Учебные задачи дисциплины
Введение
1. Цель и задачи дисциплины:
Цель дисциплины
Цель первой части дисциплины – обучение студентов методологии и основным приемам научно обоснованного сенсорного анализа, учитывая ведущее место органолептических (сенсорных) показателей в номенклатуре качественных признаков потребительских товаров и лидирующую значимость органолептических методов в товарной экспертизе.
Цель второй части дисциплины – приобретение знаний о закономерностях формирования свойств материалов, исходя из целенаправленного создания их различной физической структуры, а также об общности и различиях, присущих тем или иным классам материалов, что позволяет существенно расширить общетеоретический уровень подготовки студентов и более осознанно подойти к изучению потребительских свойств товаров в курсах товароведных дисциплин.
Учебные задачи дисциплины
- Определить место сенсорных признаков в системе показателей качества потребительских товаров.
- Рассмотреть номенклатуру органолептических показателей качества, понятийный аппарат и психофизиологические основы органолептики.
- Обучить студентов терминологии в области органолептики и владению нормативными документами международного и отечественного уровней по вопросам стандартизации сенсорного анализа и применения научно обоснованных сенсорных методов в товарной экспертизе потребительских товаров.
- Выработать у студентов навыки организаторов в области современного сенсорного анализа потребительских товаров, умеющих создать лабораторию сенсорного анализа и оказать максимальное содействие в эффективном её функционировании.
- Дать студентам научную информацию и привить практические навыки организации современного сенсорного анализа потребительских товаров.
- Показать взаимосвязь между результатами органолептического и инструментального анализа.
- Привить студентам навыки экспертной методологии и применения квалиметрии для количественного измерения органолептических показателей качества товаров, которые необходимы при проведении экспертных оценок.
- Помочь будущим специалистам в освоении сенсорных приёмов при проведении идентификации потребительских товаров с целью предотвращения проникновения в сферу торговли некачественных, опасных для здоровья человека, фальсифицированных и контрафактных товаров.
- Изучить свойства материалов, оказывающих решающее влияние на потребительские свойства товаров.
- Рассмотреть закономерности формирования структуры и свойств материалов, механизма разрушения в различных условиях хранения и эксплуатации.
- Освоить методы оценки и контроля качества материалов, используемых для производства товаров широкого потребления.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК-3 | - умеет использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности; |
ПК-5 | - использует знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров |
ПК-6 | - способен применять знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торгово-технологических процессов; |
ПК-13 | - знает ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество; |
ПК-14 | - знает методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров и использует их для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции; |
В результате освоения компетенций студент должен:
знать:
- теоретические и практические основы органолептики,
- возможные источники ошибок при проведении органолептической оценки потребительских товаров,
- основные нормативные документы, понятия, термины, определения, объекты, средства, методы, используемые в материаловедении,
- основные положения, методы и законы естественнонаучных дисциплин (математики, физики, химии, биологии и других смежных дисциплин), используемые в товароведении, классификацию материалов, основы теории строения веществ и материалов,
- закономерности формирования структуры и свойств металлических и неметаллических материалов, и их влияние на устойчивость к воздействию внешних факторов в условиях торгово-технологических процессов;
- методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров при проведении материаловедческих экспертиз (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14).
владеть:
- научно обоснованными методами сенсорного анализа,
- экспертной методологией в органолептическом анализе,
- методологией естественнонаучных дисциплин для оценки структуры и свойств материалов,
- методами материаловедения для идентификации и оценки качества товаров (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14).
уметь:
- проводить отбор экспертов для сенсорного анализа потребительских товаров, правильно обрабатывать результаты сенсорных испытаний.
- проводить тестирование экспертов и обоснованно применять сенсорные методы для решения поставленных задач в товарной экспертизе.
- организовать на современном уровне экспертизу качества потребительских товаров научно-обоснованными сенсорными методами с гарантией объективности и надежности результатов, позволяющих дифференцировать товары по качественным уровням,
- применять достижения естественных и инженерных наук для организации торгово-технологических процессов, проводить оценку структуры материалов, устойчивости их к воздействию внешних факторов в условиях эксплуатации, хранения и транспортировки,
- применять современные методы исследования свойств материалов, определять показатели качества товаров (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14).