D. Система аварийного выпуска шасси
Система аварийного выпуска шасси позволяет пилоту производить выпуск шасси при отказе системы. В этом случае выпуск шасси осуществляется под действием силы тяжести. Фиксация стойки в выпущенном положении осуществляется пружинным механизмом, расположенным на складывающемся подкосе каждой стойки. Система аварийного выпуска шасси состоит из следующих основных элементов:
- Кран аварийного выпуска. Кран аварийного выпуска шасси расположен на гидравлическом блоке и приводится в действие рычагом аварийного выпуска шасси. При срабатывании крана аварийного выпуска (переводе в положение аварийного выпуска) обратный поток из гидроцилиндров направляется в обход регулирующих клапанов гидроцилиндров. Рычаг аварийного выпуска расположен под главной приборной панелью с левой стороны кабины. На кране аварийного выпуска расположен микровыключатель, отключающий гидравлический насос при установке крана в положение EMERGENCY (аварийный выпуск).
Принцип работы
Принципиальные гидравлические схемы работы шасси показаны на рисунках 4 - 7.
A. Уборка
При установке пилотом переключателя шасси в полете в положение UP (уборка) происходит следующее:
- Замыкается электрическая цепь питания гидравлического насоса. Если давление в системе менее 96,5 бар (1400 фунт/кв. дюйм), включается насос. На электромагнитный клапан уборки подается напряжение через концевой микровыключатель обжатия левой стойки шасси. Клапан открывается, пропуская поток жидкости от насоса на сторону уборки гидроцилиндра. Электромагнитный клапан выпуска обесточивается и открывается, пропуская поток жидкости от насоса на сторону выпуска гидроцилиндра (рисунок 4).
-
Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5 - 113,8 бар (1400 - 1650 фунт/кв. дюйм). Жидкость под давлением, развиваемым насосом, действует на обе стороны поршня гидроцилиндра. Рабочая площадь стороны уборки поршня гидроцилиндра больше рабочей площади стороны выпуска. Поскольку одинаковое давление действует на разную рабочую площадь поршня гидроцилиндра, возникает перепад давления, действующий на поршень и приводящий его в движение, при этом стойка шасси убирается.
- На начальном этапе движения поршня гидроцилиндра в сторону уборки происходит расфиксация механизма распора складывающегося подкоса. После этого складывающийся подкос убирается в нишу шасси вместе со стойкой.
- После полной уборки шасси срабатывает микровыключатель убранного положения носовой опоры шасси и подается питание на электромагнитный клапан выпуска, который при этом переключается в положение "полного давления" (рисунок 5). Обратный поток жидкости со стороны выпуска гидроцилиндров проходит через электромагнитный клапан выпуска и возвращается в бак. Полное давление, действующее на сторону уборки поршней
гидроцилиндров, удерживает шасси в полностью убранном положении.
Рис. 5. Фиксация шасси в убранном положении
- Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5 - 113,8 бар (1400 - 1650 фунт/кв. дюйм). При отсутствии в системе внутренней утечки аккумулятор гидравлического давления поддерживает давление в системе без работы гидравлического насоса.
B. Выпуск
При установке пилотом переключателя шасси в полете в положение DOWN (выпуск) при нормальной работе системы происходит следующее:
- Замыкается электрическая цепь питания гидравлического насоса. Если давление в системе менее 96,5 бар (1400 фунт/кв. дюйм), насос включается. Электромагнитный клапан выпуска обесточивается (рисунок 6), и поток жидкости от гидравлического насоса поступает через электромагнитный клапан выпуска на сторону выпуска гидроцилиндра. Электромагнитный клапан уборки обесточивается и пропускает поток гидравлической жидкости со стороны уборки гидроцилиндров через регулирующие клапаны обратно в бак.
Рис. 6. Нормальный выпуск шасси
- Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5 - 113,8 бар (1400 - 1650 фунт/кв. дюйм). Давление, воздействующее на сторону выпуска поршня гидроцилиндра, движет поршень в направлении выпуска, при этом происходит выпуск стоек шасси.
- После полного выхода стоек шасси срабатывают механизмы распора складывающихся подкосов, преодолевающие сопротивление пружины и фиксирующие подкосы в распрямленном положении.
- При полностью убранных штоках гидроцилиндров (стойки полностью выпущены) давление в системе повышается до уровня 113,8 бар (1650 фунт/кв. дюйм). При повышении давления до 113,8 бар (1650 фунт/кв. дюйм) размыкаются контакты реле давления насоса и гидравлический насос обесточивается. При отсутствии в системе внутренней утечки аккумулятор гидравлического давления поддерживает давление в системе без работы гидравлического насоса.
C. Аварийный выпуск
Принципиальная схема гидравлической системы аварийного выпуска шасси показана на рисунке 7. Пилот может использовать эту систему для выпуска шасси в случае отказа системы нормального выпуска. Уборка шасси с использованием системы аварийного выпуска невозможна. Рычаг аварийного выпуска расположен под главной приборной панелью с левой стороны кабины. Рычаг аварийного выпуска соединяется тросом с краном аварийного выпуска. При повороте пилотом рычага аварийного выпуска происходит следующее:
- Рычаг аварийного выпуска открывает кран аварийного выпуска. Приводной рычаг крана аварийного выпуска также приводит в действие микровыключатель, обесточивающий гидравлический насос. Запуск насоса при этом невозможен.
- Стойки шасси под действием силы тяжести выходят и задвигают поршни гидроцилиндров внутрь. Открытый кран аварийного выпуска позволяет жидкости проходить со стороны уборки гидроцилиндров через перепускные клапаны. Через перепускные клапаны гидравлическая жидкость поступает от гидроцилиндров в обход регулирующих клапанов обратно в бак. Положение электромагнитных клапанов не влияет на работу системы аварийного выпуска.
- При выпуске стоек шасси распрямляются соответствующие складывающиеся подкосы. Полное распрямление складывающихся подкосов обеспечивается натяжными пружинами, расположенными в нишах шасси. При полном распрямлении подкоса пружинный механизм распора надежно фиксирует складывающийся подкос в распрямленном положении. Зафиксированный подкос удерживает соответствующую стойку шасси в полностью выпущенном положении.
- После фиксации складывающихся подкосов замыкаются концевые выключатели LDG GEAR DOWN (выпущенное положение шасси) на соответствующих подкосах и соответствующие зеленые индикаторы подключаются к земле. Электрическая цепь питания индикатора замыкается и зеленый индикатор загорается.
Колеса и тормоза
Общие сведения
На самолете DA 42 установлены 2 одноколесные основные опоры шасси и 1 одноколесная носовая опора. Все колеса имеют разъемные барабаны и камерные пневматики. Колеса основных опор шасси - стандартные, производства компании Cleveland.
На колесах основных опор шасси установлены тормозные диски с суппортами производства Cleveland. Гидроцилиндры тормозов приводятся в действие ножными тормозными педалями. Цилиндры соединяются с суппортами гидравлическими трубками и шлангами. Фиксация тормозов в положении торможения осуществляется краном стояночного тормоза.
Каждое колесо основной опоры шасси имеет независимую тормозную систему. Левая педаль каждого узла педалей управления рулем направления приводит в действие тормоз левого колеса, правая педаль - тормоз правого колеса.