Компетенция, права и обязанности местного самоуправления.
Компетенция местного самоуправления - это круг деятельности, отнесенный законодательством к ведению местного самоуправления.
Обычно компетенцию стараются определить так, чтобы для каждого уровня самоуправления (село, район, область) был дан непересекающийся набор дел, т.е. четко выделены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции данного уровня самоуправления.
Компетенция неразрывно связана с правами соответствующего органа местного самоуправления.
Наиболее важными являются следующие права органов местного самоуправления:
· право юридического лица;
· право местного нормотворчества;
· право принуждения к исполнению законов и своих решений;
· право устанавливать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства;
· право надзора за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности и общественной безопасности;
·правопланирования социально-экономического развития территории;
· право распоряжения коммунальным имуществом;
· право на землю и природные ресурсы (кроме недр);
· право самостоятельно формировать и исполнять местный бюджет;
· право устанавливать местные налоги и сборы;
· право самостоятельно формировать органы самоуправления;
· право объединятся в ассоциации (союзы) местных властей;
· право на защиту своих прав и др.
Компетенция и права самоуправления обусловливают содержание хозяйственной деятельности и пределы возможностей при самостоятельном ведении дел.
Однако административно-территориальные единицы, в пределах которых действуют органы местного самоуправления, являются частью национального государства. В силу последнего обстоятельства они, независимо от желания жителей территории, должны выполнять требования государства, предъявляемые ко всем субъектам хозяйственной и общественно-политической деятельности.
Обязанности местного самоуправления - необходимость выполнения норм, стандартов и требований, установленных государством.
Все обязанности можно разделить на две группы: хозяйственные и общегосударственные.
Современные теории местного самоуправления.
Теория свободной общины.
Автор: А. де Токвиль.
Заключается в признании права населения (общины) на самостоятельное заведование местными делами (самоуправление). Считается, что это право присуще общине изначально, неотъемлемо и независимо от воли государственной власти.
Право общины на заведование своими делами столь же естественно и неотчуждаемо, как и права человека, что община первична по отношению к государству.
Основные принципы
- органы местного самоуправления должны избираться населением;
- органы местного самоуправления противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему;
- разграничение предметов ведения органовместного самоуправления и органов государственной власти;
- право на независимость и самостоятельность органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных полномочий.
Общественная теория самоуправления.
Авторы: О. Ресслер; Р. Моль.
Основные принципы
Во многом опиралась на идеи противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом наличия местного самоуправления выступали не естественные права человека, а хозяйственная необходимость и практичность.
При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов самоуправления.
Государственная теория самоуправления.
Авторы: Р. Гнейст; Л. Штейн; Г.Еллинек
Основные принципы
- местное самоуправление есть продолжение государства, а его органы – по сути местные органы государственной власти;
- сфера деятельности местного самоуправления – выполнение государственных задач, органы местного самоуправления не могут иметь иных задач, помимо сформулированных государством;
- всякое публичное управление есть дело государственное, поэтому смысл существования местного самоуправления – не отделение от государства, а подчинение его интересам и целям.
Теория дуализма муниципального управления
Авторы: Х. Ф. Алдерфер; Р. Родс
Основные принципы
Суть теории дуализма муниципальногоуправления состоит в том, что решаявопросы местного значения органыместного самоуправления должны решатьобщие задачи государственной политики инекоторые функции государства.