Часть 1. понимание при делании

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы действуем в соответствии с выработавшимся в нас образом самих себя. Этот образ себя, который, в свою очередь, управляет каждым нашим действием, определяется в различной степени тремя факторами: наследственностью, воспитанием и самовоспитанием.

Наследуемая часть менее всего поддается изменению. Биологические особенности индивидуума - особенности нервной системы, костной структуры, мускулов, желез, кожи, органов чувств - определены его физической наследственностью задолго до того, как он начинает осознавать себя. Но образ себя развивается из его естественных действий и реакций в течение жизни.

Воспитание и образование определяет язык и задает паттерны, или фиксированные структуры, представлений и реакций, присущие определенному сообществу людей. Эти представления и реакции различны в различной среде, они не характеризуют человечество как вид, будучи характерными для определенных групп индивидуумов.

Воспитание в значительной степени определяет направление нашего самовоспитания и самообразования - наиболее активного элемента в нашем развитии. С другой стороны, наше самовоспитание влияет на то, как мы воспринимаем внешнее воспитание и образование и как мы выбираем материал для обучения. Воспитание и самовоспитание, образование и самообразование протекают во взаимной связи. В первые недели жизни воспитание сводится к впитыванию окружающего, и самовоспитание практически отсутствует; оно состоит лишь в отказе или сопротивлении по отношению к тому, что первоначально чуждо и неприемлемо для наследственных особенностей ребенка.

По мере роста детского организма самовоспитание прогрессирует. Ребенок постепенно обретает индивидуализированные характеристики. Он начинает выбирать объекты и действия в соответствии со своей природой. Он уже не принимает всего, что обучение пытается ему навязывать. Навязываемое воспитание и индивидуальные склонности вместе задают тенденции привычного поведения и действий.

Из трех факторов, определяющих наш образ себя, лишь самообразование до некоторой степени находится в наших руках, Наша физическая наследственность нами не выбирается, воспитание и образование также навязываются нам; даже самовоспитание не целиком произвольно в ранние годы; оно зависит от относительной силы наследственности, индивидуальных характеристик, эффективности работы нервной системы, упорства и серьезности отношения. Наследственность делает каждого из нас уникальным индивидуумом в отношении физической структуры, внешности и способов действования. Воспитание делает каждого из нас членом определенного человеческого общества и стремится сделать нас настолько похожим на всех остальных членов этого общества, насколько это возможно. Общество диктует нам то, как мы одеваемся, делая нашу внешность похожей на внешность всех других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, - и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похожими на всех других.

В результате даже самовоспитание, которое является активной силой, работающей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в области действий, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других. Существенный недостаток нынешнего воспитания состоит в том, что оно основано на древней и часто примитивной практике, уравнивающая цель которой была не осознанной и неясной. Однако поскольку у такого воспитания нет иной цели, кроме как формировать приспосабливаемость индивидуумов, оно не может полностью подавить самовоспитание. И все же даже в развитых странах, в которых методы воспитания и образования постоянно совершенствуются, имеет место возрастающая одинаковость мнений, внешностей, амбиций и пр. Развитие массовой коммуникации и ложно понятой идеи социального равенства также вносит свой вклад в стирание индивидуальных различий.

Современное знание в области воспитания и психологии дало возможность профессору Скиннеру, гарвардскому психологу, демонстрировать методы получения индивидуумов, которые "удовлетворены, способны, образованны, счастливы и способны к творчеству". Это действительно цель воспитания и образования, даже если это не всегда выражается столь определенно. Скиннер, конечно, прав относительно эффективности методов, и можно не сомневаться, что со временем станет возможным создавать существа в форме человека, которые образованны, организованны, удовлетворены и счастливы, если использовать все знания в области биологической наследственности. Можно даже научиться создавать различные типы таких существ, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Эта утопия, которая имеет шанс воплотиться в недалеком будущем, является логическим следствием нынешней ситуации. Чтобы придти к ее воплощению, нужно лишь создать биологическое единообразие и применить подходящие воспитательные средства, чтобы исключить самообразование.

Многие полагают, что общество более важно, чем индивидуумы, из которых оно состоит. Тенденции к усовершенствованию общества можно наблюдать почти во всех развитых странах; различия касаются лишь методов, избираемых для достижения этой цели. Кажется общепринятым, что самое важное - это усовершенствовать социальный процесс работы, производства, предоставления всем равных возможностей. В каждом обществе заботятся о том, чтобы воспитание подрастающего поколения создавало качества, делающие возможным общество, однородное, насколько это возможно, чтобы это общество функционировало без всяких "возмущений".

Может быть, эти тенденции общества соответствуют эволюционным тенденциям человеческого рода. Если так, каждый должен направить свои усилия на достижение этих целей.

Однако если мы на время оставим представления об обществе и обратимся к человеку как таковому, мы увидим, что общество - не просто сумма людей, которые его составляют; с точки зрения индивидуума оно имеет иное значение. Оно значимо для него, прежде всего, как поле, в котором он должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе. Общество значимо для индивидуума так же, как поле, на котором он может проявлять свои индивидуальные качества, развивать и выражать свои частные личные склонности, органичные для его индивидуальности. Органические черты, основанные на биологической наследственности, и их выражение существенны для наилучшего функционирования организма. Поскольку тенденция к единообразию в нашем обществе создает бесчисленные конфликты с индивидуальными особенностями, приспособление к обществу может быть осуществлено либо ценой подавления индивидуальных органических потребностей, либо посредством отождествления индивидуума с потребностями общества, что может зайти настолько далеко (при том, что сам человек не сознает навязанности ему этих потребностей), что он чувствует себя не в своей тарелке, если не может вести себя в соответствии с ценностями общества.

Общественное воспитание осуществляется одновременно в двух направлениях. Оно подавляет любую нонконформистскую тенденцию посредством наказаний или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает индивидууму ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать спонтанные желания. Эти условия заставляют большинство взрослых сегодня жить в маске - маске личности, которую индивидуум пытается представить другим и самому себе. Любое спонтанное стремление или желание подвергается строгой внутренней критике, если оно обнаруживает органическую природу индивидуума. Эти стремления и желания вызывают тревожность и угрызения совести, индивидуум стремится подавить желание реализовать их. Единственная компенсация, делающая жизнь выносимой несмотря на эти жертвы, - это социальное признание, получаемое индивидуумом, добившимся успеха. Потребность в постоянной поддержке окружающих столь велика, что большинство людей тратят большую часть своей жизни на укрепление своих масок. Повторяющийся успех побуждает людей продолжать этот маскарад.

Этот успех должен быть видимым и включать постоянное социальное продвижение. Если этого не происходит, не только жизненные условия становятся труднее, но ценность человека уменьшается в его собственных глазах до такой степени, что это начинает угрожать его психическому и физическому здоровью. Человек не дает себе возможности отдохнуть, даже если он обладает материальным достатком. Действия и порождающие их импульсы - необходимые для поддержания маски без трещин и проколов, чтобы человека за ней не было видно, - не основаны ни на каких органических потребностях. В результате, удовлетворение, получаемое от этих действий, даже если они успешны, - это не живительное органическое удовлетворение, а нечто весьма поверхностное и внешнее.

Постепенно человек убеждает себя, что признание обществом его успеха должно давать и дает ему органическое удовлетворение. Часто индивидуум настолько приспосабливается к своей маске, настолько полно с ней отождествляется, что уже не чувствует ни органических импульсов, ни органических удовлетворений. Это порождает трещины и нарушения в семейных и сексуальных отношениях; может быть, они всегда присутствовали, но замазывались социальным успехом. Действительно, частная органическая жизнь и удовлетворение потребностей, основанных на сильных органических импульсах, почти совершенно не существенны для успешного существования маски и ее социальной ценности. Большинство людей проживает достаточно активную и удовлетворительную жизнь за своей маской, чтобы более или менее безболезненно подавлять ощущение пустоты, возникающее, когда они останавливаются и прислушиваются к своему сердцу.

Не все преуспевают в занятиях, которые общество считает важными, до такой степени, чтобы успешно жить жизнью маски. Многие из тех, кто в юности не сумел приобрести профессию или занятие, обеспечивающие достаточный престиж для маски, утверждают, что они ленивы и не обладают характером или настойчивостью, чтобы чему-нибудь научиться. Они пробуют то или иное, одно за другим, переходят от одного занятия к другому, неизменно считая пригодными к тому, что подвернется следующим. Они, может быть, не менее одарены, чем другие, но также привыкли не учитывать свои органические потребности, поскольку не могут найти подлинного интереса к какой бы то ни было деятельности. Они могут наткнуться на что-нибудь, что задержит их на более длительный срок, и могут даже обрести известное умение. Но их занятие все же случайно, хотя оно и дает им опору в обществе и ощущение собственной ценности. В то же время ненадежность самооценки заставляет их искать успеха в других областях. Например, в беспорядочной сексуальной жизни. Эта беспорядочность, параллельная постоянной смене работы, поддерживается одним и тем же механизмом веры в какую-то специальную собственную одаренность. Это поднимает их ценность в собственных глазах и дает им хотя бы частичное органическое удовлетворение - достаточное, чтобы пробовать снова и снова.

Самовоспитание, - которое, как мы видели, не совершенно независимо, - порождает также структурные и функциональные конфликты. Многие люди страдают нарушением пищеварения, выделения, дыхания, патологиями костной структуры. Временные улучшения, достигаемые в отношении этих болезней, дают столь же временное возрастание жизненности, за которым, как правило, следует период ухудшения здоровья и состояния духа.

Очевидно, что их трех факторов, определяющих в целом поведение человека, только самовоспитание поддается волевому усилию. Вопрос в том, до какой степени и, в особенности, каким образом человек может себе помочь. Большинство людей будет искать консультации специалиста - лучший способ в серьезных случаях. Однако большая часть людей вообще не ощущает потребности в этом и не имеет желания это делать; неясно, чем специалист мог бы им помочь. В конце концов, помощь самому себе -единственный путь, открытый каждому.

Этот путь может быть сложным и трудным, но для каждого, кто чувствует потребность в изменении и улучшении, - это возможно, если только помнить, что нужно ясно понимать некоторые вещи, чтобы процесс не стал невыполнимым.

С самого начала нужно ясно понимать, что процесс учения нерегулярен, он состоит из ступеней, и на этом пути будут спады так же, как и шаги вверх. Это относится даже к такому простому делу, как выучивание стихотворения наизусть. Можно выучить его сегодня, и совершенно ничего не помнить завтра; а через несколько дней, без всякой дополнительной работы, оно может внезапно вспомниться целиком. Через несколько месяцев, в течение которых человек не вспоминал об этом стихотворении, краткое напоминание может целиком восстановить выученное. Следовательно, нас не должно обескураживать то, что в какой-то момент покажется, что мы оказались в том же положении, в каком были вначале; постепенно регрессии будут становиться более редкими, а возвращения к улучшенному состоянию легче.

Далее, следует понимать, что по мере изменений в себе могут обнаружиться новые, до сих пор не замечавшиеся трудности. Ранее сознание не могло их видеть - из страха или из-за боли, которую они причиняют; по мере укрепления уверенности в себе трудности начинают замечаться.

Большинство людей делает попытки улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не сознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких замечаемых недостатков. Все, что было сказано в этом Предисловии, как раз адресовано этому среднему человеку - тому, кто полагает, что все это его не касается.

По мере того, как человек достигает улучшения себя, в нем обнаруживаются различные стадии развития, и средства усовершенствования становятся все более рафинированными. В этой книге я детально описывают первые шаги, предоставляя читателю возможность продвигаться еще дальше самостоятельно.

ОБРАЗ СЕБЯ

Динамика индивидуального действия

Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Такое изменение подразумевает не только изменение образа себя, но и изменение природы мотивации и мобилизацию всех частей тела, которые затронуты действием.

Эти изменения порождают заметную разницу в том, как каждый выполняет одни и те же простые действия - писание и говорение, например.

Четыре компонента действия

Наш образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии.

Чтобы думать, например, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание.

Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить.

Чтобы ощущать - видеть, слышать или ощущать на ощупь - человек должен быть заинтересованным, испуганным или заметившим нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать.

Чтобы двигаться, он должен использовать по крайней мере одно из своих чувств, сознательно или бессознательно, что включает чувствование и мышление.

Если хотя бы один из этих элементов действия уменьшается, до исчезновения, само существование оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже на короткое время без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет нас дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживет.

Наши рекомендации