III. Работа над пройденным материалом
1. С целью закрепления знания рассмотренных на предыдущем уроке различных способов деления суммы на число полезно еще раз подробно рассмотреть хотя бы на одном примере оба способа, иллюстрируя решение с помощью демонстрационного счетного материала (см. указания к уроку № 9).
«Ромашка» – 9 к.
«Василёк» – 6 к. 3 дев. по ? к.
После этого дети самостоятельно рассматривают иллюстрацию к задаче № 1, данную в учебнике, и отвечают на поставленные к ней вопросы.
Под руководством учителя разбирается задание № 2.
Сначала дети самостоятельно решают данные примеры, а затем объясняют, почему только один из этих примеров (второй) может быть решен другим способом.
Дети. В этом примере каждое слагаемое суммы делится на 9, а в остальных – сумма делится, а каждое слагаемое – нет.
При разборе и решении задачи № 3 следует сначала предложить детям решить ее самостоятельно, записывая каждое действие отдельно. При проверке, по всей вероятности, обнаружится, что ученики решали задачу разными способами. Оба варианта решения следует записать на доске с краткими пояснениями.
I способ:
1) 36 : 6 = 6 (ящ.) – с яблоками
2) 24 : 6 = 4 (ящ.) – с грушами
3) 6 + 4 = 10 (ящ.)
II способ:
1) 36 + 24 = 60 (кг) – всего фруктов;
2) 60 : 6 = 10 (ящ.) – всего.
Учитель. Давайте сравним оба эти способа решения и установим, какой из них более рационален?
Учащиеся.Более рационален второй способ.
Учитель. А почему вы так думаете?
Дети. Потому что он короче.
2. Задачу № 4 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. Полезно дать указания, что задача может быть решена разными способами, и предложить детям выбрать более рациональный из них.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Самостоятельная работа.Примеры № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем вы работали сегодня на уроке?
Учащиеся. Учились решать задачи разными способами.
Домашнее задание:с. 12, № 6.
У р о к 11. ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА
78 : 2; 69 : 3 (с. 13)
Цели: познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления; совершенствовать навык решения задач и примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для повторения табличного умножения и деления предложить детям записать все числа от 7 до 70, которые делятся на 7, все числа от 20 до 40, которые делятся на 5, и т. п., составить и записать примеры на умножение однозначных чисел с ответами 36, 27, 56, 63.
4 · 9 = 36 3 · 9 = 27 7 · 8 = 56 7 · 9 = 63
9 · 4 = 36 9 · 3 = 27 8 · 7 = 56 9 · 7 = 63
6 · 6 = 36
2. Решение задач провести в форме арифметического диктанта. Учитель предлагает задачи, дети записывают только ответ или знак действия, которым решается задача.
Задача № 1: Масса ящика с виноградом 4 кг, а ящика с яблоками в 2 раза больше. Узнайте массу ящика с яблоками. (8 кг.)
Задача № 2: В одной пачке 16 тетрадей, а в другой на 4 тетради больше. Сколько тетрадей во второй пачке? (20 тетр.)
Задача № 3: Маме 36 лет, а дочка в 3 раза моложе. Сколько лет дочке? (12 лет.)
III. Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала можно выполнить задание с комментированием:
(30 + 6) : 3
(80 + 4) : 4
(40 + 8) : 2
Дети. Разделю каждое слагаемое на число, а потом полученные результаты сложу.
(30 + 6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12.
Аналогично комментируются и другие примеры.
После этого решения детей надо подвести к объяснению следующих примеров: 46 : 2и 93 : 3.
При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты: 1) заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы, полученные результаты складываем.
Объяснение учителя.
– Представлю число 46 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 6. Затем разделю каждое из этих слагаемых на 2 и полученные результаты сложу.
46 : 2 = (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23.
Важно обратить внимание детей на то, что этот прием деления двузначного числа на однозначное применим лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом, и число единиц.
Затем рядом с решенными следует записать новые примеры:
42 : 3 75 : 5 70 : 5 78 : 6
Предложить детям сравнить их с теми, которые только что решались, и объяснить, почему тот же прием не может быть использован.
Учитель. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях?
Если вопрос окажется слишком трудным, можно вызвать к доске одного из учеников, который проиллюстрирует первый пример с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек.
Пусть ученик попробует действовать так же, как и раньше, – сначала делить десятки. Вероятно, он сам или с помощью других ребят догадается, что можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14. 10 + 4 = 14.
Ученик.Число 42 представлю в виде суммы чисел 30 и 12 и каждое из этих чисел буду делить на 3; 30 разделить на 3 получится 10, а 12 разделить на 3 получится 4; 10 + 4 = 14.
Аналогично следует рассмотреть и остальные примеры, обратив особое внимание на случай 70 : 5, где делимое удобно представить в виде суммы 50 + 20.
В заключение учитель задаёт вопросы:
– На какие слагаемые оказалось удобным в данных случаях разбить делимое? Почему?
Учащиеся.Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа.
После решения всех записанных на доске примеров следует выполнить задания учебника, записанные вверху на с. 13 с устным пояснением.
Затем в порядке первичного закрепления можно с комментированием решить задания № 1 и № 2.
№ 1:
72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 40 : 4 + 32 : 4 = 10 + 8 = 18
72 : 3 = (60 + 12) : 3 = 60 : 3 + 12 : 3 = 20 + 4 = 24
72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12
Комментирование аналогично комментированию предыдущих примеров.
№ 2:
Дети записывают примеры, устно комментируют деление и записывают ответы.