III. Работа над новым материалом. Для подготовки к знакомству с новым материалом важно повторить десятичный состав
Для подготовки к знакомству с новым материалом важно повторить десятичный состав трехзначных чисел:
657 – это 6 сотен, 5 десятков, 7 единиц –
и случай деления двузначного числа на однозначное: 96 : 3.
После этого показать, что также можно разделить трехзначное число на однозначное:
696 : 3 = 600 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 200 + 30 + 2 = 232.
Далее следует сказать, что удобнее делить трехзначные числа, если записать пример столбиком. На доске с клетчатой разлиновкой учитель должен подробно объяснить запись и решение этого примера. Следует обратить внимание на то, что при письменном делении используется другой знак деления.
Учитель объясняет:
– Делимое 696, делитель 3.
– Определяю, сколько цифр будет в частном. Первое неполное делимое 6, значит, в частном будет 3 цифры, ставлю 3 точки.
– Делю сотни: 6 : 2, получится 2 сотни.
– Умножаю: 3 · 2 = 6. Разделили все 6 сотен.
– Делю десятки: 9 : 3. В частном будет 3 десятка.
– Умножаю: 3 · 3 = 9. Разделили все 9 десятков.
– Делю единицы: 6 : 3 получится 2 единицы.
– Умножаю: 2 · 3 = 6. Разделили все 6 единиц.
– Остатка нет. Записываю 0.
– Читают ответ: частное 232.
После этого объяснения, важно еще раз вернуться к решенному примеру и повторить, что делили сначала, что потом, зачем надо было каждый раз умножать полученную цифру частного на делитель и вычитать полученное произведение.
Для первичного закрепления использовать материал, данный вверху страницы, и задание № 1.
№ 1:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 2 разобрать вместе с учителем. При разборе содержания обратить внимание на то, что означает выражение «ту же норму он сделал за 4 ч». После этого можно будет сделать на доске краткую запись:
За 1 ч. | Кол-во ч. | Всего дет. |
Ст. ? | 6 ч | 96 дет. |
Н. ? на ? б. | 4 ч | 96 дет. |
Разбор задачи удобно вести от данных.
Учитель. Что можно узнать, если известно, что за 6 ч токарь изготовил на старом станке 96 деталей?
Дети.Можно узнать, сколько деталей за 1 час изготавливал токарь на старом станке.
Учитель. Нужно ли это знать?
Дети.Да.
Учитель. Что можно выяснить, зная, что на новом станке токарь за 4 ч изготовил 96 деталей?
Дети.Можно узнать, сколько деталей за 1 час изготавливал токарь на новом станке.
Учитель. Нужно ли это знать?
Дети. Да.
Учитель. Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
Дети. Да.
Решение лучше записать по действиям.
1) 96 : 6 = 16 (д.) – за 1 час на старом
2) 96 : 4 = 24 (д.) – за 1 час на новом
3) 24 – 16 = 8 (д.)
О т в е т: на 8 деталей в 1 час больше токарь делал на новом станке, чем на старом.
Задачу № 3 дети могут решить самостоятельно, после повторения того, как найти число по его доле.
Задачу № 4 учащиеся тоже решают самостоятельно, после повторения свойств сторон квадрата.