Звонкой, многокрасочной пионерской жизни. /Сост. В. Яковлев.

Пред. Л. Тимофеевой. – М.: Молодая гвардия, 1987.

Эта книга, авторами которой являются вожатые, методисты,

работники лагеря, орлята разных поколений рассказывает,

как за недолгие дни лагерной смены создается коллектив,

об умении вожатых находить путь к сердцам ребят,

увлекать их интересными, полезными делами –

словом, обо всем, что называют «педагогикой «Орлёнка».

С методической точки зрения наиболее глубоко проработали педагогическую инструментовку проведения «огонька» во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

«В начале 60-х годов в «Орлёнок» приехала группа ребят из коммуны имени Фрунзе. И скоро орлята заметили: вечерами, когда зажигаются первые звезды, пятьдесят мальчиков и девочек исчезают куда-то. Нет их на танцевальных площадках, нет на массовом поле, где кипит веселье. Где пропадают ребята? Оказалось – на «огоньке». Сначала в «огоньке» немногое увидели вожатые «Орлёнка». Но все же было непонятным: почему так рвутся на «огонек» ребята? Почему предпочитают «огонек» просмотру интересных кинофильмов, танцам? И это вновь и вновь заставляло возвращаться к «огоньку», вслушиваться, всматриваться, вдумываться»

А на следующий год во всех 13-ти отрядах первого орлятского лагеря «Солнечный» вечерами вспыхивали и горели «огоньки».

На этих «огоньках» ребята высказывали свое мнение о событиях дня, по элементарной схеме проводился анализ: «Что хорошо? Что плохо? Что надо сделать?». Огромное значение придавалось эмоциональной стороне «огонька», использовались те приемы, с помощью которых достигается нужный эмоциональный настрой: общий круг, живой огонь, песни, сюрпризы...

Из вышесказанного понятно, в каком виде и в какое время своего становления пришел «огонек» в «Орлёнок». «Первоначально повторялись основные методические сюжеты коммунарского «огонька», однако очень скоро сборность и кратковременность пребывания детей в лагере потребовали модификации методики «огонька» применительно к различным этапам становления временного детского коллектива».

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ «ОГОНЁК»

Отрядный «огонёк», освоенный педагогом как эффективная педагогическая технология и регулярно используемый в непосредственной работе с подростками, помогает создать в отряде положительный микроклимат, реализовать потребность детей в общении, создать условия для демонстрации ими своей позиции и своего отношения к происходящим событиям, научить их доброжелательному общению.

«Огонёк» может быть и коллективным творческим делом, и механизмом реализации программы отрядной деятельности, и формой коммуникативной деятельности, и средством осмысления мира и себя в нём.

Диапазон обсуждаемых на «огоньках» тем и вопросов обширен и разнообразен.

На одном «огоньке» анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления.

На другом «огоньке» ведут разговоры об отрядных делах, возникших трудностях, конфликтах, о перспективах дальнейшей жизни.

На «огоньке» знакомятся, мечтают, строят планы на будущее, спорят, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном, поют дорогие, любимые песни...

И прощаются тоже на «огоньке».

«Огонек» – форма воспитательной работы, совокупность определенных методов, приемов, средств, внешне выражающая определенное содержание.

«Огонек» – это:

особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны, и особый стиль общения (разговора, диалога, дискуссии, беседы), позволяющий снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке;

способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

коллективно творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

традиция орлятской педагогики, малая форма работы в воспитательной системе «Орлёнка», дающая возможность передавать накопленный опыт;

механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если «огоньки» выстроены в определенной системе);

«средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем».

Наши рекомендации