II. Часть. Расчет двухступенчатого цилиндрического редуктора
2.1. Выбор материала
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками по табл.3.3.[1]:
для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость HB 230;
для колеса - сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – HB 200.
2.2. Допускаемые контактные напряжения формула
, 3.9.[1]
По табл.3.2.[1] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев при HB 350 и термической обработкой (улучшением)
Принимаем ;
коэффициент безопасности .
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение 3.10. [1]
для шестерни ;
для колеса .
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
.
Требуемое условие выполнено.
2.3. Определяем параметры колес
Принимаем по таблице 3.1 [1] как в случае несимметричного расположения колес.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию стр.36.[1].
2.3.1 Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле 3.7.[1].
,
где для косозубых колес , а передаточное число ступени .
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 стр.36.[1].
2.3.2. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
;
принимаем по ГОСТ 9563-60* стр.36.[1].
2.3.3. Примем предварительно угол наклона зубьев
Определим число зубьев шестерни и колеса по формуле 3.16.[1]:
.
Принимаем ; тогда .
Принимаем z3=135
2.3.4. Уточненное значение угла наклона зубьев
.
2.4. Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
;
.
Проверка: ;
диаметры вершин зубьев:
;
;
диаметры впадин:
;
;
ширина колеса ;
ширина шестерни .
2.5. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
.
2.6. Окружная скорость колес и степень точности передачи
.
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности (стр.32.[1].).
2.7. Коэффициент нагрузки
.
Значения даны в табл.3.5.[1]; при , твердости и несимметричного расположения колес относительно опор .
По табл. 3.4.[1] при и 8-ой степени точности .
По табл.3.6.[1] для косозубых колес при имеем . Таким образом
.
2.8. Проверка контактных напряжений по формуле 3.6.[1]:
.
2.9. Силы, действующие в зацеплении по формулам 8.3.[1] и 8.4.[1]:
окружная
радиальная
осевая .
2.10. Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25.[1]:
.
Здесь коэффициент нагрузки (стр. 42.[1]). По табл. 3.7.[1] при , твердости и несимметричного расположения колес относительно опор . По табл.3.8.[1] . Таким образом, коэффициент ;
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев :
у шестерни ;
у колеса .
(стр. 42.[1]).
2.11. Допускаемое напряжение по формуле 3.24.[1]:
.
По табл.3.9.[1] для стали 45 улучшенной при твердости .
Для шестерни ; для колеса .
- коэффициент безопасности, где (по табл. 3.9.[1]),
(для поковок и штамповок). Следовательно, .
Допускаемые напряжения:
для шестерни ;
для колеса .
Находим отношения :
для шестерни ;
для колеса .
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
2.12. Определяем коэффициенты и :
для средних значений коэффициента торцового перекрытия и 8-й степени точности .
2.13. Проверяем прочность зуба колеса по формуле 3.25.[1]:
;
.
Условие прочности выполнено.