Схемное исполнение и работа МТЗ
Максимальная токовая защита может применяться для защиты от токов короткого замыкания на всех элементах СЭС (генераторы, трансформаторы, двигатели и ЛЭП).На защищаемой ЛЭП защита ставиться в начале линии относительно источника питания. Защита работает с выдержкой времени.
Один из схемных вариантов МТЗ для защиты ЛЭП 10 кВ представлен на рис. 4. Эта схема выполнена в так называемом разнесенном виде – измерительная часть (рис. 4, а) и логическая часть с исполнительной (рис. 4, б) отделены. Так вычерчиваются, как правило, все защиты в целях лучшей наглядности и удобства.
Рис. 4. Разнесенная схема МТЗ ЛЭП:
а) – измерительная схема МТЗ, б) – логическая и исполнительная часть МТЗ
ТА1, ТА2 – трансформаторы тока; KА1, KА2 – реле тока; KТ – реле времени; KL – промежуточное реле; KH – сигнальное реле; YAT – катушка отключения
Измерительная часть состоит из двух трансформаторов тока и двух токовых реле, включенных в так называемую «неполную звезду». Данная схема позволяет контролировать все виды коротких замыканий в ЛЭП 10 кВ. Может применяться схема включения трансформатора тока и токовых реле на «разность токов». [Л –1,2]
В сетях с глухозаземленной нейтралью, чтобы контролировать и однофазные к.з. трансформаторы тока и токовые реле включаются по схеме «полная звезда» или «треугольник».
В нормальном режиме работы ЛЭП ток в измерительной схеме Iр, проходящий через реле тока KA1 и KA2 меньше тока срабатывания этих реле Iср и реле не действует, в этом случае контакты их в логической части защиты разомкнуты, обмотка привода выключателя YAT не получает питания и вся схема МТЗ бездействует.
При коротких замыканиях на ЛЭП ток через релеIр возрастает. Он становится больше тока срабатывания Iр>Iср. Реле KA1 и KA2 срабатывают, замыкают свои контакты в логической части и с выдержкой времени tМТЗ получает питание обмотка отключения YAT. Выключатель отключает поврежденную ЛЭП.
Расчет максимальной токовой защиты
ЛЭП – 10 кВ
Для расчета МТЗ ЛЭП 10 кВ используются следующие данные:
ЛЭП -10 кВ воздушная; длина L3=8 км; х0 = 0,4 ОМ/км.
Мощность к.з. системы SК.З.С.=10000 МВА;
Длина ЛЭП 110 кВL1=L2=20 км;х0 = 0,4 ОМ/км.
Мощность нагрузкиSН1=3,0 МВА (спокойная нагрузка);
Мощность двигателя SМ1=1,6 МВА (асинхронный высоковольтный двигатель АД, =6);
В измерительной части МТЗ используем статические реле на интегральных микросхемах РСТ-11.
Основное требование при настройке МТЗ чтобы ток срабатывания МТЗ IсрМТЗ был больше максимального тока нагрузки в нормальном режиме Iраб.max.
Нагрузка для ЛЭП будет состоять (см. рис. 2) из асинхронного электродвигателя М1 и нагрузки электроприемников Н1:
,
номинальный ток от нагрузки Н1
номинальный ток двигателя
пусковой ток электродвигателя при kпуск=6 будет равен
величина номинального рабочего тока ЛЭП будет равна
далее выбираем трансформаторы тока и определяем коэффициент их трансформации .
Величина тока I1 принимаем равным 300А. Тогда
где I1– ближайшая наибольшая величина стандартного первичного тока трансформатора тока.
При настройке МТЗ ЛЭП 10 кВ необходимо выполнить условие
Рабочий максимальный ток ЛЭПIраб.maxЛЭП будет состоять из тока нагрузки электроприемников IН1 и пускового тока электродвигателяIпускМ1
Зная рабочий максимальный ток в ЛЭП (с учетом пускового тока двигателя) определяем вторичный ток срабатывания МТЗ. [1, 3]
где kН–коэффициент надежности; из-за наличия пускового тока АД принимается равным 1,4 для реле РСТ-11(ПУЭ);
где kсх=1 («неполная звезда» - схема соединения трансформаторов тока);
kвоз=0,95 (для реле РСТ-11).
nТ – коэффициент трансформации трансформаторов тока.
Тогда величина вторичного тока срабатывания МТЗ будет равна
Находим время срабатывания МТЗ
где tср.РЗ – выдержка времени на последующей защите;
Δt – ступень селективности с реле РСТ-11,принимаемΔt равным 0,6 сек. (ПУЭ).
Проверяем защиту на чувствительность
где Ikmin(K2) – токк.з. в конце ЛЭП 10 кВ (Рис. 2) из расчетапо методике приведенной на стр.36 (Ikmin(K2) = 1612 А).
Вывод: максимальная токовая защитавоздушной ЛЭП проходит по чувствительности.
Цифровое исполнение защиты ЛЭП представлено на Рис. 5.
Рис. 5.Структурная схема цифровой защиты ЛЭП
Принцип и алгоритм работы МТЗ можно представить в виде алгебры логики (DW, DT) (Рис. 6.).
Рис. 6.Логическая схема МТЗ,
где КА1, КА2, КА3 – реле тока, DW – логический элемент ИЛИ,
DT – логический элемент выдержки времени
Ток от трансформаторов тока ТА, фаз А, В, С подается на токовое реле КА. В нормальном режиме ток срабатывания реле меньше рабочего максимального тока нагрузки ЛЭП и на выходе элемента DW (ИЛИ) присутствуют нулевые сигналы. При КЗ на ЛЭП ток через реле становится больше тока срабатывания реле и на выходе элемента DW появляется сигнал, равный 1. В элементе DT (выдержка времени) реализуется время срабатывания в соответствии с требования селективной работы защиты.
Алгоритм релейной защиты можно записать в виде логической функции N:
N=( OR OR ) AND DT1=1
Где , , – логические сигналы на выходах токовых реле
DT1 – оператор временного реле защиты.