Работа системы кондиционирования воздуха
При работающих двигателях АИ-24ВТ и включении выключателя “УправлениЕ подачей воздуха в кабины“ в положение “откр.” электромеханизм МПК-1 открывает запорный кран и воздух из-за компрессора двигателя с давлением 5…7 кгс/см2 и температурой 210...250 °С одновременно поступает к смесительному крану, ВВР и турбохолодильникам. В зависимости от положения заслонки смесительного крана к нему может поступать горячий воздух (210...250 °С), охлажденный в ВВР (50...90 °С) и турбохолодильниках (0...15 °С).
Температура воздуха за смесительным краном при положении переключателя “РЕГУЛИРОВАНИЕ Температуры в кабинах” в “Автом.” будет зависеть от положения задатчика температуры в кабинах и температуры наружного воздуха и может находиться в пределах от 5±5 °С до 110±10 °С. Контроль осуществляется по двухстрелочному указателю 2ТУЭ-1, установленному на ПППД. Давление воздуха за смесительным краном 1,0±0,1 кгс/см2.
Расход подаваемого воздуха в кабины будет зависеть от степени открытия заслонки запорного крана. При положении переключателя “Управление подачей воздуха в кабины” в положении “Автомат” расход воздуха будет составлять 3,5...4,5 усл. ед. по указателю УРВК-18, установленному на СППД.
После смесительного крана воздух с необходимой температурой и давлением поступает по трубопроводу к обратному клапану и далее к распределительному крану и в трубопровод кольцевания.
Распределительный кран направляет холодный воздух в верхние короба при температуре воздуха в кабине более +20±5 °С и в нижние короба при температуре воздуха в кабине менее +20±5 °С по командам термореле. Теплый воздух подается распределительным краном только в нижние короба по сигналу от микровыключателя смесительного крана.
От трубопровода кольцевания воздух поступает к кранам с ручным управлением обогрева ног и обдува стекол фонаря, а также коллектору обогрева блистера.
Необходимая температура и расход воздуха устанавливаются переключателями, расположенными на панели СКВ на правом пульте.
Отопление и охлаждение кабины экипажа и охлаждение грузовой кабины обеспечивается за счет конвекции воздуха. Способ отопления грузовой кабины - панельный. При движении воздуха через панели тепло от него передается в грузовую кабину через декоративную обшивку. Пройдя панели, воздух выходит в кабину через решетки вверху слева и справа.
Из кабин воздух выходит под пол и через выпускные клапаны САРД в атмосферу. При этом командный прибор обеспечивает заданный закон изменения давления в кабинах в соответствии с установленными на нем значениями начала герметизации, перепада и скорости изменения давления (Рис. 9.4).
Эксплуатация системы кондиционирования воздуха
Проверка системы перед полетом
Перед запуском двигателей
При осмотре кабины экипажа перед включением АЗС, необходимо убедиться, что элементы управления и контроля работы находятся в исходном положении:
а) на СППД и ПППД летчиков:
на шкале вариометра ВР-10 стрелка на нуле;
на УВПД-15 высота в кабине соответствует высоте аэродрома, а перепад давления равен нулю;
на УРВК-18 стрелки в исходном положении;
переключатель аварийного сброса давления находится в нижнем положении и закрыт предохранительным колпачком.
б) на горизонтальной панели правого пульта:
переключатели управления подачей воздуха в кабины в положении “закр.”;
переключатель режимов регулирования температуры воздуха в кабинах в положении “Автомат”;
переключатели ручного управления температурой воздуха в кабинах в положении “откЛ.”;
ручка задатчика температуры воздуха в кабинах в положении + 20 °С.
в) на командном приборе САРД:
на шкале начала герметизации установлено давление на 45...50 мм рт.ст. ниже давления аэродрома;
на шкале избыточного давления в кабине установлено значение 0,3 кгс/см2 и ручка законтрена;
на шкале скорости изменения давления в кабине установлено значение 0,18 мм рт.ст./с и ручка задатчика законтрена;
ручка трехходового крана проверки командного прибора находится в положении “Включено”, законтрена и опломбирована.
Рис. 9.4. График изменения давления в кабине.
После включения АЗС указатель температуры нагнетаемого воздуха в кабину должен показывать температуру воздуха в трубопроводах системы, а указатели температуры воздуха в кабинах - температуру воздуха в грузовой кабине.
Убедиться, что краны подачи воздуха на остекление кабины закрыты, а краны обдува ног открыты.
После запуска двигателей
а) Включить отбор воздуха от двигателей, для чего необходимо переключателями управления подачей воздуха в кабины довести расход воздуха до 3,5...4,5 усл. ед. по УРВК-18, после чего установить их в положение “Автомат”. Расход воздуха при этом должен поддерживаться автоматически в пределах 3,5…4,5 усл. ед. Допускается кратковременное отклонение в диапазоне 3…5 усл. ед.
б) Проверить работу САРТ, для чего необходимо:
установить на задатчике температуры значение на 10…15 °С выше (ниже) температуры воздуха в кабине. Обе стрелки показателя температуры нагнетаемого воздуха в кабины должны показывать повышение (понижение) температуры, при этом температура подаваемого воздуха должна автоматически ограничиваться в пределах 5±5...110±10 °С;
установить переключатель режимов регулирования температуры в положение “РУЧНОЕ”;
разбалансировать температуру воздуха, подаваемого левой и правой системами, на 15...20 °С переключателями “Тепло - Холод”;
установить переключатель режимов регулирования температуры в положение “Автомат”и убедиться, что значения температур в обеих системах выравниваются и дальнейшее изменение температуры происходит синхронно.
Для ускоренного выхода температурного режима воздуха в кабине на заданный необходимо, при ручном режиме САРТ, переключателями ручного регулирования температуры воздуха в кабинах довести температуру нагнетаемого воздуха до 110±10 °С при прогреве и до 5±5 °С при охлаждении. При прогреве (или охлаждении) кабины возможны кратковременные (не более 2 мин) забросы температуры подаваемого воздуха до +140 °С (-20 °С).
в) Проверить работу САРД, для чего необходимо:
убедиться, что входная дверь, люки и форточки закрыты;
установить на шкале начала герметизации давление на 45...50 мм рт. ст. выше давления аэродрома;
убедиться, что перепад давления по УВПД-15 увеличился до 0,05...0,07 кгс/см2 и кабина загерметизировалась;
установить на шкале начала герметизации давление на 45...50 мм рт.ст. ниже давления аэродрома, кабина должна разгерметизироваться;
убедиться по вариометру ВР-10, что скорость изменения “высоты” в кабине составляет 2...4 м/с.
На предварительном старте закрыть отбор воздуха от двигателей, закрыть форточку и проверить установку органов управления СКВ в исходное положение.