III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………………………..…2

Практическое занятие № 1

Ортодонтия как раздел стоматологии.

Цель, задачи, направление развития специальности.

Оснащение ортодонтического кабинета. Антропометрический метод исследования лица и головы пациента. ..……………………………….….…..3

Практическое занятие № 2

Оттиски, оттискные материалы, применяемые в ортодонтии. Классификация и общая характеристика свойств современных оттискных материалов.……………..…………..……………….28

Практическое занятие № 3

Диагностические модели челюстей.

Методы изучения диагностических моделей челюстей...……………………44

Практическое занятие № 4

Общие представления об ортодонтических аппаратах, раскладка сил при их применении, способах фиксации, принципах опоры.

Виды ортодонтических аппаратов…………………………………………….67

Практическое занятие № 5

Принципы конструирования ортодонтических аппаратов.

Детали съемных ортодонтических аппаратов (кламмера, вестибулярные дуги, пружины). Классификация, назначение, техника изготовления……………81

Практическое занятие № 6

Базис ортодонтического аппарата. Изготовление в условиях зуботехнической лаборатории. Особенности изготовления ортодонтических коронок. Особенности действия, конструкции, применение ……………….…………100

Практическое занятие № 7

Винты. Виды. Особенности установки в ортодонтические аппараты……..117

Практическое занятие № 8

Понятие о норме и патологии в ортодонтии.

Норма прикуса в различные периоды его формирования. Общие представления о диагностике зубочелюстных аномалий……………………131

Литература……………………………………………………………………149

ТЕМА: Ортодонтия как раздел стоматологии. Цель, задачи, направление развития специальности. Оснащение ортодонтического кабинета. Антропометрический метод исследования лица и головы пациента.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Ортодонтия–развивающийся раздел стоматологии,занимающийся

изучением этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, созданием методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, управлением роста челюстей, нормализацией функций зубочелюстной системы, устранением эстетических нарушений, влиянием на развитие смежных органов и всего организма в целом.

Вторая половина XX века характеризуется бурным развитием ортодонтии, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительные успехи достигнуты в разработке новых методов лечения аномалий прикуса, которые находят все более широкое применение. Недостаточное знакомство с достижениями ортодонтии приводит в практической работе к применению устаревших, малоэффективных методов лечения, к неправильному техническому изготовлению новых конструкций ортодонтических аппаратов и клиническим ошибкам.

Несмотря на увеличивающийся поток научно-практической информации по ортодонтии, который отражается в специальной литературе,

некоторые вопросы остаются недостаточно освещенными. Мало внимания уделяется планированию ортодонтических мероприятий при лечении детей, страдающих кариесом зубов, заболеваниями краевого периодонта и плохим гигиеническим состоянием полости рта. Имеются разрозненные данные о зависимости сроков и объемов ортодонтического лечения от выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от контакта пациента с лечащим врачом. Недостаточно также сведений об ортодонтической протетической помощи при зубочелюстных аномалиях, обусловленных врожденными пороками развития лица и челюстей, а также повреждениями зубочелюстной системы.

Проблема оказания ортодонтической помощи остается весьма актуальной в связи со значительной распространенностью зубочелюстных аномалий. В связи с расширением представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями организма требуется качественно новый подход к вопросам организации ортодонтической помощи в нашей стране. В настоящее время наметилось 6 основных направлений ее развития с учетом возраста нуждающихся в лечении и специфики врачебных мероприятий:

I. Профилактическая ортодонтия среди организованных детских коллективов.Для реализации задач оказания ортодонтической помощисреди организованных детских коллективов необходимо при проведении плановой санации полости рта в детских садах и школах организовать выявление детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении.

Целесообразно было бы не только выявлять таких детей, но и проводить профилактику зубочелюстных аномалий с учетом их возраста и имеющихся причинных факторов. Основные профилактические мероприятия включают в себя:

1) применение лечебной гимнастики, как самостоятельного метода терапии с целью нормализации функций челюстно-лицевой системы;

2) проведение сошлифовывания режущих краев и бугров отдельных зубов или их групп с целью профилактики развития сагиттальных, вертикальных и трансверзальных аномалий прикуса в раннем возрасте;

3) назначение массажа уздечки языка, верхней и нижней губы для увеличения их эластичности, а также массажа альвеолярных отростков и отдельных зубов для их правильного расположения в зубной дуге.

II. Специализированное лечение детей и подростков в условиях укрупненных ортодонтических отделений или кабинетов включает лечение аномалий прикуса, зубных рядов, отдельных зубов в периоды временного, смешанного и сформированного постоянного прикусов.

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением.

IV. Реабилитация у ортодонта пациентов с врожденными пороками челюстно-лицевой области в системе их комплексного лечения.Важныммероприятием в осуществлении этого направления является своевременное выявление, взятие на диспансерный учет, лечение в стоматологических поликлиниках и стационарах детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Как известно, ортодонтическое лечение детей является составной частью комплексного метода лечения больных с такими дефектами. А так как хирургическое вмешательство в раннем возрасте применяется редко, ортодонтическое лечение является альтернативным способом восстановления нарушенных функций, в первую очередь речи. Оно является и профилактикой психических нарушений, развитие навыков патологической артикуляции и атрофических процессов в небно-глоточном аппарате, создает условия для нормальной тренировки речевых органов, что

в свою очередь способствует получению функциональных результатов после хирургического вмешательства.

V. Ортодонтическое лечение в условиях стационара как предварительный и заключительный этапы после хирургической коррекции аномалий прикуса.Проводится преимущественно после14-16

лет и включает в себя предварительную ортодонтическую помощь по нормализации формы зубных дуг и положения отдельных зубов, функциональную перестройку мимической и жевательной мускулатуры челюстно-лицевой области с помощью ортодонтических аппаратов, а также ретенцию результата хирургического вмешательства.

VI. Ортопедическое лечение детей и подростков проводят в различные периоды формирования прикуса.Для правильногоформирования прикуса и функций зубочелюстной системы большое значение имеет своевременное замещение дефектов коронок временных зубов и зубных рядов путем протезирования. Это способствует предотвращению развития вторичных деформаций в области зубных рядов и нарушения положения отдельных зубов.

Организация ортодонтического кабинета.Ортодонтическоеотделение или кабинет оснащают оборудованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования из расчета на одну врачебную должность, а также оборудованием, инструментарием и изделиями для коллективного пользования. Рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т.е. такой системы передвижения врача по кабинету при которой происходят наименьшие затраты физических сил и времени.

Для работы врача-ортодонта необходимо следующее материально-техническое оснащение кабинета:

1) установка стоматологическая стационарная;

2) кресло стоматологическое совместимое со стационарной установкой;

3) передвижной мягкий стул со спинкой;

4) рабочий столик врача с медикаментами и инструментарием;

5) канцелярский стол для ведения документации;

6) стулья для пациентов и среднего медперсонала;

7) умывальник с зеркалом;

8) стол с набором стерильных инструментов и перевязочным материалом;

9) шкаф для хранения диагностических моделей;

10) медицинский шкаф для хранения медикаментов для оказания неотложной помощи и перевязочного материала;

11) стол для хранения, замешивания гипса и отливки моделей челюстей;

12) шкаф с набором специального ортодонтического инструментария (набор щипцов для работы с мультибондинг системами, ножницами по металлу, круглогубцами, крампонными щипцами, наковальней, зуботехническим молотком и т.п.). Инструменты для работы врача ортодонта представлены на рисунках 1-18.

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 1. Карбидно-фольфрамовые фрезы

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 2. Щипцы Адерера для работы с транспалатинальными элементами



III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 3. Щипцы Tweed

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 4. Щипцы для работы с тонкой проволокой Begg

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 5. Щипцы Angle для проволоки

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 6. Инструмент для наложения сепарационных лигатур

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 7. Ножницы по металлу

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 8. Кусачки для проволоки

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 9. Дистальные кусачки

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 10. Губной ретрактор

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 11. Инструмент для припасовки ортодонтических колец

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 12. Щипцы для снятия ортодонтических колец

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 13. Позиционер для определения места расположения брекета на коронке зуба

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 14. Обратный пинцет для установки брекетов

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 15. Адаптер для эластических лигатур

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 16. Иглодержатель для работы с металлическими лигатурами

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 17. Щипцы для снятия брекетов

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Рисунок 18. Зажимы москиты

Согласно санитарно-гигиеническим нормам одна стационарная установка с креслом требует наличия помещения площадью не менее 14 м2, при необходимости увеличения количества рабочих мест каждая следующая установка требует наличия дополнительных 7 м2 площади помещения.

Антропометрические методы изучения эстетики лица.Приизучении эстетики лица пользуются тремя ориентировочными плоскостями: срединно-сагиттальной, ухоглазничной и фронтальной (таблица 1). Все они расположены друг к другу взаимно перпендикулярно и условно пересекают голову через определённые ориентиры.

Относительно той или иной плоскости изучаются и описываются закономерности либо отклонения в строении лица (сагиттальные, вертикальные, трансверзальные).

                Таблица 1
  Ориентировочные плоскости головы и челюстей  
           
Условные Плоскости   Условные   Плоскости
обозначения головы   обозначения   челюстей
       
S S Срединно-сагиттальная R M Плоскость рафе-медиана –
  плоскость проходит   соответствует   срединно-
  вертикально спереди назад   сагиттальной плоскости.
  через середину носа между   Проходит по шву твердого
  центральными резцами по   неба через точки
  шву твердого неба и делит   пересечения последнего со
  голову на правую и левую   второй поперечной небной
  половины         складкой и границей
                   
                 

              твердого неба    
             
F H Ухо-глазничная или O K Окклюзионная   или
  франкфуртская горизонталь   жевательная плоскость
  – идет горизонтально справа   проходит через бугры
  налево через нижний край   премоляров и мезиально-
  глазницы и верхний край   щечные бугры моляров
  наружного слухового   перпендикулярно первой
  прохода перпендикулярно к   плоскости      
  первой плоскости и делит          
  голову на верхний и нижний          
  отделы                  
               
O R Орбитальная   или T В Туберальная плоскость
  фронтальная плоскость   проходит   позади
  пересекает лицо сверху вниз   альвеолярных бугров
  через оба нижних края   верхней   челюсти
  глазницы перпендикулярно к   перпендикулярно к двум
  двум предыдущим и делит   предыдущим плоскостям  
  голову на передний и задний          
  отделы                  
                     

Таблица 2 Цефалометрические измерительные точки головы

Условные Медиальные Условные Латеральные
обозначения точки обозначения точки
       
tr Трихион – точка передней eu Эурион – латерально
  границы волосистой части   выступающая точка на голове
  Лба    
       
oph Офрион – точка пересечения or Орбитале – точка нижнего
  срединно-сагиттальной   края глазницы ниже зрачка
  плоскости с линией,   при смотрящих вперед глазах
  соединяющей брови    
       
n Назион – наиболее zy Зигион – наиболее
  выраженное углубление   выступающая кнаружи точка
  между лбом и носом   скуловой дуги
       


prn Проназале – наиболее t Трагус – точка на верхнем
  выступающая точка кончика   крае наружного слухового
  носа при ориентировании   прохода
  головы во франкфуртской    
  горизонтали    
       
sn Субназале – точка go Гонион – наиболее
  соединения кожной   выступающая кнаружи и
  перегородки носа с верхней   кзади точка угла нижней
  губой   челюсти
       
pg Погокион – наиболее ft Фронто-темпорале – наиболее
  выступающая точка   выступающая точка лобно-
  подбородка   височного соединения
       
gn Гнатион – наиболее нижняя    
  точка подбородка    
       

Расположение цефалометрических измерительных точек на голове и лице представлено на рисунках 19 – 20.

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

eu eu
ft ft
zy zy
or or

go III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru go

Рисунок 19. Латеральные цефалометрические точки



III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

tr

        oph  
n        
       
         
         
           
              prn  
sn                
               
                 
               
            pg    
    gn      
                 
               
                   

Рисунок 20. Медиальные цефалометрические точки Линейные размеры лица.Для изучения антропометрических

характеристик лица измерения проводят на черепе, на лице, на фотографиях и телерентгенограммах головы, на моделях челюстей.

Антропометрические параметры определяются рядом вертикальных, горизонтальных и угловых величин.

Вертикальные параметры.На лице выделяют физиономическую(отточки tr - трихион до точки gn - гнатион) и морфологическую (от точки n - назион до точки gn - гнатион) высоту. При оценке гармоничности в области лица выделяют верхнюю часть – от границы волосистой части лба (точка - трихион), до точки oph - офрион. Средняя – от точки oph (офрион) до точки sn (субназале). Нижняя часть лица расположена между точками sn (субназале) и gn (гнатион).

При этом только средняя часть лица имеет относительно стабильные размеры, нижняя зависит от высоты прикуса, верхняя – от выраженности волосяного покрова на голове.

Горизонтальные параметры.Чаще всего исследуютсягоризонтальные параметры: а) наибольшая ширина головы (eu-eu);

б) лобная ширина лица (ft-ft);



в) скуловая ширина лица (zy-zy);

г) бигониальная ширина лица (go-go).

Форма лица.Форма и размеры лица,определяются по соотношениювертикальных и горизонтальных параметров.

Гарсон (1910) предложил вычислять морфологический индекс лица – это процентное соотношение морфологической высоты лица к наибольшей скуловой ширине:

N-gn

--------- • 100 %. zy-zy

Автор выделил 5 типов лица:

1 – очень широкое лицо – значение индекса составляет менее 78,9 %; 2 – широкое лицо – 79,0-83,9 %; 3 – среднее лицо – 84,0-87,9 %; 4 – узкое лицо – 88-92,9 %;

5 – очень узкое лицо – 93,0 % и более.

Форму лица в фас установили, изучая отношения морфологической высоты лица к его скуловой ширине с учётом конвергенции его боковых частей. По этим признакам выделили 4 основные формы лица:

1. Прямоугольная форма – когда морфологическая высота лица превосходит его скуловую ширину, а касательные к боковому контору головы (eu-go) параллельны между собой или конвергируют незначительно до 30 %.

2. Квадратная форма – при равном или меньшем значении морфологической высоты по отношению к скуловой ширине, при параллельных касательных к боковому контуру головы.

3. Треугольная форма – при которой касательная к боковому контору головы резко конвергируют книзу (угол наклона больше 30%).

4. Ромбовидная форма – при которой касательные к боковому контору головы конвергируют между собой на уровне скуловых дуг.



С целью изучения эстетики лица в фас используется ряд угловых параметров.

A. Schwarz (1936) рекомендовал соединять точки субназион (sn) и погонион (pg) и измерять профильный угол (Т), образованный этой линией и носовой плоскостью (Рn), для характеристики расположения подносовой и подбородочной точек по отношению к носовой плоскости и определения степени выпуклости или вогнутости лица (рисунок 21).

III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

Pn

sn

pg

Рисунок 21. Определение профильного угла Т по A. Schwarz (1936)

Этот угол в среднем равен 10°. При средней величине угла форма профиля лица, по мнению автора, идеально в эстетическом отношении и названа им «прямой профиль»; если угол больше 10°, то профиль обозначают как «скошенный кзади», если он меньше10°, то профиль называют «скошенным кпереди». Увеличение угла придает лицу выражение нежности, а уменьшение – энергичности.

Ф.Я. Хорошилкина (1970), применив методику Риккетца (1960) (рисунок 22).



III. Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением - student2.ru

FH

Рисунок 22. Эстетическая плоскость по Ricketts и Франкфуртская горизонталь(FH)

В зависимости от расположения губ по отношению к эстетической плоскости, которую условно проводят через точки prn-gn, выделяла четыре типа профиля лица:

1 тип - губы расположены впереди эстетической плоскости: а) на равном расстоянии; б) превалирует одна губа - верхняя или нижняя.

2 тип - губы касаются эстетической плоскости.

3 тип - губы расположены позади эстетической плоскости: а) на равном расстоянии; б) превалирует одна губа - верхняя или нижняя.

4 тип - различные сочетания вышеописанных вариантов.

Наши рекомендации