Три случая при решении систем линейных уравнений

Как явствует из теоремы Крамера, при решении системы линейных уравнений могут встретиться три случая:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru Первый случай: система линейных уравнений имеет единственное решение

(система совместна и определённа)

Условия:

* Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru Второй случай: система линейных уравнений имеет бесчисленное множество решений

(система совместна и неопределённа)

Условия:

* Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru ,

** Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru ,

т.е. коэффициенты при неизвестных и свободные члены пропорциональны.

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru Третий случай: система линейных уравнений решений не имеет

(система несовместна)

Условия:

* Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

** Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Итак, система m линейных уравнений с n переменными называется несовместной, если у неё нет ни одного решения, и совместной, если она имеет хотя бы одно решение. Совместная система уравнений, имеющая только одно решение, называется определённой, а более одного – неопределённой.

Примеры решения систем линейных уравнений методом Крамера

Пусть дана система

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

На основании теоремы Крамера
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
………….
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru ,

где
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru -

определитель системы. Остальные определители получим, заменяя столбец с коэффициентами соответствующей переменной (неизвестного) свободными членами:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Пример 2. Решить систему линейных уравнений методом Крамера:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Решение. Находим определитель системы:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Следовательно, система является определённой. Для нахождения её решения вычисляем определители

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

По формулам Крамера находим:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Итак, (1; 0; -1) – единственное решение системы.

Для проверки решений систем уравнений 3 Х 3 и 4 Х 4 можно воспользоваться онлайн-калькулятором, решающим методом Крамера.

Если в системе линейных уравнений в одном или нескольких уравнениях отсутствуют какие-либо переменные, то в определителе соответствующие им элементы равны нулю! Таков следующий пример.

Пример 3. Решить систему линейных уравнений методом Крамера:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Решение. Находим определитель системы:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Посмотрите внимательно на систему уравнений и на определитель системы и повторите ответ на вопрос, в каких случаях один или несколько элементов определителя равны нулю. Итак, определитель не равен нулю, следовательно, система является определённой. Для нахождения её решения вычисляем определители при неизвестных

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

По формулам Крамера находим:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Итак, решение системы - (2; -1; 1).

6. Общая система линейных алгебраических уравнений. Метод Гаусса.

Как мы помним, правило Крамера и матричный метод непригодны в тех случаях, когда система имеет бесконечно много решений или несовместна. Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений, который в каждом случаеприведет нас к ответу! Сам алгоритм метода во всех трёх случаях работает одинаково. Если в методах Крамера и матричном необходимы знания определителей, то для применения метода Гаусса необходимо знание только арифметических действий, что делает его доступным даже для школьников начальных классов.

Сначала немного систематизируем знания о системах линейных уравнений. Система линейных уравнений может:

1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть несовместной).

Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений. Как мы помним, правило Крамера и матричный метод непригодны в тех случаях, когда система имеет бесконечно много решений или несовместна. А метод последовательного исключения неизвестных в любом случаеприведет нас к ответу! На данном уроке мы опять рассмотрим метод Гаусса для случая №1 (единственное решение системы), под ситуации пунктов №№2-3 отведена статья Несовместные системы и системы с общим решением. Замечу, что сам алгоритм метода во всех трёх случаях работает одинаково.

Вернемся к простейшей системе с урока Как решить систему линейных уравнений?
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru и решим ее методом Гаусса.

На первом этапе нужно записать расширенную матрицу системы:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . По какому принципу записаны коэффициенты, думаю, всем видно. Вертикальная черта внутри матрицы не несёт никакого математического смысла – это просто отчеркивание для удобства оформления.

Справка: рекомендую запомнить термины линейной алгебры. Матрица системы – это матрица, составленная только из коэффициентов при неизвестных, в данном примере матрица системы: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Расширенная матрица системы – это та же матрица системы плюс столбец свободных членов, в данном случае: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Любую из матриц можно для краткости называть просто матрицей.

После того, как расширенная матрица системы записана, с ней необходимо выполнить некоторые действия, которые также называются элементарными преобразованиями.

Существуют следующие элементарные преобразования:

1) Строки матрицы можно переставлять местами. Например, в рассматриваемой матрице можно безболезненно переставить первую и вторую строки: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

2) Если в матрице есть (или появились) пропорциональные (как частный случай – одинаковые) строки, то следует удалить из матрицы все эти строки кроме одной. Рассмотрим, например матрицу Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . В данной матрице последние три строки пропорциональны, поэтому достаточно оставить только одну из них: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

3) Если в матрице в ходе преобразований появилась нулевая строка, то ее также следует удалить. Рисовать не буду, понятно, нулевая строка – это строка, в которой одни нули.

4) Строку матрицы можно умножить (разделить) на любое число, отличное от нуля. Рассмотрим, например, матрицу Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Здесь целесообразно первую строку разделить на –3, а вторую строку – умножить на 2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Данное действие очень полезно, поскольку упрощает дальнейшие преобразования матрицы.

5) Это преобразование вызывает наибольшие затруднения, но на самом деле ничего сложного тоже нет. К строке матрицы можно прибавить другую строку, умноженную на число, отличное от нуля. Рассмотрим нашу матрицу из практического примера: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Сначала я распишу преобразование очень подробно. Умножаем первую строку на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru , и ко второй строке прибавляем первую строку умноженную на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Теперь первую строку можно разделить «обратно» на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Как видите, строка, которую ПРИБАВЛЯЛИ – не изменилась. Всегда меняется строка, К КОТОРОЙ ПРИБАВЛЯЮТ.

На практике так подробно, конечно, не расписывают, а пишут короче:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Еще раз: ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. Умножают строку обычно устно или на черновике, при этом мысленный ход расчётов примерно такой:

«Переписываю матрицу и переписываю первую строку: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru »

«Сначала первый столбец. Внизу мне нужно получить ноль. Поэтому единицу вверху умножаю на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru , и ко второй строке прибавляю первую: 2 + (–2) = 0. Записываю результат во вторую строку: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru »

«Теперь второй столбец. Вверху –1 умножаю на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Ко второй строке прибавляю первую: 1 + 2 = 3. Записываю результат во вторую строку: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru »

«И третий столбец. Вверху –5 умножаю на –2: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Ко второй строке прибавляю первую: –7 + 10 = 3. Записываю результат во вторую строку: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru »

Пожалуйста, тщательно осмыслите этот пример и разберитесь в последовательном алгоритме вычислений, если вы это поняли, то метод Гаусса практически «в кармане». Но, конечно, над этим преобразованием мы еще поработаем.

Элементарные преобразования не меняют решение системы уравнений

! ВНИМАНИЕ: рассмотренные манипуляции нельзя использовать, если Вам предложено задание, где матрицы даны «сами по себе». Например, при «классических» действиях с матрицами что-то переставлять внутри матриц ни в коем случае нельзя!

Вернемся к нашей системе Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Она практически разобрана по косточкам.

Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

(1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. И снова: почему первую строку умножаем именно на –2? Для того чтобы внизу получить ноль, а значит, избавиться от одной переменной во второй строке.

(2) Делим вторую строку на 3.

Цель элементарных преобразований – привести матрицу к ступенчатому виду: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . В оформлении задания прямо так и отчеркивают простым карандашом «лестницу», а также обводят кружочками числа, которые располагаются на «ступеньках». Сам термин «ступенчатый вид» не вполне теоретический, в научной и учебной литературе он часто называется трапециевидный вид или треугольный вид.

В результате элементарных преобразований получена эквивалентная исходной система уравнений:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Теперь систему нужно «раскрутить» в обратном направлении – снизу вверх, этот процесс называется обратным ходом метода Гаусса.

В нижнем уравнении у нас уже готовый результат: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Рассмотрим первое уравнение системы Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru и подставим в него уже известное значение «игрек»:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда методом Гаусса требуется решить систему трёх линейных уравнений с тремя неизвестными.

Пример 1

Решить методом Гаусса систему уравнений:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Запишем расширенную матрицу системы:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Сейчас я сразу нарисую результат, к которому мы придём в ходе решения:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
И повторюсь, наша цель – с помощью элементарных преобразований привести матрицу к ступенчатому виду. С чего начать действия?

Сначала смотрим на левое верхнее число:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Почти всегда здесь должна находиться единица. Вообще говоря, устроит и –1 (а иногда и другие числа), но как-то так традиционно сложилось, что туда обычно помещают единицу. Как организовать единицу? Смотрим на первый столбец – готовая единица у нас есть! Преобразование первое: меняем местами первую и третью строки:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Теперь первая строка у нас останется неизменной до конца решения. Уже легче.

Единица в левом верхнем углу организована. Теперь нужно получить нули вот на этих местах:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Нули получаем как раз с помощью «трудного» преобразования. Сначала разбираемся со второй строкой (2, –1, 3, 13). Что нужно сделать, чтобы на первой позиции получить ноль? Нужно ко второй строке прибавить первую строку, умноженную на –2. Мысленно или на черновике умножаем первую строку на –2: (–2, –4, 2, –18). И последовательно проводим (опять же мысленно или на черновике) сложение, ко второй строке прибавляем первую строку, уже умноженную на –2:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Результат записываем во вторую строку:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Аналогично разбираемся с третьей строкой (3, 2, –5, –1). Чтобы получить на первой позиции ноль, нужно к третьей строке прибавить первую строку, умноженную на –3. Мысленно или на черновике умножаем первую строку на –3: (–3, –6, 3, –27). И к третьей строке прибавляем первую строку, умноженную на –3:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Результат записываем в третью строку:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

На практике эти действия обычно выполняются устно и записываются в один шаг:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Не нужно считать всё сразу и одновременно. Порядок вычислений и «вписывания» результатов последователен и обычно такой: сначала переписываем первую строку, и пыхтим себе потихонечку – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО иВНИМАТЕЛЬНО:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
А мысленный ход самих расчётов я уже рассмотрел выше.

Далее нужно получить единицу на следующей «ступеньке»:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

В данном примере это сделать легко, вторую строку делим на –5 (поскольку там все числа делятся на 5 без остатка). Заодно делим третью строку на –2, ведь чем меньше числа, тем проще решение:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

На заключительном этапе элементарных преобразований нужно получить еще один ноль здесь:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Для этого к третьей строке прибавляем вторую строку, умноженную на –2:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Попробуйте разобрать это действие самостоятельно – мысленно умножьте вторую строку на –2 и проведите сложение.

Последнее выполненное действие – причёска результата, делим третью строку на 3.

В результате элементарных преобразований получена эквивалентная исходной система линейных уравнений:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Круто.

Теперь в действие вступает обратный ход метода Гаусса. Уравнения «раскручиваются» снизу вверх.

В третьем уравнении у нас уже готовый результат: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Смотрим на второе уравнение: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Значение «зет» уже известно, таким образом:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

И, наконец, первое уравнение: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . «Игрек» и «зет» известны, дело за малым:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Как уже неоднократно отмечалось, для любой системы уравнений можно и нужно сделать проверку найденного решения, благо, это несложно и быстро.

Пример 2

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Это пример для самостоятельного решения, образец чистового оформления и ответ в конце урока.

Следует отметить, что ваш ход решения может не совпасть с моим ходом решения, и это – особенность метода Гаусса. Но вот ответы обязательно должны получиться одинаковыми!

Пример 3

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Смотрим на левую верхнюю «ступеньку». Там у нас должна быть единица. Проблема состоит в том, что в первом столбце единиц нет вообще, поэтому перестановкой строк ничего не решить. В таких случаях единицу нужно организовать с помощью элементарного преобразования. Обычно это можно сделать несколькими способами. Я поступил так:
(1) К первой строке прибавляем вторую строку, умноженную на –1. То есть, мысленно умножили вторую строку на –1 и выполнили сложение первой и второй строки, при этом вторая строка у нас не изменилась.

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Теперь слева вверху «минус один», что нас вполне устроит. Кто хочет получить +1, может выполнить дополнительное телодвижение: умножить первую строку на –1 (сменить у неё знак).

Дальше алгоритм работает уже по накатанной колее:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

(2) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на 5. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на 3.

(3) Первую строку умножили на –1, в принципе, это для красоты. У третьей строки также сменили знак и переставили её на второе место, таким образом, на второй «ступеньке у нас появилась нужная единица.

(4) К третьей строке прибавили вторую строку, умноженную на 2.

(5) Третью строку разделили на 3.

Скверным признаком, который свидетельствует об ошибке в вычислениях (реже – об опечатке), является «плохая» нижняя строка. То есть, если бы у нас внизу получилось что-нибудь вроде Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru , и, соответственно, Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru , то с большой долей вероятности можно утверждать, что допущена ошибка в ходе элементарных преобразований.

Заряжаем обратный ход, в оформлении примеров часто не переписывают саму систему, а уравнения «берут прямо из приведенной матрицы». Обратный ход, напоминаю, работает, снизу вверх. Да тут подарок получился:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Пример 4

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Это пример для самостоятельного решения, он несколько сложнее. Ничего страшного, если кто-нибудь запутается. Полное решение и образец оформления в конце урока. Ваше решение может отличаться от моего решения.

В последней части рассмотрим некоторые особенности алгоритма Гаусса.
Первая особенность состоит в том, что иногда в уравнениях системы отсутствуют некоторые переменные, например:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Как правильно записать расширенную матрицу системы? Об этом моменте я уже рассказывал на уроке Правило Крамера. Матричный метод. В расширенной матрице системы на месте отсутствующих переменных ставим нули:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Кстати, это довольно легкий пример, поскольку в первом столбце уже есть один ноль, и предстоит выполнить меньше элементарных преобразований.

Вторая особенность состоит вот в чём. Во всех рассмотренных примерах на «ступеньки» мы помещали либо –1, либо +1. Могут ли там быть другие числа? В ряде случаев могут. Рассмотрим систему: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Здесь на левой верхней «ступеньке» у нас двойка. Но замечаем тот факт, что все числа в первом столбце делятся на 2 без остатка – и другая двойка и шестерка. И двойка слева вверху нас устроит! На первом шаге нужно выполнить следующие преобразования: ко второй строке прибавить первую строку, умноженную на –1; к третьей строке прибавить первую строку, умноженную на –3. Таким образом, мы получим нужные нули в первом столбце.

Или еще такой условный пример: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru . Здесь тройка на второй «ступеньке» тоже нас устраивает, поскольку 12 (место, где нам нужно получить ноль) делится на 3 без остатка. Необходимо провести следующее преобразование: к третьей строке прибавить вторую строку, умноженную на –4, в результате чего и будет получен нужный нам ноль.

Метод Гаусса универсален, но есть одно своеобразие. Уверенно научиться решать системы другими методами (методом Крамера, матричным методом) можно буквально с первого раза – там очень жесткий алгоритм. Но вот чтобы уверенно себя чувствовать в методе Гаусса, следует «набить руку», и прорешать хотя бы 5-10 систем. Поэтому поначалу возможны путаница, ошибки в вычислениях, и в этом нет ничего необычного или трагического.

Дождливая осенняя погода за окном.... Поэтому для всех желающих более сложный пример для самостоятельного решения:

Пример 5

Решить методом Гаусса систему четырёх линейных уравнений с четырьмя неизвестными.
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Такое задание на практике встречается не так уж и редко. Думаю, даже чайнику, который обстоятельно изучил эту страницу, интуитивно понятен алгоритм решения такой системы. Принципиально всё так же – просто действий больше.

Случаи, когда система не имеет решений (несовместна) или имеет бесконечно много решений, рассмотрены на уроке Несовместные системы и системы с общим решением. Там же можно закрепить рассмотренный алгоритм метода Гаусса.

Желаю успехов!

Решения и ответы:

Пример 2: Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду.
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Выполненные элементарные преобразования:
(1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на –1. Внимание! Здесь может возникнуть соблазн из третьей строки вычесть первую, крайне не рекомендую вычитать – сильно повышается риск ошибки. Только складываем!
(2) У второй строки сменили знак (умножили на –1). Вторую и третью строки поменяли местами. Обратите внимание, что на «ступеньках» нас устраивает не только единица, но еще и –1, что даже удобнее.
(3) К третьей строке прибавили вторую строку, умноженную на 5.
(4) У второй строки сменили знак (умножили на –1). Третью строку разделили на 14.

Обратный ход: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru .

Пример 4: Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Выполненные преобразования:
(1) К первой строке прибавили вторую. Таким образом, организована нужная единица на левой верхней «ступеньке».
(2) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на 7. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на 6.

Со второй «ступенькой» всё хуже, «кандидаты» на неё – числа 17 и 23, а нам нужна либо единичка, либо –1. Преобразования (3) и (4) будут направлены на получение нужной единицы

(3) К третьей строке прибавили вторую, умноженную на –1.
(4) Ко второй строке прибавили третью, умноженную на –3.
Нужная вещь на второй ступеньке получена.
(5) К третьей строке прибавили вторую, умноженную на 6.
(6) Вторую строку умножили на –1, третью строку разделили на -83.

Обратный ход: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Пример 5: Решение: Запишем матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Выполненные преобразования:
(1) Первую и вторую строки поменяли местами.
(2) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на –2. К четвертой строке прибавили первую строку, умноженную на –3.
(3) К третьей строке прибавили вторую, умноженную на 4. К четвертой строке прибавили вторую, умноженную на –1.
(4) У второй строки сменили знак. Четвертую строку разделили на 3 и поместили вместо третьей строки.
(5) К четвертой строке прибавили третью строку, умноженную на –5.

Обратный ход:
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru
Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Ответ: Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

7.Ранг матрицы. Теорема Корнекера-Капелли.

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

Три случая при решении систем линейных уравнений - student2.ru

8. Однородные системы

В рамках уроков метод Гаусса и Несовместные системы/системы с общим решениеммы рассматривали неоднородные системы линейных уравнений, где свободный член(который обычно находится справа) хотя бы одного из уравнений был отличен от нуля.
И сейчас, после хорошей разминки с рангом матрицы, мы продолжим шлифовать технику элементарных преобразований на однородной системе линейных уравнений.
По первым абзацам материал может показаться скучным и заурядным, однако данное впечатление обманчиво. Помимо дальнейшей отработки технических приёмов будет много новой информации, поэтому, пожалуйста, постарайтесь не пренебрегать примерами данной статьи.

Наши рекомендации