязательных мероприятий и систему ветеринарно-санитарного надзора за перевозками (перегоном) животных, продуктов животного происхождения, а также за заготовкой и убоем животных, заготовкой, хранением и переработкой продуктов животного происхождения и торговлей ими (п.п. 41-59).
Порядку производства и применения в животноводстве и ветеринарии ветеринарных препаратов, других средств защиты животных и контроля за их качеством посвящен 9-й раздел (п.п. 60-63), а ответственности за нарушение ветеринарного законодательства - 10-й раздел (п. 64).