Сущность, природа и роль принципов менеджмента в достижении цели организации.
Важную роль в управленческой деятельности играют принципы менеджмента, которые на основе использования законов и закономерностей менеджмента отражают прикладной характер управления организациями
Принцип – это определенное правило, сформулированное на основе познания законов или закономерностей, которыми люди руководствуются, учитывая свою внутреннюю убежденность и опыт относительно необходимости совершать именно так. Реальный механизм действия принципов менеджмента состоит в признании и соблюдении их требований субъектом управления при осуществлении влияния на объект управления.
Принципы (лат. principium – начало, основа) менеджмента – основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой и практикой, соблюдение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью организации.
В отличие от объективных закономерностей менеджмента принципы менеджмента формулируются субъективно, но с учетом действия закономерностей. Разрабатывая принципы менеджмента, нужно учитывать следующие положения:
· применение определенных принципов менеджмента гарантирует эффективный менеджмент в определенном месте, при определенных условиях и на протяжении определенного времени;
· принципы менеджмента не следует догматизировать;
· научному обобщению подлежат те принципы менеджмента, которые стабильно гарантируют ожидаемый результат.
Если рассматривать принципы как основополагающую категорию науки управления, то необходимо провести их классификацию. Критерием для классификации, может быть сфера влияния принципа на деятельность организации. В соответствии с данным критерием все принципы менеджмента можно разделить на общие и частные.
Общие принципы закладывают основу, без которой невозможно рассматривать общую теорию управления. Частные принципы определяют правила, по которым развивается то или иное направление (элемент) науки управления.
Общие принципы должны отвечать следующим требованиям:
· отражать общие положения, которые распространяются на организации различных типов и видов;
· соответствовать законам менеджмента, развития природы и общества;
· объективно отражать сущность явлений и реальных процессов управления организацией;
· быть руководящими началами, признаваемыми таковыми обществом.
Общие принципы менеджмента.
Принцип целенаправленности. В соответствии с этим принципом любая деятельность в организации должна быть направлена на достижение конкретных производственно-хозяйственных целей и выполнение поставленных задач.
Принцип иерархичности. Определяет правила построения организации или отдельных ее элементов. Этот принцип характерен не только для организаций, но и для любых сложных объектов. Предусматривает размещение управленческих должностей в организационной структуре от самого нижнего уровня управления к наивысшему.
Принцип динамического равновесия. Предусматривает непрерывное развитие организации и удержание общего равновесия на каждом этапе этого развития. В соответствии с законом инерции успешное функционирование организации зависит от уровня накопленного потенциала. В данном случае под потенциалом мы будем понимать способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с такой же сложностью и быстротой, как и изменения, происходящие в среде. Другими словами потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды.
Принцип экономичности. Экономичность управления – это мера затрат (трудовых, материальных, финансовых и др. ресурсов) на достижение конечной цели. Данный принцип накладывает ограничения на меру затрат при выборе способов, средств и воздействий, причем учитывается не только материальные, временные и финансовые затраты, но и моральные. Научное управление – это экономичное управление, главной задачей которого является достижение целей с наименьшими затратами. Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной. Эффективность измеряет достижение целей организации в условиях действия внешней среды. Вообще эффективность является отношением результата к затратам. Таким образом, эффективным считают менеджмент (E), который обеспечивает максимизацию отношения результата (R) к затратам (І):
max
Экономичность измеряет наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов организации.
Принцип учета интересов. Призван удовлетворять потребности и интересы работников для достижения целей организации на основе использования мотивации.
Принцип общественного характера управления. Являясь субъектом управления человек ставит перед собой цели, отвечающие его потребностям и интересам. Но потребности, интересы и цели могут быть различными. Поэтому на общее понятие управления необходимо наложить ограничение которое обеспечит определение целей, отвечающих интересам всех членов общества. Для того чтобы потребности, интересы и цели всех членов общества были учтены в процессе управления необходимо их участие в определении целей, способов и средств достижения целей. Это и выражает общественный характер управления. Так возникает потребность и необходимость общественного характера управления, как первого ограничения, накладываемого на общее понятие управления. В высказывание одного из классиков говорится: «где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий». В соответствии с принципом общественного характера управления сначала определяют общие цели, которые последовательно расчленяются на подцели, а последние на задачи.
Принцип гуманности управления. Этот принцип выражается в гуманности целей, способов, средств и воздействий, выбираемых и используемых для достижения целей.
Принцип эффективности управленияВ общей теории управления эффективность (результативность) относится к характеристике процесса управления конкретными объектами. Управление считается успешным только тогда, когда выбранные способы, средства и воздействия приводят к достижению поставленной цели. В связи с этим на управление накладывается ограничение в форме принципа и критерия эффективности управления. Первое ограничение касается установления периода времени, в конце которого процесс управления должен завершиться достижением цели. Второе ограничение относится к самой цели, т.е. эффективность управления должна определяться по достижению конечной цели.
Принцип соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления. Этот принцип требует от субъекта управления в первую очередь ознакомиться с закономерностями и накопленными в науке знаниями. В том случае, когда закономерности еще не познаны, решение принимается на основе интуиции и опыта. Вместе с тем, во многих случаях полезно воспользоваться знанием тенденций развития объектов управления, т.е. прогнозом. Если же прогноз не известен, то решение приходится принимать в условиях риска и нестабильности, испытывая путь проб и ошибок.
Принцип интегральности управления.Из шести основополагающих принципов: Все частные правила и принципы управления варьируют от 3 до 30. В настоящее время все эти принципы требуют совместного и одновременного применения. В целом принцип интегральности выражает многовариантное решение всех проблем управления с одновременным применением всех принципов общей теории управления.
Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих принципах:
· Праве быть собственником всех видов имущества;
· Экономическом самоопределение, т.е. праве каждого свободно распоряжаться своим потенциалом;
· Экономической свободе товаропроизводителей;
· Широкой сети мер социальной защищенности.
Принципы менеджмента в условиях рынка можно разделить на 3 группы:
1. Общие и структурно-функциональные принципы управления;
2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми);
3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера.
Общие и структурно-функциональные принципы управления:
· Принцип прибыльности – ранее определялся количеством продукции, в настоящее время – связан с качеством продукции и повышением производительности труда. (прежде всего в странах с высокоразвитой экономикой).
· Маркетинговый менеджмент – предусматривает направленность на покупателя, рынок сбыта продукта.
· Принцип плановости и стратегического планирования – основывается на экономической свободе товаропроизводителя и экономическом самоопределении. (в социалистической экономике – всеобщее централизованное планирование).
· Принципы, определяющие эффективность деятельности организации в будущем: компьютеризация, научная организация управленческого труда, инновации и структурные изменения – основываются на законе рыночной конкуренции.
· Принцип нововведений и инноваций – заключается в создании специальных инновационных подразделений внутри организации (отделы рискованных инициатив, венчуры (от англ. “venture” – рискованное дело)).
· Принцип периодической полной реорганизации управленческих и производственных структур в организации. (присущ только развитой рыночной экономике и является одним из главных элементов устойчивости фирмы).
Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми):
· Партнерство в отношения между менеджером и руководимым им коллективом.
· Делегирование полномочий (элемент принципа децентрализации управления).
· Целевая установка менеджера на создание лучших условий труда для персонала.
· Использование мер поощрения: экономических, моральных и социальных.
· Расширение сфер общения с персоналом и поддержка хорошего микроклимата.
· Активное участие в формировании «корпоративной культуры» в фирме
Принципы, способствующие формированию личности менеджера:
· Целенаправленное воспитание и самовоспитание личности менеджера.
· Специальная подготовка менеджерских кадров.(кадровая политика)