IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач
1. Решение задач. Перед решением задачи № 3 учащиеся под руководством учителя дополняют условие задачи, затем записывают краткое условие в таблицу: цена, количество, стоимость. После этого вспоминают взаимосвязь между этими величинами, а потом самостоятельно записывают решение и ответ.
Задачу № 4 дети могут решить самостоятельно с последующей проверкой.
2. Для самостоятельной работы на уроке предложить примеры № 5.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.На уроке мы учились складывать столбиком трёхзначные числа с переходом через разряд.
Учитель.Что повторяли сегодня на уроке?
Дети.Повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание:с. 61, № 5.
У р о к 53. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЧИТАНИЯ
ДЛЯ СЛУЧАЕВ С ОДНИМ ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД (с. 62)
Цели: познакомить учащихся с письменным приемом вычитания для случаев с одним переходом через разряд; повторить нахождение значения выражений с переменной, а также соотношение между единицами длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устном счете на уроке отрабатывается навык внетабличного умножения и деления в пределах 100.
82 : 2 72 : 12 4 · 23 60 : 30
84 : 7 56 : 14 3 · 27 40 · 2
Также отрабатываются изученные приемы устных вычислений в пределах 1000.
250 + 80 110 – 60 620 + 300 362 – 60
70 + 90 510 – 20 470 + 60 624 – 4
2. Для подготовки к рассмотрению нового случая полезно повторить десятичный состав чисел:
1 с. 5 д. – это 15 д.,
4 с. 8 д. – это 48 д.,
6 с. 7 д. – это 67 д.
3. Повторить табличное вычитание с переходом через десяток (можно предложить в форме игры «Молчанка»).
III. Работа над новым материалом.
Перед введением нового приема можно попросить детей решить столбиком с комментированием примеры: 474 – 126; 74 – 26.
Эти случаи детям знакомы, и они легко могут их объяснить.
Со случаем вычитания с переходом через разряд у трехзначных чисел учитель знакомит детей, ведя запись у доски:
273
– Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.
– Вычитаю единицы: 7 – 3 = 4.
– Записываю под единицами.
– Вычитаю десятки: из 3 нельзя вычесть 7.
– Беру 1 сотню из 6 сотен (чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6).
– 1 сотня и 3 десятка – это 13 десятков.
– Из 13 вычесть 7, получится 6. Записываю под десятками.
– Вычитаю сотни: здесь осталось не 6 сотен, а 5 сотен.
– Из 5 вычесть 2, получится 3. Записываю под сотнями.
– Читаю ответ: 364.
Для первичного закрепления необходимо выполнить с комментированием задание № 1 (с названием разрядов). Особое внимание следует обратить на третий пример (вычитаемое и разность – двузначные числа), в разряде сотен в разности ничего не пишут.
№ 1, пример 3:
–162
81
Затем выполнить задание № 2, предварительно повторив названия компонентов, результата вычитания и то, как можно проверить вычитание сложением.
№ 2:
– 926 + 746 – 384 + 225 – 505 + 465
180 180 159 159 465 40
746 926 225 384 40 505
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа с единицами длины. Задание № 4 можно с учащимися оформить как задачу, записав краткое условие:
1-е звено – 250 см
2-е звено – 130 см 6 м
3-е звено – ?
После этого учащиеся должны вспомнить, что 1 м = 100 см, и перевести 6 м в сантиметры (6 м = 600 см).
Затем запись решения и ответа оформляется детьми самостоятельно.
Р е ш е н и е:
1) 250 + 130 = 380 (см) – 1-е и 2-е звенья
2) 600 – 380 = 220 (см)
О т в е т: 220 см – 3-е звено.
Задания № 5 и № 6 учащиеся оформляют и записывают как примеры.
2 м 30 см = 230 см
600 см = 6 м
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 3 и №7.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.Мы учились вычитать столбиком трёхзначные числа с одним переходом через разряд.
Учитель.Что повторяли?
Дети.Повторяли решение задач, находили значение выражения с переменной.
Домашнее задание:с. 62, № 7.
У р о к 54. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ
С ДВУМЯ ПЕРЕХОДАМИ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД (с. 63)
Цели: познакомить учащихся с новым вычислительным приемом; закрепить умение выполнять деление с остатком, а также навык построения заданных геометрических фигур; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устные упражнения следует включить задания на увеличение (уменьшение) чисел в несколько раз (на несколько единиц), разностное и кратное сравнение чисел.
Например: «На доске записаны числа 42, 63, 35, 28. Каждое из данных чисел увеличить на 8; уменьшить в 7 раз» и т. п.
2. В целях отработки навыков устных вычислений следует дать примеры из таблиц умножения и деления на 7, 8, 9, а также задание вида: «Среди данных чисел выберите и назовите числа, которые делятся без остатка на 4, на 6, на 3» (на доске записывается ряд чисел: 33, 36, 25, 32, 48, 52).
3. Для подготовки к решению новых примеров полезно повторить табличное сложение с переходом через десяток (можно использовать игру с элементами соревнования – «Лесенка»).
9+6 | 7+7 | |||||||||||||||||
8+8 | 9+9 | 9+6 | 4+9 | |||||||||||||||
4+7 | 6+7 | 8+5 | 6+6 | |||||||||||||||
7+8 | 7+5 | 9+3 | 5+9 | |||||||||||||||
9+2 | 8+3 | 6+8 | 8+4 |