Третья стадия - метод или профессионализация
Когда определенный процесс может быть осуществлен многими разными способами, кто-то может оценить важность процесса как такового, независимо от того, как он выполняется тем или иным индивидуумом. Он найдет что-то общее в том, как разные люди выполняют этот процесс, и определит процесс как таковой. На этой третьей стадии процесс выполняется в соответствии со специфическим методом, основанном на знании, а не естественно.
Если мы рассмотрим историю ремесел, практикуемых в цивилизованном мире, мы почти без исключения всюду найдем эти три стадии. На заре человечества люди естественно создавали прекрасные рисунки; Леонардо да Винчи использовал элементарные принципы перспективы, и лишь в 19 веке они были ясно определены, - и с тех пор им обучают в каждой школе искусств.
Заученный метод вытесняет естественный
Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, "профессионализму"; общество вообще отказывает индивидууму в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действования, прежде чем допустить его до работы.
Роды, например, когда-то были естественным процессом, и женщины умели помочь друг другу в час нужды. Но когда акушерство стало принятым методом и акушерка стала получать диплом, обычная женщина уже не допускается - да и не может помочь - во время родов.
Сегодня мы можем видеть, как продолжается процесс конструирования систем вместо индивидуальных, интуитивных методов; действия, которые некогда выполнялись естественно, становятся профессиями, предоставляемыми специалистам. Какую-нибудь сотню лет назад с нездоровьем обходились естественным путем. Профессией становится ведение домашнего хозяйства; обставление квартиры становится профессиональным делом дизайнера. То же происходит во множестве областей деятельности, в том числе в математике, пении, актерской игре, военных действиях, планировании, думании и пр. Когда-то они были естественными действиями, прошли стадию индивидуального усовершенствования и становятся системами и профессиями.
Чем проще действие, тем более оно отстает в развитии
Наблюдение и изучение показывают, что чем проще и чем более распространено действие, тем более задерживается переход его на третью, систематическую стадию. Развиваются методы изготовления ковров; геометрия, философия, математика систематизированы тысячи лет назад. Между тем ходьба, способы стояния и другие основные деятельности лишь теперь достигают третьей, систематической стадии.
В течение своей жизни каждый человек в каких-то своих действиях проходит все три стадии; в других он проходит через первые две или остается на начальной. В обществе, в котором каждый из нас рождается, разные деятельности также находятся в разных стадиях развития.
Стадии трудно определить
Каждый человек приспосабливается к своему времени. В определенных действиях естественный способ будет пределом его достижений, так же как и пределом достижения общества; в других предполагается, что он достигнет второй или третьей стадии. Это приспособление сталкивается с определенными трудностями в связи с трудной определимостью самого процесса. Во многих случаях неясно, должны ли мы опираться на естественный способ или, начиная с начала, методически осваивать социализированный способ.
Так, многие люди, не умеющие петь или танцевать, объясняют это тем, что они не учились. Но многие танцуют и поют естественно и предполагают, что они делают это не хуже тех, кто специально учился, - если только те не более одарены. Многие люди не умеют бить в барабаны, прыгать в длину или в высоту, играть на флейте, рисовать или решать головоломки - все, что в старые времена делалось только естественным путем; сегодня люди не решаются даже попробовать, поскольку существуют признанные методы. Системы столь значимы в глазах, что даже то немногое, чему из этого они научились в детстве, удаляется из их образа себя, потому что они заняты преимущественно деятельностями, которым они обучались систематически и сознательно. Они могут быть весьма полезными для общества, но им недостает спонтанности, и им трудно жить за пределами областей, в которых они профессионально обучены.
Так мы вновь приходим к необходимости рассмотреть и усовершенствовать образ себя, чтобы иметь возможность жить в соответствии со своей естественной конституцией и одаренностью, а не в соответствии с образом себя, установленным случайно, без самопознания.