Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА
Самолет DA 42 конструктивно выполнен в виде четырехместного двухдвигательного моноплана с низкорасположенным свободнонесущим крылом и Т-образным хвостовым оперением.
Самолет изготовлен из композиционных материалов на основе пластмассы, армированной волокном, что позволило обеспечить одновременно прочность и малый вес конструкции.
Фюзеляж представляет собой полумонокок и состоит из обшивки, выполненной из армированной углеволокном пластмассы (углепластика), и шпангоутов и элементов жесткости, выполненных из армированной стекловолокном пластмассы (стеклопластика). Фюзеляж состоит из двух половин, которые соединяются вместе после установки силового набора фюзеляжа. Для повышения прочности и жесткости многие элементы изготавливаются из углепластика. Конструкция кабины включает в себя формовую панель кабины, обеспечивающую защиту при опрокидывании самолета. Киль объединен с обшивкой фюзеляжа.
Центроплан крепится к низу средней части фюзеляжа. На центроплане установлены 2 гондолы двигателей, корневые части крыльев и пол средней части фюзеляжа. Гондолы двигателей имеют крепления для двигателей. Корневые части крыльев имеют стыковые узлы для крепления отъемных частей крыльев. Передача нагрузок от крыльев на фюзеляж обеспечивается двумя главными лонжеронами. Удлиненные части лонжеронов крыльев крепятся к центроплану четырьмя главными и двумя вспомогательными болтами. В центроплане расположены четыре ниши основных опор шасси и узлы крепления стоек шасси.
Отъемная часть крыла выполнена в виде полумонокока. Каждое крыло имеет два I-образных лонжерона со стенками из стеклопластика / жесткого пеноматериала (многослойная конструкция с заполнителем) и поясами, изготовленными из полос углепластика. Каждое крыло имеет верхнюю и нижнюю обшивку, которые изготовлены из углепластика, имеют многослойную конструкцию с заполнителем и соединены с лонжеронами. Нервюры и стенки из углепластика соединены с лонжеронами и обшивками и составляют единую конструкцию. В хвостовой части крыльев установлены закрылки с электроприводом и механические элероны.
Стабилизатор выполнен в виде полумонокока и имеет верхнюю и нижнюю обшивки, изготовленные из стеклопластика, и два главных лонжерона. Обшивки соединены с лонжеронами и нервюрами. На задней кромке установлен обычный руль высоты с механической и электрической системами триммирования.
Фонарь выполнен цельным и имеет панорамное остекление большой площади, что обеспечивает хорошую круговую обзорность из кабины. Доступ на задние места осуществляется через застекленную заднюю пассажирскую дверь, расположенную с левой стороны самолета. Для облегчения доступа пассажирская дверь откидывается вверх и в открытом положении удерживается газовым упором.
Защита наружной обшивки самолета от ультрафиолетового излучения и влаги обеспечивается двухкомпонентным лаком на основе акрила.
Самолет оснащен полностью убирающимся трехопорным шасси с гидравлическим приводом. Стойки основных опор шасси крепятся к точкам крепления в центроплане. Основные опоры шасси убираются в ниши, расположенные в центроплане. После уборки шасси ниши закрываются створками. Управляемая носовая опора шасси установлена на нижней стороне передней части фюзеляжа. Ниша носовой опоры шасси объединена с передней частью фюзеляжа. После уборки шасси ниша закрывается створками.
В системе управления самолетом используются обычные элероны, руль высоты (РВ) и руль направления (РН). Самолет DA 42 оснащен 2 ручками управления самолетом (РУС) и 2 педалями управления рулем направления, при помощи которых обеспечивается управление основными органами управления. Привод элеронов и руля высоты осуществляется через тяги управления. Привод руля направления осуществляется через тросы. Управление закрылками обеспечивается электродвигателем через тяги управления. Руль высоты оснащен электрической и ручной системами триммирования. Механическое управление триммером руля высоты осуществляется при помощи колеса, приводящего в действие триммер через трос в боуденовской оболочке. Руль направления имеет механическую систему триммирования. Триммер руля направления приводится в действие при помощи привода вращения через трос в боуденовской оболочке.
В каждом крыле самолета установлены алюминиевые топливные баки. Каждый топливный бак имеет 3 камеры, установленные продольно между лонжеронами крыла. Внешняя топливная камера каждого бака оснащена заливной горловиной. Топливные баки при помощи гибких шлангов соединяются с системой распределения топлива. Предусмотрена система кольцевания топливных баков, благодаря которой топливо из каждого бака может подаваться на любой двигатель. Во внутренней и внешней топливных камерах установлены датчики уровня топлива, подключенные к системе индикации уровня топлива в кабине. Общая емкость топливных баков самолета равна приблизительно 197 л (52 ам. галл.), если установлены только основные баки, или 300,8 л (79,4 ам. галл.), если установлены также дополнительные баки (рекомендация OÄM 42-056).
РАЗМЕРЫ