Эластогидродинамическая смазка
Условия работы сопряжений машин характеризуются широкими интервалами изменения скорости и давления, большими перепадами температуры, значительным изменением вязкости смазочных материалов. Рабочие поверхности деталей машин нельзя считать абсолютно твердыми и гладкими. Все это вызвало необходимость разработки эластогидродинамической теории смазки.
Основным отличием эластогидродинамической смазки от гидродинамической является упругая деформация поверхностей детали в зоне контакта и, как следствие, переменная толщина пленки смазочного материала в зазоре.
Физический механизм взаимодействия поверхностей в условиях эластогидродинамической смазки можно представить следующим образом.
При относительном перемещении рабочих поверхностей деталей в процессе трения качения или трения скольжения смазочный материал, адсорбированный поверхностями трения, оказывается как бы зажатым в зазоре между ними.
Высокое давление, действующее в зоне контакта деталей, вызывает увеличение вязкости смазочного материала. В центральной части зазора, заполненного смазочным материалом, вследствие упругой деформации участки контактирующих поверхностей почти параллельны. Поэтому скорость течения масла на этом участке почти постоянна.
На выходе из зазора, в том месте, где прекращается упругая деформация поверхностей, величина зазора резко уменьшается (рис. 6.4), снижается и толщина смазочной пленки.
Свойство неразрывности потока обусловливает стремительное увеличение скорости прохождения объема смазочного материала через эту область. При этом резко возрастает гидродинамическое давление в слое смазочного материала.
Рис. 6.4. Схема распределения давления в зоне контакта цилиндрических поверхностей деталей в условиях эластогидродинамической смазки
Большие перепады давления в сочетании со скольжением поверхностей приводят к тому, что смазочный материал работает в зоне контакта при больших скоростях сдвига. Внутреннее трение слоев масла в этих условиях вызывает повышение температуры в зоне контакта на десятки, и даже сотни градусов. Поле температур в слое смазочного материала неравномерное. Вязкость масла вследствие сложного распределения температуры и давления также меняется неравномерно как поперек пленки, так и в ее плоскости. Все эти факторы в совокупности приводят к сложному поведению смазочного материала в зоне контакта, вызывая явления, аналогичные взрывным.
В условиях эластогидродинамической смазки работают опоры скольжения и качения, а также элементы зубчатых передач. Процессы, происходящие в зоне контакта деталей, работающих в режиме эластогидродинамической смазки, необходимо учитывать при расчете сопряжений, обосновании режимов их работы, при подборе смазочных материалов и оценке долговечности основных элементов сопряжений.
При расчете и конструировании сопряжений часто в качестве критерия работоспособности используют толщину пленки смазочного материала. Чем больше толщина пленки смазочного материала в зазоре между деталями, тем меньше энергетические потери на трение, меньше износ и выше усталостная долговечность элементов сопряжения.
Обычно в зоне контакта при эластогидродинамической смазке толщина пленки смазочного материала составляет от 0,1 до 10 мкм. На толщину пленки масла влияют геометрия контакта, шероховатость и характер относительного перемещения поверхностей, вязкостно-температурные свойства смазочного материала.
Для условий контактирования цилиндрических поверхностей среднюю толщину h пленки определяют по формуле
(6.2)
где R — приведенный радиус, R = R1R2 /(R1 ± R2); R1, R2 — радиусы цилиндрических поверхностей контактирующих деталей, R1 > R2; μ и а — динамическая вязкость и пьезокоэффициент базового масла, входящего в состав пластичного смазочного материала, при температуре на входе в зону контакта; р0 — максимальное давление в контакте по Герцу; Е' — приведенный модуль упругости, Е' = Е/(1 – γ2); у — коэффициент Пуассона; υ — средняя скорость перемещения поверхностей деталей, υ = (υ1 + υ2)/2; υ1 и υ2 — скорости перемещения соответственно первой и второй поверхностей.
Выражение (6.2) используют для расчета как внешнего, так и внутреннего касания. В случае внешнего касания при расчете приведенного радиуса берут знак плюс, а для внутреннего касания — знак минус.
Для определения толщины пленки смазочного материала в эллиптическом контакте применяют формулу
(6.3)
где Rx — приведенный радиус кривизны, Rx = XlxR2x/(Rlx ± R2x); R1x, R2x — радиусы кривизны соответственно первой и второй поверхностей в сечении, проходящем через направление качения или скольжения (см. рис. 6.4, ось х) и общую нормаль к поверхностям (см. рис. 6.4, ось z), R1x>R2x; X — показатель, характеризующий кривизну поверхностей в сечении yz, Х=Rx,/Rу; Rу — приведенный радиус кривизны поверхностей в сечении yz; Ry = R1yR2y/(R1y±R2y); Rly, R2y — радиусы кривизны поверхностей в сечении yz, R1y> R2y; 0< Х <1.
Для того чтобы учесть ухудшение условий теплоотвода при высоких скоростях качения, величины, полученные по формулам (6.2), (6.3), необходимо умножить на коэффициент
где ψT — показатель теплофизических свойств смазочного материала, ψT=μδυ3/k;
δ — температурный коэффициент вязкости масла; k — теплопроводность смазочного материала.
При недостаточном количестве смазочного материала в зоне контакта толщину пленки для цилиндрических поверхностей можно оценить по формуле
(6.4)
где ε — расстояние от границы мениска масла на входе в зазор до зоны упругой деформации поверхностей;
формула (6.4) справедлива при условии
При высоких значениях нагрузки и температуры, а также при малых скоростях перемещения поверхностей существенное влияние на процесс зластогидродинамической смазки оказывает шероховатость рабочих поверхностей.
Для оценки влияния шероховатости на работоспособность пленки смазочного материала и вид смазки используют отношение толщины пленки к среднему арифметическому значению высот выступов микронеровностей. Для режима эластогидродинамической смазки оно равно 3—5. При уменьшении этой величины до 2—3 образуются точки непосредственного контакта поверхностей. В этом случае внешняя нагрузка, приложенная к сопряжению, частично воспринимается пленкой смазочного материала и уравновешивается внутренним гидродинамическим давлением масла, а частично передается на выступы микронеровностей в точках контакта поверхностей. При таком характере взаимодействия поверхностей смазку называют полужидкостной. При дальнейшем снижении отношения толщины смазочной пленки к высоте выступов микронеровностей устанавливается граничная смазка.
Граничная смазка
Гидродинамическая и эластогидродинамическая виды смазки возможны только в тех случаях, когда рабочие поверхноти деталей сопряжения полностью разделены слоем смазочного материала. Однако такие условия обеспечиваются далеко не всегда.
В начале относительного перемещения поверхностей деталей из состояния покоя основное количество масла часто бывает вытеснено из рабочей зоны под действием сил нормального давления.
Изменение геометрических параметров деталей вследствие износа также ведет к ухудшению условий смазки. В результате на поверхностях трения остается только тонкая пленка смазочного материала. Эта пленка, имеющая толщину всего в несколько молекулярных слоев, весьма прочно связана с металлической подложкой силами молекулярного взаимодействия и поэтому теряет свойства, присущие жидкости в большом объеме. Смазка, соответствующая таким условиям взаимодействия поверхностей, называется граничной.
Граничная смазка имеет следующие особенности:
–толщина слоя смазочного материала настолько мала, что между
выступами неровностей противолежащих поверхностей существует механическое взаимодействие;
–из-за отсутствия объемных свойств жидкости в тонких смазочных слоях гидродинамические явления в зоне контакта несущественны;
–характер контактирования рабочих поверхностей при трении определяется поверхностными взаимодействиями между тонкими слоями граничных пленок смазочного материала и материалами деталей.
Таким образом, при граничной смазке трение обусловлено свойствами тонкого слоя жидкого смазочного материала, которые отличаются от свойств того же смазочного материала в объеме, и взаимодействием материалов поверхностей трения, смазочного материала и окружающей среды.
Механизм граничной смазки по сравнению с механизмами смазки других видов сложен вследствие происходящих различных по своей физической природе процессов адсорбционного, физико-химического и механического взаимодействия.
Адсорбционные и физико-химические процессы происходят на границе взаимодействия пленки масла с материалом детали. Механическое взаимодействие поверхностей трения обусловлено малой толщиной смазочного слоя.
Основное назначение граничной смазки состоит в создании между поверхностями трения пленки, способной уменьшить число прямых взаимодействий выступов неровностей контактирующих поверхностей деталей.
Условия граничной смазки могут быть обеспечены не только с помощью жидкого или пластичного смазочного материала, но также и при использовании твердых смазочных материалов.
Коэффициент трения в условиях граничной смазки fгс представляет собой сумму трех слагаемых
где fтв, fж, fпр — составляющие коэффициента трения, обусловленные соответственно механическим взаимодействием твердых поверхностей, внутренним трением слоев смазочного материала и сопротивлением трения, вследствие пропахивания поверхности выступами неровностей при повреждении смазочной пленки.
Это выражение можно представить следующим образом:
где а — доля номинальной площади, на которой происходит механическое взаимодействие рабочих поверхностей деталей; σтв — прочность на срез твердого материала детали; σж — сопротивление относительному перемещению слоев смазочного материала; р — среднее номинальное давление в зоне контакта.
В выражении (6.5) второе слагаемое значительно меньше первого. Необходимым условием существования граничной смазки является наличие в зоне трения смазочного материала, прочность которого достаточно велика, чтобы выдержать внешнюю нагрузку и защитить рабочие поверхности деталей от механического разрушения. Составляющая fпр настолько мала, что ею можно пренебречь без существенной погрешности.
Несмотря на малую толщину граничной пленки смазочного материала (до 0,5 мкм), коэффициент трения твердых поверхностей в режиме граничной смазки значительно меньше, чем в условиях трения без смазочного материала.
Если одна из деталей, работающих в условиях граничного трения, выполнена из эластомерного материала, то в полостях между выступами неровностей поверхности, заполненных смазочным материалом, возникает эластогидродинамический эффект. Сила трения при граничной смазке эластомеров складывается из сил сопротивления перемещению выступов неровностей твердой поверхности по поверхности эластомера, сил сопротивления относительному перемещению слоев смазочного материала, а также гистерезисной составляющей силы трения, обусловленной упругим деформированием поверхности эластомера.
Коэффициент трения в режиме граничной смазки для эластомера по аналогии с выражением (6.5)
где β — доля номинальной площади, на которой происходит непосредственный контакт поверхности эластомера с выступами неровностей твердой поверхности; fг — составляющая коэффициента трения, учитывающая гистерезисные явления в контакте.
Особенностью эластомеров является то, что коэффициент трения в условиях граничной смазки у них примерно равен коэффициенту трения без смазочного материала. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что введение смазочного материала в зону трения эластомера по твердой поверхности не обязательно приводит к снижению коэффициента трения скольжения, а в отдельных случаях может вызвать даже некоторое его увеличение. В этом заключается одно из наиболее характерных отличий процессов трения эластомеров от аналогичных процессов для твердых поверхностей.