Аэрометрический канал измерения скорости, числа Маха, математическая модель измерителей приборной скорости и числа Маха?
Скорость полета ЛА измеряют относительно воздуха и относительно Земли. При этом различаю истинную воздушную скорость V– скорость полета относительно воздуха, путевую скорость W – скорость относительно Земли, и приборную (индикаторную) скорость Vi – скорость полета в предположении, что скоростной напор постоянный на всех высотах. Безразмерной характеристикой скорости полета является число М полета, равное отношению истиной воздушной V к скорости звука а, т.е. М=V/а.
Путевая скорость равна геометрической сумме горизонтальных составляющих истиной воздушной скорости и скорости ветра , т.е.
. (10)
Скорость полета является векторной величиной, для определения которой необходимо знать модуль и направление. Направление вектора истиной воздушной скорости в системе координат, связанной с осями ЛА, определяется углами атаки a и скольжения b. Следовательно, для полного определения вектора воздушной скорости необходимо измерять модуль вектора и угла атаки и скольжения.
В целях удобства пилотирования отдельно измеряют вертикальную скорость VH, являющуюся вертикальной составляющей скорости полета ЛА, причем .
Приборы, предназначенные для измерения указанных выше скоростей, называются соответственно указателями истиной воздушной скорости, числа М, а приборы, измеряющие вертикальную скорость, называются вариометрами.
Для измерения истиной воздушной скорости, индикаторной скорости и числа М полета применяются аэрометрический, манометрический, термодинамический, тепловой, турбинный и ультраакустический методы.
Аэрометрический метод основан на измерении скоростного (динамического) напора, функционально связанного со скоростью.
Принцип действия указателя скорости основан на измерении динамического напора полностью заторможенного потока воздуха.
Из уравнения Бернулли в предположении одинаковых нивелирных высот
, (11)
где р1, g1, V1 и р2, g2, V2 – соответственно давление, весовая плотность, скорость набегающего и заторможенного потоков.
При полном торможении (V2=0)
. (12)
При малых скоростях полета (V<400 км/ч) воздух можно считать несжимаемым. Полагая g1=g2=g, получаем
. (13)
Величина называется динамическим или скоростным напором, а давлениер2=рП – полным давлением. Оно равно сумме статического давления р1=рСТ и скоростного напора Dр.
При больших скоростях полета (V>400 км/ч) с учетом адиабатического сжатия и внутренней энергии вместо уравнения (12) получаем
, (14)
где k=1,4 – показатель адиабаты для воздуха.
Если воспользоваться уравнением адиабаты
(15)
и исключить из уравнений (14) и (15) величину g2, то после преобразования получим
, (16)
где n=k/(k-1).
Отсюда находим разность давлений Dр=рП-рСТ=р2-р1
(17)
или, воспользовавшись уравнением состояния g1=р1/RT1
, (18)
где р1 и Т1 – статическое давление и температура на высоте полета.
Решая уравнение (18) относительно V, найдем
. (19)
Видно, что для измерения скорости V необходимо измерять скоростной напор Dр, статическое давление р1 и температуру Т1 на высоте полета.
Если учесть, что скорость звука а в воздухе равна
(20)
то выражению (19) можно придать вид
, (21)
где М=V/a – число М полета.
По формуле (21) градуируются указатели числа М полета, причем в этом случае необходимо измерять только Dр и р1.