Кручение прямого стержня круглого поперечного
Сечения. Напряжения в поперечном сечении вала.
Крутящий момент
Кручением называется такой вид деформации, при котором в поперечных сечениях элементов конструкций возникает только крутящий момент Мкр, а другие внутренние силовые факторы (продольная сила, изгибающие моменты, поперечные силы) равны нулю.
Сложность решения задачи по определению напряжений и деформаций при кручении зависит от формы поперечного сечения. Наиболее просто в механике материалов решаются задачи для стержней круглого и кольцевого поперечного сечения. Стержни круглого поперечного сечения, работающие на кручение, называются валами.
Чтобы определить напряжения в поперечных сечениях вала, рассмотрим уравнение, связывающее крутящий момент с касательными напряжениями:
,
где τ – касательное напряжение, действующее на элементарной площадке dА, расположенной на расстоянии ρ от центра тяжести сечения.
Так как закон распределения касательных напряжений по сечению вала не известен, то определить τ из интегрального уравнения невозможно. Для его определения рассмотрим деформации вала.
Для этого на поверхность круглого вала нанесем ортогональную сетку линий с постоянным шагом – прямые линии вдоль образующих цилиндра и окружности, перпендикулярные к продольной оси вала z (рис. 10.1, а). После деформации вала (рис. 10.1, б) образующие цилиндра переходят в винтовые линии, которые составляют угол γс образующими.
Все окружности в перпендикулярных сечениях сохраняют свою форму и поворачиваются одна относительно другой на некоторый угол, называемый углом закручивания. Длина вала не изменяется. Квадратные элементы на цилиндрической поверхности вала деформируются и приобретают форму ромбов.
Рис. 10.1. Схема вала с ортогональной сеткой
на его поверхности
Допущения, основанные на гипотезе плоских сечений:
1) сечения, плоские до деформации, остаются плоскими после деформации и поворачиваются одно относительно другого на некоторый угол;
2) радиусы, проведенные мысленно в любом поперечном сечении, при кручении вала не искривляются.
Выделим часть вала длиной dz между двумя поперечными сечениями. Считаем, что правое сечение закреплено в заделке, а левое сечение закручивается моментом Мкр (рис. 10.2, б). При этом точка А остается неподвижной, а точка B переместится в положение . Мысленно вырежем в выделенном элементе внутреннюю часть с наружным радиусом ρ. Получим кольцевое сечение толщиной dρ. Определим значение из
Рис. 10.2. Схема выделенной части вала длиной dz
Из имеем:
,
учитывая, что при малых деформациях , получим
С другой стороны, из :
Окончательно получим:
,
откуда
где угол сдвига,
абсолютный угол закручивания, размерность, рад.
Обозначим – относительный угол закручивания, размерность, , тогда
Используя закон Гука при сдвиге, получим:
величина касательных напряжений в сечении вала на расстоянии от центра тяжести сечения; модуль сдвига.
На основании полученной формулы можно сделать вывод, что в сечении вала распределяются по линейному закону и максимальные касательные напряжения возникают на поверхности вала. В центре вала касательные напряжения равны нулю.
Распределение касательных напряжений по сечению вала показано на рис. 10.3.
Рис. 10.3. Схема распределения касательных
напряжений по сечению вала
Величину крутящего момента Mкр можно определить через t. Момент относительно оси z от действия касательных напряжений t на элементарной площадке dА равен (рис. 10.4):
.
Рис. 10.4. Схема для определения Мкр
в сечении вала
Проинтегрировав это выражение по площади поперечного сечения вала, получим:
Пусть геометрические размеры поперечного сечения вала одинаковы по длине. Материал вала однороден и изотропен. Подставим в интеграл выражение , получим:
Правило знаков для крутящих моментов.
Если крутящий момент со стороны внешней нормали n к сечению вала вращается против часовой стрелки, то он считается положительным (рис. 10.5), в противном случае – крутящий момент считается отрицательным.
Рис. 10.5. Схема для определения знаков крутящих
моментов в сечениях вала
На эпюре крутящих моментов положительные значения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные значения – вниз.