III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………………………..…2
Практическое занятие № 1
Ортодонтия как раздел стоматологии.
Цель, задачи, направление развития специальности.
Оснащение ортодонтического кабинета. Антропометрический метод исследования лица и головы пациента. ..……………………………….….…..3
Практическое занятие № 2
Оттиски, оттискные материалы, применяемые в ортодонтии. Классификация и общая характеристика свойств современных оттискных материалов.……………..…………..……………….28
Практическое занятие № 3
Диагностические модели челюстей.
Методы изучения диагностических моделей челюстей...……………………44
Практическое занятие № 4
Общие представления об ортодонтических аппаратах, раскладка сил при их применении, способах фиксации, принципах опоры.
Виды ортодонтических аппаратов…………………………………………….67
Практическое занятие № 5
Принципы конструирования ортодонтических аппаратов.
Детали съемных ортодонтических аппаратов (кламмера, вестибулярные дуги, пружины). Классификация, назначение, техника изготовления……………81
Практическое занятие № 6
Базис ортодонтического аппарата. Изготовление в условиях зуботехнической лаборатории. Особенности изготовления ортодонтических коронок. Особенности действия, конструкции, применение ……………….…………100
Практическое занятие № 7
Винты. Виды. Особенности установки в ортодонтические аппараты……..117
Практическое занятие № 8
Понятие о норме и патологии в ортодонтии.
Норма прикуса в различные периоды его формирования. Общие представления о диагностике зубочелюстных аномалий……………………131
Литература……………………………………………………………………149
ТЕМА: Ортодонтия как раздел стоматологии. Цель, задачи, направление развития специальности. Оснащение ортодонтического кабинета. Антропометрический метод исследования лица и головы пациента.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Ортодонтия–развивающийся раздел стоматологии,занимающийся
изучением этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, созданием методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, управлением роста челюстей, нормализацией функций зубочелюстной системы, устранением эстетических нарушений, влиянием на развитие смежных органов и всего организма в целом.
Вторая половина XX века характеризуется бурным развитием ортодонтии, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительные успехи достигнуты в разработке новых методов лечения аномалий прикуса, которые находят все более широкое применение. Недостаточное знакомство с достижениями ортодонтии приводит в практической работе к применению устаревших, малоэффективных методов лечения, к неправильному техническому изготовлению новых конструкций ортодонтических аппаратов и клиническим ошибкам.
Несмотря на увеличивающийся поток научно-практической информации по ортодонтии, который отражается в специальной литературе,
некоторые вопросы остаются недостаточно освещенными. Мало внимания уделяется планированию ортодонтических мероприятий при лечении детей, страдающих кариесом зубов, заболеваниями краевого периодонта и плохим гигиеническим состоянием полости рта. Имеются разрозненные данные о зависимости сроков и объемов ортодонтического лечения от выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от контакта пациента с лечащим врачом. Недостаточно также сведений об ортодонтической протетической помощи при зубочелюстных аномалиях, обусловленных врожденными пороками развития лица и челюстей, а также повреждениями зубочелюстной системы.
Проблема оказания ортодонтической помощи остается весьма актуальной в связи со значительной распространенностью зубочелюстных аномалий. В связи с расширением представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями организма требуется качественно новый подход к вопросам организации ортодонтической помощи в нашей стране. В настоящее время наметилось 6 основных направлений ее развития с учетом возраста нуждающихся в лечении и специфики врачебных мероприятий:
I. Профилактическая ортодонтия среди организованных детских коллективов.Для реализации задач оказания ортодонтической помощисреди организованных детских коллективов необходимо при проведении плановой санации полости рта в детских садах и школах организовать выявление детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении.
Целесообразно было бы не только выявлять таких детей, но и проводить профилактику зубочелюстных аномалий с учетом их возраста и имеющихся причинных факторов. Основные профилактические мероприятия включают в себя:
1) применение лечебной гимнастики, как самостоятельного метода терапии с целью нормализации функций челюстно-лицевой системы;
2) проведение сошлифовывания режущих краев и бугров отдельных зубов или их групп с целью профилактики развития сагиттальных, вертикальных и трансверзальных аномалий прикуса в раннем возрасте;
3) назначение массажа уздечки языка, верхней и нижней губы для увеличения их эластичности, а также массажа альвеолярных отростков и отдельных зубов для их правильного расположения в зубной дуге.
II. Специализированное лечение детей и подростков в условиях укрупненных ортодонтических отделений или кабинетов включает лечение аномалий прикуса, зубных рядов, отдельных зубов в периоды временного, смешанного и сформированного постоянного прикусов.
III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением.
IV. Реабилитация у ортодонта пациентов с врожденными пороками челюстно-лицевой области в системе их комплексного лечения.Важныммероприятием в осуществлении этого направления является своевременное выявление, взятие на диспансерный учет, лечение в стоматологических поликлиниках и стационарах детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Как известно, ортодонтическое лечение детей является составной частью комплексного метода лечения больных с такими дефектами. А так как хирургическое вмешательство в раннем возрасте применяется редко, ортодонтическое лечение является альтернативным способом восстановления нарушенных функций, в первую очередь речи. Оно является и профилактикой психических нарушений, развитие навыков патологической артикуляции и атрофических процессов в небно-глоточном аппарате, создает условия для нормальной тренировки речевых органов, что
в свою очередь способствует получению функциональных результатов после хирургического вмешательства.
V. Ортодонтическое лечение в условиях стационара как предварительный и заключительный этапы после хирургической коррекции аномалий прикуса.Проводится преимущественно после14-16
лет и включает в себя предварительную ортодонтическую помощь по нормализации формы зубных дуг и положения отдельных зубов, функциональную перестройку мимической и жевательной мускулатуры челюстно-лицевой области с помощью ортодонтических аппаратов, а также ретенцию результата хирургического вмешательства.
VI. Ортопедическое лечение детей и подростков проводят в различные периоды формирования прикуса.Для правильногоформирования прикуса и функций зубочелюстной системы большое значение имеет своевременное замещение дефектов коронок временных зубов и зубных рядов путем протезирования. Это способствует предотвращению развития вторичных деформаций в области зубных рядов и нарушения положения отдельных зубов.
Организация ортодонтического кабинета.Ортодонтическоеотделение или кабинет оснащают оборудованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования из расчета на одну врачебную должность, а также оборудованием, инструментарием и изделиями для коллективного пользования. Рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т.е. такой системы передвижения врача по кабинету при которой происходят наименьшие затраты физических сил и времени.
Для работы врача-ортодонта необходимо следующее материально-техническое оснащение кабинета:
1) установка стоматологическая стационарная;
2) кресло стоматологическое совместимое со стационарной установкой;
3) передвижной мягкий стул со спинкой;
4) рабочий столик врача с медикаментами и инструментарием;
5) канцелярский стол для ведения документации;
6) стулья для пациентов и среднего медперсонала;
7) умывальник с зеркалом;
8) стол с набором стерильных инструментов и перевязочным материалом;
9) шкаф для хранения диагностических моделей;
10) медицинский шкаф для хранения медикаментов для оказания неотложной помощи и перевязочного материала;
11) стол для хранения, замешивания гипса и отливки моделей челюстей;
12) шкаф с набором специального ортодонтического инструментария (набор щипцов для работы с мультибондинг системами, ножницами по металлу, круглогубцами, крампонными щипцами, наковальней, зуботехническим молотком и т.п.). Инструменты для работы врача ортодонта представлены на рисунках 1-18.
Рисунок 1. Карбидно-фольфрамовые фрезы
Рисунок 2. Щипцы Адерера для работы с транспалатинальными элементами
Рисунок 3. Щипцы Tweed
Рисунок 4. Щипцы для работы с тонкой проволокой Begg
Рисунок 5. Щипцы Angle для проволоки
Рисунок 6. Инструмент для наложения сепарационных лигатур
Рисунок 7. Ножницы по металлу
Рисунок 8. Кусачки для проволоки
Рисунок 9. Дистальные кусачки
Рисунок 10. Губной ретрактор
Рисунок 11. Инструмент для припасовки ортодонтических колец
Рисунок 12. Щипцы для снятия ортодонтических колец
Рисунок 13. Позиционер для определения места расположения брекета на коронке зуба
Рисунок 14. Обратный пинцет для установки брекетов
Рисунок 15. Адаптер для эластических лигатур
Рисунок 16. Иглодержатель для работы с металлическими лигатурами
Рисунок 17. Щипцы для снятия брекетов
Рисунок 18. Зажимы москиты
Согласно санитарно-гигиеническим нормам одна стационарная установка с креслом требует наличия помещения площадью не менее 14 м2, при необходимости увеличения количества рабочих мест каждая следующая установка требует наличия дополнительных 7 м2 площади помещения.
Антропометрические методы изучения эстетики лица.Приизучении эстетики лица пользуются тремя ориентировочными плоскостями: срединно-сагиттальной, ухоглазничной и фронтальной (таблица 1). Все они расположены друг к другу взаимно перпендикулярно и условно пересекают голову через определённые ориентиры.
Относительно той или иной плоскости изучаются и описываются закономерности либо отклонения в строении лица (сагиттальные, вертикальные, трансверзальные).
Таблица 1 | |||||||||
Ориентировочные плоскости головы и челюстей | |||||||||
Условные | Плоскости | Условные | Плоскости | ||||||
обозначения | головы | обозначения | челюстей | ||||||
S S | Срединно-сагиттальная | R M | Плоскость рафе-медиана – | ||||||
плоскость | – | проходит | соответствует | срединно- | |||||
вертикально | спереди | назад | сагиттальной | плоскости. | |||||
через середину | носа | между | Проходит по | шву | твердого | ||||
центральными | резцами по | неба | через | точки | |||||
шву твердого неба и делит | пересечения | последнего со | |||||||
голову на правую и левую | второй | поперечной небной | |||||||
половины | складкой | и | границей | ||||||
твердого неба | ||||||||||
F H | Ухо-глазничная | или | O K | Окклюзионная | или | |||||
франкфуртская горизонталь | жевательная | плоскость | – | |||||||
– идет горизонтально справа | проходит | через | бугры | |||||||
налево | через | нижний | край | премоляров | и мезиально- | |||||
глазницы и | верхний | край | щечные бугры | моляров | ||||||
наружного | слухового | перпендикулярно | первой | |||||||
прохода | перпендикулярно | к | плоскости | |||||||
первой | плоскости и | делит | ||||||||
голову на верхний и нижний | ||||||||||
отделы | ||||||||||
O R | Орбитальная | или | T В | Туберальная | плоскость | – | ||||
фронтальная | плоскость | – | проходит | позади | ||||||
пересекает лицо сверху вниз | альвеолярных | бугров | ||||||||
через | оба | нижних | края | верхней | челюсти | |||||
глазницы перпендикулярно к | перпендикулярно | к двум | ||||||||
двум предыдущим и | делит | предыдущим плоскостям | ||||||||
голову на передний и задний | ||||||||||
отделы | ||||||||||
Таблица 2 Цефалометрические измерительные точки головы
Условные | Медиальные | Условные | Латеральные |
обозначения | точки | обозначения | точки |
tr | Трихион – точка передней | eu | Эурион – латерально |
границы волосистой части | выступающая точка на голове | ||
Лба | |||
oph | Офрион – точка пересечения | or | Орбитале – точка нижнего |
срединно-сагиттальной | края глазницы ниже зрачка | ||
плоскости с линией, | при смотрящих вперед глазах | ||
соединяющей брови | |||
n | Назион – наиболее | zy | Зигион – наиболее |
выраженное углубление | выступающая кнаружи точка | ||
между лбом и носом | скуловой дуги | ||
prn | Проназале – наиболее | t | Трагус – точка на верхнем |
выступающая точка кончика | крае наружного слухового | ||
носа при ориентировании | прохода | ||
головы во франкфуртской | |||
горизонтали | |||
sn | Субназале – точка | go | Гонион – наиболее |
соединения кожной | выступающая кнаружи и | ||
перегородки носа с верхней | кзади точка угла нижней | ||
губой | челюсти | ||
pg | Погокион – наиболее | ft | Фронто-темпорале – наиболее |
выступающая точка | выступающая точка лобно- | ||
подбородка | височного соединения | ||
gn | Гнатион – наиболее нижняя | ||
точка подбородка | |||
Расположение цефалометрических измерительных точек на голове и лице представлено на рисунках 19 – 20.
eu | eu |
ft | ft |
zy | zy |
or | or |
go go
Рисунок 19. Латеральные цефалометрические точки
tr
oph | |||||
n | |||||
prn | |||||||||
sn | |||||||||
pg | |||||||||
gn | |||||||||
Рисунок 20. Медиальные цефалометрические точки Линейные размеры лица.Для изучения антропометрических
характеристик лица измерения проводят на черепе, на лице, на фотографиях и телерентгенограммах головы, на моделях челюстей.
Антропометрические параметры определяются рядом вертикальных, горизонтальных и угловых величин.
Вертикальные параметры.На лице выделяют физиономическую(отточки tr - трихион до точки gn - гнатион) и морфологическую (от точки n - назион до точки gn - гнатион) высоту. При оценке гармоничности в области лица выделяют верхнюю часть – от границы волосистой части лба (точка - трихион), до точки oph - офрион. Средняя – от точки oph (офрион) до точки sn (субназале). Нижняя часть лица расположена между точками sn (субназале) и gn (гнатион).
При этом только средняя часть лица имеет относительно стабильные размеры, нижняя зависит от высоты прикуса, верхняя – от выраженности волосяного покрова на голове.
Горизонтальные параметры.Чаще всего исследуютсягоризонтальные параметры: а) наибольшая ширина головы (eu-eu);
б) лобная ширина лица (ft-ft);
в) скуловая ширина лица (zy-zy);
г) бигониальная ширина лица (go-go).
Форма лица.Форма и размеры лица,определяются по соотношениювертикальных и горизонтальных параметров.
Гарсон (1910) предложил вычислять морфологический индекс лица – это процентное соотношение морфологической высоты лица к наибольшей скуловой ширине:
N-gn
--------- • 100 %. zy-zy
Автор выделил 5 типов лица:
1 – очень широкое лицо – значение индекса составляет менее 78,9 %; 2 – широкое лицо – 79,0-83,9 %; 3 – среднее лицо – 84,0-87,9 %; 4 – узкое лицо – 88-92,9 %;
5 – очень узкое лицо – 93,0 % и более.
Форму лица в фас установили, изучая отношения морфологической высоты лица к его скуловой ширине с учётом конвергенции его боковых частей. По этим признакам выделили 4 основные формы лица:
1. Прямоугольная форма – когда морфологическая высота лица превосходит его скуловую ширину, а касательные к боковому контору головы (eu-go) параллельны между собой или конвергируют незначительно до 30 %.
2. Квадратная форма – при равном или меньшем значении морфологической высоты по отношению к скуловой ширине, при параллельных касательных к боковому контуру головы.
3. Треугольная форма – при которой касательная к боковому контору головы резко конвергируют книзу (угол наклона больше 30%).
4. Ромбовидная форма – при которой касательные к боковому контору головы конвергируют между собой на уровне скуловых дуг.
С целью изучения эстетики лица в фас используется ряд угловых параметров.
A. Schwarz (1936) рекомендовал соединять точки субназион (sn) и погонион (pg) и измерять профильный угол (Т), образованный этой линией и носовой плоскостью (Рn), для характеристики расположения подносовой и подбородочной точек по отношению к носовой плоскости и определения степени выпуклости или вогнутости лица (рисунок 21).
Pn
sn
pg
Рисунок 21. Определение профильного угла Т по A. Schwarz (1936)
Этот угол в среднем равен 10°. При средней величине угла форма профиля лица, по мнению автора, идеально в эстетическом отношении и названа им «прямой профиль»; если угол больше 10°, то профиль обозначают как «скошенный кзади», если он меньше10°, то профиль называют «скошенным кпереди». Увеличение угла придает лицу выражение нежности, а уменьшение – энергичности.
Ф.Я. Хорошилкина (1970), применив методику Риккетца (1960) (рисунок 22).
FH
Рисунок 22. Эстетическая плоскость по Ricketts и Франкфуртская горизонталь(FH)
В зависимости от расположения губ по отношению к эстетической плоскости, которую условно проводят через точки prn-gn, выделяла четыре типа профиля лица:
1 тип - губы расположены впереди эстетической плоскости: а) на равном расстоянии; б) превалирует одна губа - верхняя или нижняя.
2 тип - губы касаются эстетической плоскости.
3 тип - губы расположены позади эстетической плоскости: а) на равном расстоянии; б) превалирует одна губа - верхняя или нижняя.
4 тип - различные сочетания вышеописанных вариантов.