Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха?

Скорость полета ЛА измеряют относительно воздуха и относительно Земли. При этом различаю истинную воздушную скорость V– скорость полета относительно воздуха, путевую скорость W – скорость относительно Земли, и приборную (индикаторную) скорость Vi – скорость полета в предположении, что скоростной напор постоянный на всех высотах. Безразмерной характеристикой скорости полета является число М полета, равное отношению истиной воздушной V к скорости звука а, т.е. М=V/а.

Путевая скорость Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru равна геометрической сумме горизонтальных составляющих истиной воздушной скорости Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru и скорости ветра Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , т.е.

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru . (10)

Скорость полета является векторной величиной, для определения которой необходимо знать модуль и направление. Направление вектора истиной воздушной скорости в системе координат, связанной с осями ЛА, определяется углами атаки a и скольжения b. Следовательно, для полного определения вектора воздушной скорости необходимо измерять модуль вектора и угла атаки и скольжения.

В целях удобства пилотирования отдельно измеряют вертикальную скорость VH, являющуюся вертикальной составляющей скорости полета ЛА, причем Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru .

Приборы, предназначенные для измерения указанных выше скоростей, называются соответственно указателями истиной воздушной скорости, числа М, а приборы, измеряющие вертикальную скорость, называются вариометрами.

Для измерения истиной воздушной скорости, индикаторной скорости и числа М полета применяются аэрометрический, манометрический, термодинамический, тепловой, турбинный и ультраакустический методы.

Аэрометрический метод основан на измерении скоростного (динамического) напора, функционально связанного со скоростью.

Принцип действия указателя скорости основан на измерении динамического напора полностью заторможенного потока воздуха.

Из уравнения Бернулли в предположении одинаковых нивелирных высот

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , (11)

где р1, g1, V1 и р2, g2, V2 – соответственно давление, весовая плотность, скорость набегающего и заторможенного потоков.

При полном торможении (V2=0)

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru . (12)

При малых скоростях полета (V<400 км/ч) воздух можно считать несжимаемым. Полагая g1=g2=g, получаем

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru . (13)

Величина Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru называется динамическим или скоростным напором, а давлениер2П – полным давлением. Оно равно сумме статического давления р1СТ и скоростного напора Dр.

При больших скоростях полета (V>400 км/ч) с учетом адиабатического сжатия и внутренней энергии вместо уравнения (12) получаем

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , (14)

где k=1,4 – показатель адиабаты для воздуха.

Если воспользоваться уравнением адиабаты

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru (15)

и исключить из уравнений (14) и (15) величину g2, то после преобразования получим

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , (16)

где n=k/(k-1).

Отсюда находим разность давлений Dр=рПСТ21

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru (17)

или, воспользовавшись уравнением состояния g11/RT1

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , (18)

где р1 и Т1 – статическое давление и температура на высоте полета.

Решая уравнение (18) относительно V, найдем

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru . (19)

Видно, что для измерения скорости V необходимо измерять скоростной напор Dр, статическое давление р1 и температуру Т1 на высоте полета.

Если учесть, что скорость звука а в воздухе равна

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru (20)

то выражению (19) можно придать вид

Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха? - student2.ru , (21)

где М=V/a – число М полета.

По формуле (21) градуируются указатели числа М полета, причем в этом случае необходимо измерять только Dр и р1.

Наши рекомендации