Минимума развития индивидуума достаточно для удовлетворения потребностей общества
Основная биологическая тенденция любого организма состоит в развитии до наибольшей возможной степени своих возможностей. Между тем современное общество довольствуется минимальным развитием индивидуума. Фундаментальное развитие потенциальностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Образование после раннего отрочества фактически ограничивается приобретением практических и профессиональных знаний и умений в определенной области. Собственно же развитие продолжается лишь в исключительных редких случаях. Только необычный человек будет продолжать совершенствовать образ себя в направлении наибольшего соответствия потенциальным возможностям.
Порочный круг неполного развития и удовлетворения достигнутым
В свете сказанного очевидно, что большинство людей не достигают возможности использовать более чем небольшую часть своей потенциальности; меньшинство, которое превосходит большинство, имеет такую возможность не благодаря более высокой потенциальности, а потому, что такие люди научаются использовать большую часть своего потенциала. Нужно, разумеется, иметь в виду, что нет двух людей с одинаковой потенциальностью.
Как же создается порочный круг, ограничивающий человеческие способности и в то же время дающий человеку основание чувствовать удовлетворение собственными ограничениями?
Физиологические процессы, препятствующие развитию
В первые годы жизни человек подобен любому другому живому существу в мобилизации различных способностей и использовании всех функций, которые достаточно развиты. Клетки его тела стремятся, как все живые клетки, расти и выполнять свои специфические функции. Это относится и к клеткам нервной системы; каждая из них живет своей особой жизнью, принимая участие в органическом функционировании, для которого она предназначена. Тем не менее многие клетки остаются, будучи частями общего организма, бездействующими. Это может быть следствием двух различных причин. В одном случае организм может быть занят действием, которое угнетает одни клетки и мобилизует другие. Если это продолжается более или менее долго, то часть клеток оказывается в более или менее постоянном угнетении.
В другом случае некоторые потенциальные функции могут вообще не достигнуть зрелости. У организма могло не быть повода обратиться к ним, либо потому, что он не придает им никакой ценности, либо потому, что его потребности ведут его в других направлениях. Действительно, социальные условия позволяют организму функционировать в качестве полезного члена общества без малейшего стремления развивать свои возможности как целого.
Человек оценивает себя в соответствии со своей ценностью для общества
Стремление к усовершенствованию общества в наши дни ведет к недооценке, чуть ли не отрицанию самого человеческого материала, из которого состоит общество. Дело не в цели как таковой, - которая как таковая конструктивна, - но в том, что индивидуумы, справедливо или нет, начинают отождествлять образ себя с ценностью для общества. Даже освободившись от воспитателей, человек не пытается отличать себя от паттерна, навязываемого ему окружением. Таким образом общество составляется из людей, все более похожих друг на друга в своих целях и своем поведении. Несмотря на очевидный факт внутренних различий между людьми, мало кто рассматривает себя безотносительно к тому, как оценивает его общество. Это похоже на старание засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие: индивидуум стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, его ценность в собственных глазах упадет и он лишится оснований для дальнейшей инициативы. Эти соображения нужно иметь в виду, чтобы вполне оценить возможное отношение индивидуума к себе, когда он стремится к собственному росту, развитию собственных особых качеств и достижению плодотворности.