ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Характеристика свойств неметаллических материалов
Цели занятия: В результате выполнения данного практического занятия студент должен знать:
-методы измерения параметров и определения свойств материалов;
студент должен уметь:
-определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве.
Формируемые компетенции ПК- 3 ОК- 1, 2, 3, 4
Литература: Черепахин, А.А. Материаловедение [Текст]: учебник для СПО / А.А. Черепахин – 3-е изд-е, стереотипное – М.: Изд-кий центр Академия, 2008.– 256 с.: ил.
Ход работы
1.Организационный момент - подготовиться к проведению практического занятия, приготовить рабочую тетрадь, изучить данные методические указания, прочитать задания данного занятия, выбрать свой вариант. При теплопередаче теплопотери qT (5.1) зависят от толщины стенки теплоизоляции δ (дельта) единица измерения метры (рисунок 5.1), перепада температур t1 и t 2,коэффициента теплопроводности теплоизоляционного материала λ, Вт/(м×0С):
(5.1),
преобразуя формулу (5.1) получим толщину стенки теплоизоляционного материала δ(5.2)
Таблица 5.1
Плотность «ρ», коэффициент теплопроводности «λ» и удельная теплоемкость «с» строительных теплоизоляционных и других материалов при 200С | |||||||||||||
Материал | ρ,кг/м3 | t,°C (T, K) | λ,Вт/(м×0К) | с, кДж/(кг×0К) | |||||||||
Асбест распушенный 3-й сорт | — | 0,087+0,24×10-3T | 0,816 | ||||||||||
Асбест распушенный 6-й сорт | — | 0,11+0,19×10-3T | 0,816 | ||||||||||
Асбестовый картон | — | 0,16—0,17×10-3T | 0,816 | ||||||||||
Асбестовый шнур | — | 0,13—0,15×10-3T | 0,816 | ||||||||||
Асбошифер с высоким содержанием асбеста | 0,17÷0,35 | — | |||||||||||
Асбошифер с 10-50% асбеста (сухой) | 20 (293,15) | 0,64÷0,52 | — | ||||||||||
Бумага обыкновенная | — | 20 (293,15) | 0,14 | 1,51 | |||||||||
Гипс (формованный сухой) | 20 (293,15) | 0,43 | 0,8÷0,92 | ||||||||||
Картон | — | 20 (293,15) | 0,14÷0,35 | 1,51 | |||||||||
Кирпич: красный машинной формовки | 0 (273,15) | 0,77 | 0,88 | ||||||||||
Кирпич: силикатный | 0 (273,15) | 0,81 | 0,84 | ||||||||||
Карболит черный | 50 (323,15) | 0,231 | — | ||||||||||
Льняная ткань | — | — | 0,088 | — | |||||||||
Пробковые плиты сухие | 148÷198 | 80 (353,15) | 0,042÷0,053 | 1,76 | |||||||||
Стеклянная вата | 154÷206 | 88 (361,15) | 0,051÷0,059 | — | |||||||||
Коэффициент линейного расширения αL, коэффициент теплопроводности λ и удельная теплоемкость с материалов при t=20°C | |||||||||||||
Материал | αL×106K-1 | λ,Вт/(м×К) | с,кДж/(кг×К) | ||||||||||
Металлы | |||||||||||||
Алюминий | 220÷230 | 0,9 | |||||||||||
Медь | 0,39 | ||||||||||||
Углеродистая сталь | 10÷15 | 0,48 | |||||||||||
Олово | 0,23 | ||||||||||||
Титан | 0,52 | ||||||||||||
Цинк | 0,39 | ||||||||||||
Полимеры. | |||||||||||||
Термопласты | 40÷300 | 0,1÷0,4 | 0,8÷2,0 | ||||||||||
полипропилен | 100÷120 | 0,16 | 1,9 | ||||||||||
Эластомеры | 50÷250 | 0,1÷0,3 | 1,3÷1,8 | ||||||||||
Пористые полимеры | — | 0,02÷0,04 | — | ||||||||||
Керамики. | |||||||||||||
Глинозем | 8÷9 | 20÷40 | 0,7 | ||||||||||
Таблица 5.2 | |||||||||||||
варианты | |||||||||||||
qT (вт) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
t 1 | |||||||||||||
t 2, | |||||||||||||
материал | Асбест распушенный 3-й сорт | Асбест распушенный 6-й сорт | Асбестовый картон | Асбошифер с высоким содержанием асбеста | Асбошифер с 10-50% асбеста (сухой) | Бумага обыкновенная | Гипс (формованный сухой) | Картон | |||||
материал | Алюминий | Медь | Углеродистая сталь | Олово | Титан | Термопласты | Алюминий | Медь | |||||
варианты | |||||||||||||
qT (вт) | |||||||||||||
t 1 | |||||||||||||
t 2, | |||||||||||||
материал | Кирпич: красный машин-й формовки | Карболит черный | Гипс (формованный сухой) | Асбошифер с высоким содержанием асбеста | Пробковые плиты сухие | Стеклянная вата | Кирпич: силикатный | Льняная ткань | |||||
материал | Титан | полипропилен | Алюминий | Медь | Углеродистая сталь | Эластомеры | Пористые полимеры | Олово | |||||
2.Контроль и актуализация теоретических знаний студентов. Ответить на вопросы:
2.1.Отчего зависит толщина слоя изоляции?
2.2.Какие материалы выбираются для теплоизоляции?
3.Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы, соблюдении правил техники безопасности, охраны труда.
4.Самостоятельная работа студентов – выполнение заданий с использованием данных методических указаний.
5.Подведение итогов работы, обсуждение итогов и оценка работы студента.
Порядок выполнения работы:
Задание № 1.Расчитать какой толщины должна быть теплоизоляция (варианты таблица 5.2) при заданной разнице температур t 1 и t 2
Задание № 2Заполнить таблицу 5.3 и сравнить материалы по свойствам теплоизоляции.
Таблица 5.3 Протокол расчетов
qT (вт) | t 1 | t 2, | материал | материал | λ,Вт/(м×0С) | δ1 | δ2 |