III. Работа над новым материалом. Рассмотренный на предыдущем уроке прием деления с остатком легко применяется детьми
Рассмотренный на предыдущем уроке прием деления с остатком легко применяется детьми, хорошо усвоившими ряды чисел, которые делятся на любое заданное однозначное число. Только в этом случае «легко» вспомнить самое большое число, предшествующее делимому, которое делится без остатка на делитель. Именно поэтому для некоторых детей этот прием может оказаться подходящим в одних случаях и трудным – в других, когда соответствующие ряды чисел усвоены ими еще недостаточно прочно. В связи с этим представляется важным познакомить всех учащихся со способом подбора частного при делении с остатком, который хорошо был усвоен для случаев деления без остатка при изучении табличного и внетабличного деления.
Так, решая пример 48 : 8 = 8, ученики рассуждали следующим образом:
– На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 48?
– Это число 6, так как 8 · 6 = 48, значит, 48 : 8 = 6.
Если им трудно было сразу указать нужное число, то они использовали метод подбора, пробуя, например, умножить 8 на 5. Получив при этом 40, они легко переходили от этого примера к нужному:
– Если умножить 8 на 5, получится 40, а надо получить 48, значит, надо взять не 5 раз по 8, а 6 раз.
– В частном будет 6.
Аналогично строится и рассуждение при делении с остатком.
– Пусть надо 50 : 8.
– Будем подбирать частное: возьмем 5, умножим 8 · 5 = 40, то тогда остаток будет 50 – 40 = 10, а 10 больше, чем 8, значит, взяли мало, в частном будет больше.
– Пробуем 8 · 6 = 48, остаток 50 – 48 = 2. Он меньше делителя, значит, в частном получится 6, а в остатке 2.
Чтобы подготовить детей к сознательному восприятию рассмотренного приема, как это видно из приведенного выше объяснения, важно предварительно вспомнить с ними прием подбора частного на примерах из табличного и внетабличного умножения:
48 : 8 96 : 32
Повторить ещё, что остаток всегда должен быть меньше делителя. Проведя после этого приведенное выше объяснение (в случае необходимости можно в ходе этого объяснения использовать и наглядность), учитель должен предложить детям прочитать объяснение по учебнику и решить с пояснением задание № 1 (можно использовать оба рассмотренных способа).
№1:
53 : 8
I способ:
Учащиеся. 53 не делится на 8 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 53 делится на 8 без остатка. Это 48.
Найдём частное: 48 : 8 = 6
Найдём остаток: 53 – 48 = 5
53 : 8 = 6 (ост. 5)
II способ:
53 : 8
Учащиеся. Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8 · 2 =16; найдём остаток и сравним его с делителем: 53 – 16 = 37, 37 > 8, значит, 2 мало.
Пробуем в частном 3. Проверим: 8 · 3 = 24, 53 – 24 = 29, 29 > 8, значит, 3 мало.
Пробуем в частном 4. Проверим: 8 · 4 = 32, 53 – 32 = 21, 21 > 8, значит, 4 мало.
Пробуем в частном 5. 8 · 5 = 40, 53 – 40 = 13, 13 > 8, значит, 5 мало.
Пробуем в частном 6. 8 ·6 = 48, 53 – 48 = 5, 5 < 8, значит, частное 6, а остаток 5.
С записью на доске и в тетрадях решается задача на деление с остатком (задание № 2).
№ 2:
20 : 3 = 6 (ост. 2)
О т в е т: 6 троек самолётов поднимется в воздух и 2 самолёта останется на земле.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для самостоятельной работы можно предложить задачу № 3 (учащимся полезно предварительно под диктовку записать ее кратко в форме таблицы):
В 1 день | Кол-во дней | Всего мешков |
Одинаковое | 3 д. | 48 меш. |
? | 80 меш. |
1) 48 : 3 = 16 (меш.) – в 1-й день
2) 80 : 16 = 5 (д.)
О т в е т: на 5 дней хватит 80 мешков.
2. Примеры № 6.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, чему учились вы сегодня на уроке?
Дети.Мы учились решать примеры на деление с остатком методом подбора.
Учитель.Что закрепляли сегодня на уроке?
Дети.Закрепляли умение решать задачи и примеры.
Домашнее задание:с. 26, № 6.
У р о к 24. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ
С ОСТАТКОМ (с. 27)
Цели: учить детей решать задачи на деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
В устный счет на уроке включить задания № 3, № 5 и задание «Найди лишнее выражение».
1. № 3:
Какое самое большое число до 53 делится без остатка на 9? на 8? на 7?
2. № 5:
В среду в библиотеке побывало 34 человека, в четверг – на 25 человек меньше, а в пятницу в 3 раза больше, чем в четверг. Объясните, что обозначают выражения, и вычислите их значения: 34 – 25, (34 – 25) · 3.
Задание «Найди лишнее выражение»
27 + 30 20 + 37 50 + 7
34 + 23 45 + 12 40 + 16
III. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Дети читают задачу № 1, ее условие и вопрос должны быть повторены вслух (по вопросам учителя). Затем ученики еще раз читают первый вопрос задачи и записывают решение.
19 : 3 = 6 (ост. 1)
Учитель обращает внимание детей на то, что в ответе будет 2 числа.
О т в е т: 6 порций и 1 блин останется.
Аналогичная работа проводится по остальным двум вопросам.
18 : 3 = 6 (ост. 0)
О т в е т: 6 порций.
25 : 3 = 8 (ост. 1)
О т в е т: 8 порций и 1 блин останется.
Также под руководством учителя разбирается задача № 2.
Решение примеров.
Задание № 4 учащиеся выполняют с проверкой, несколько примеров ученики решают с комментированием у доски.
99 : 33 = 3 84 : 7 = 12 56 : 2 = 28 72 : 3 = 24
3 · 33 = 99 12 · 7 = 84 28 · 2 = 56 24 · 3 = 72
Учащийся. Частное умножаю на делитель. Сравниваю полученный результат с делимым. Если эти числа равны, деление выполнено верно.
Задание № 6 дети выполняют самостоятельно.
IV. Игротека.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?
Дети.Мы учились решать задачи на деление с остатком, используя рисунок.
Учитель.Что повторяли сегодня на уроке?
Дети.Повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание:с. 27, № 6.
У р о к 25. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ
С ОСТАТКОМ (с. 28)
Цели: продолжать работу по решению задач на деление с остатком; закреплять умение решать уравнения и находить значение выражений с переменной; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока