Различение компонентов - абстракция

Можно лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности ни один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех. Невозможно, например, вспомнить событие, человека или пейзаж, не используя хотя бы одно из ощущений - видение, слышание, обоняние и т.п., - не связывая с этим память образа себя, такую как представление о своей позе, своем возрасте, внешности, о своих действиях, приятных или неприятных чувствах.

Из этого следует, что детализированное внимание к любому из компонентов повлияет на все остальные и на человека в целом. Действительно практическое совершенствование человека предполагает постепенное совершенствование как частей, так и целого.

Системы совершенствования кажутся более различными в теории, чем оказывается на практике

Реальные различия между системами совершенствования не столь велики в отношении того, что они делают, сколько в отношении того, о чем они говорят. Явно или неявно большинство систем построено на предположении, что человек имеет внутренние предрасположения, которые могут быть изменены - подавлены, контролируемы, вытеснены. Системы, предполагающие, что человек обладает фиксированным характером, рассматривают каждое из его качеств или свойств как кирпичик в здании: тот или иной кирпичик может быть неправильно положен или вообще отсутствовать.

От человека, который хочет помочь себе, здесь требуются годы усилий, иногда этому нужно посвятить всю жизнь.

Усовершенствование процесса в противопоставлении к усовершенствованию качества

Статический подход превращает исправление в длительный и сложный процесс. Я полагаю, что это основано на ложной предпосылке, ибо невозможно исправить кирпичики в структуре человека или вложить недостающие. Жизнь человека - постоянный процесс, и в улучшении нуждается качество процесса, а не качества человека.

Многие факторы влияют на этот процесс, и они должны быть соединены, чтобы сделать его пластичным и самоусовершенствующимся. Чем яснее понимаются основы процесса, тем большими будут достижения.

Ошибки используются при совершенствовании

В любом сложном процессе отклонения используются для корректировки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы, вытесняемы или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования.

Совершенствование движений - лучший способ самосовершенствования

Замечено, что любой из четырех компонентов "бодрствующего" состояния влияет на все остальные. Выбор движения как основного средства самосовершенствования имеет следующие основания:

Нервная система занята преимущественно движением

Движение занимает нервную систему более, чем что-либо другое, потому что мы не можем ощущать, чувствовать или мыслить без разнообразных и сложных последовательностей движений, управляемых мозгом, направленных на поддержание тела в поле тяготения; в то же время мы должны знать, где мы находимся и в каком положении. Чтобы знать свое положение в поле тяготения по отношению к другим телам или чтобы изменить положение, мы используем ощущения, чувства и силу нашего мышления.

Полная вовлеченность всей нервной системы в бодрствующем состоянии - часть любого метода самосовершенствования, даже тех, которые, предположительно, имеют дело только с одним из четырех компонентов.

Качество движения легче различимо

Наше представление об организации тела в поле тяготения яснее и определеннее, чем относительно других компонентов. О движении мы знаем больше, чем о гневе, любви, ревности или даже о мысли. Относительно легче научиться определять качество движения, чем качество других факторов.

Опыт движения более богат

Все мы обладаем большим опытом движения и большей способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувствительность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуаций, в которых они могут возникнуть. Мышление также ограничивается многими людьми. Свободомыслие предполагается опасным для принятых норм поведения, не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.

Наши рекомендации