Сущность и отношения управления
Управление как особая сфера деятельности человека выделилось в самостоятельную функцию с возникновением разделения и кооперации труда.
Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Самым сложным видом управления является социальное, т.е. управление различными сторонами деятельности человеческого общества. При этом люди, в процессе их совместной деятельности, вступают в определённые отношения (экономические, социальные, организационные и управленческие). Управленческие отношения представляют собой связи людей в процессе управления.
Управленческие отношения классифицируются по следующим признакам:
1. По уровням системы управления существуют отношения субординации и координации.
Отношения субординации - это служебное подчинение младшего по занимаемой должности старшему, исполнение правил служебной дисциплины.
Отношения координации - это взаимодействия между структурными подразделениями, руководителями и подчинёнными одного уровня при выполнении общей задачи.
Отношения управления действуют по горизонтали - между структурными подразделениями которые не подчиняются друг другу, и по вертикали - складываются между подразделениями разных уровней управления.
2. По месту возникновения отношения управления бывают внешние и внутренние.
Внешние отношения возникают вне системы и характеризуют её связи, взаимодействия с банком, финансовыми органами, транспортными организациями и т.д.
Внутренние отношения возникают внутри организации между структурными подразделениями и отдельными работниками.
3. По масштабу действия отношения управления бывают: отраслевые (в пределах одной отрасли), территориальные (в пределах одного региона), межотраслевые (между предприятиями отрасли и другими организациями).
4. По характеру организационных связей:
- линейные;
- функциональные;
- смешанные
Линейные отношения по прямой линии “руководитель-подчинённый” складываются по уровням управления.
Функциональные отношения возникают между функциональными руководителями и функциональными подразделениями разных уровней управления.
Смешанные - складываются между подразделениями предприятия, выполняющими различные функции.
5. По содержанию управленческие отношения бывают:
- экономические (при решении экономических вопросов);
- социальные (при решении кадровых вопросов);
- информационные (при обмене информацией);
- консультационные (методические);
- организационные (при решении организационных вопросов)
6. По времени действия отношения управления могут быть постоянными и временными.
7. По форме управленческие отношения бывают:
- формальные - которые определяются соответствующими инструкциями, положениями, т.е. формальными установками;
- неформальные - это человеческие отношения между персоналом, обусловленные реальной позицией каждого работника.
Отношения управления представляют собой сложную динамическую систему.
Система - это совокупность взаимодействующих элементов, объединённых информационными потоками, прямыми и обратными связями, которые составляют единое организационное целое.
С позиции менеджера система состоит из двух частей:
- управляющей системы (с помощью чего воздействует менеджер) - субъект управления;
- управляемой системы (на что воздействует менеджер) - объект управления.
Каждая система подразделяется на ряд подсистем, т.е. частей, выделенных по определённому признаку и имеющих характерные особенности. Все подсистемы взаимосвязаны друг с другом и в свою очередь могут выступать в качестве самостоятельной системы.
Функционирование системы управления возможно при обеспечении постоянной связи между её элементами. Такая связь осуществляется с помощью информации.
Построение и функционирование сложных систем управления основывается на двух принципах: иерархии управления и обратной связи.
Принцип иерархии управления заключается в построении многоступенчатой системы управления.
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали. (Рисунок)
Все органы управления разных уровней от низшего до высшего, образуют в совокупности единую иерархическую систему органов управления.
Принцип обратной связи означает поступление информации от объекта к субъекту управления, что обеспечивает возможность контроля за результатами функционирования системы управления.
Президент
Вице-президент
Начальник отдела
Сущность управления заключается в сознательном и планомерном воздействии управляющей системы (субъекта) на управляемую систему (объект), для реализации поставленной цели.