Тема 1. Общая характеристика человеческих ресурсов

Цель: Определить понятие «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», структуру и показатели трудового потенциала общества

Вопросы:

1. Раскройте содержание «человеческие ресурсы» «трудовые ресурсы».

2. Определите понятие «трудовой потенциал», «трудовой потенциал общества», «трудовой потенциал предприятия», «трудовой потенциал работника». Какова их структура и факторы формирования ?

3. В чем состоит влияния демографических факторов на трудовые ресурсы? Охарактеризуйте особенности демографической ситуации в России и Орловской области.

Задание 1.

А) Изучите представленный статистический материал. Определите динамику человеческих ресурсов России, их структуру. Проанализируйте динамику показателей продолжительности жизни.

Б) Самостоятельно изучите статистические данные, характеризующие динамику естественного движения человеческих ресурсов и миграцию.

Тема 1. Общая характеристика человеческих ресурсов - student2.ru

Рисунок -1 Динамика численности населения России 1993-2015 г.г., млн.чел.

Тема 1. Общая характеристика человеческих ресурсов - student2.ru

Рисунок -2 Ожидаемая продолжительность жизни

Тема 1. Общая характеристика человеческих ресурсов - student2.ru

Рисунок - 3 Возрастно-половая структура населения на 1 января 2014 г.

Задание 2. Представьте ответы на тестовые задания

1. Трудоспособная часть населения, которая обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги

а) работающее население

б) экономически активное население

в) работающие по найму и предприниматели

г) трудовые ресурсы общества

2. Часть населения, по возрастному признаку относящаяся к молодёжи:

а) 16-29

б) 16-31

в) 18-30

г) 18-29

3. Способность к труду, используемая для производства материальных и духовных благ

а) потенциал

б) рабочая сила

в) человек

4. В процессе труда человек получает возможность для:

а) реализации творческих способностей;

б) самореализации;

в) самоутверждения;

г) удовлетворения экономической необходимости;

е) все ответы верны;

ж) все ответы не верны.

5. Выбрать наиболее точное определение труда:

а) труд - это сознательная, целесообразная деятельность человека, осуществляемая для удовлетворения определенных потребностей;

б) труд — это любая целенаправленная деятельность человека, требующая от него времени, усилий вне зависимости от области применения результатов труда, форм и способов организации труда, не противоречащая законам страны;

в) труд - это целенаправленная деятельность людей, направленная на создание материальных ценностей.

6. Количество труда, находящееся в распоряжении общества называется:

а) трудовыми ресурсами;

б) трудовым потенциалом;

в) рабочей силой;

г) правильного варианта нет.

7. Количественные характеристики трудового потенциала общества

а) численность экономически активного населения;

б) общая численность населения страны, фонд ресурсов труда общества;

в) численность безработных в стране;

г) численность трудоспособного населения, фонд ресурсов труда общества.

8. Границы трудоспособного возраста:

а) четко определены и неизменны;

б) носят условный характер и могут изменяться;

в) не устанавливаются;

г) все вышеперечисленное неверно.

9. Возрастные границы трудовых ресурсов в России

а) мужчины и женщины — 16-60 лет;

б) мужчины - 16-65 лет, женщины – 16-60 лет;

в) мужчины – 16-59 лет, женщины - 16-54 лет;

г) мужчины — 18-60 лет, женщины – 18-55 лет;

10. Исключите лишнее. К категориям трудовых ресурсов относят (2 варианта ответа):

а) занятых в общественном производстве;

б) занятых в индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности;

в) находящихся на учебе с отрывом от производства;

г) занятых домашним и личным подсобным хозяйством;

д) инвалидов 1ой и 2ой групп;

е) военнослужащих;

ж) пенсионеров.

11. В составе трудовых ресурсов можно выделитьа) население, активное в данный моментб) пенсионеров;в) детей; г) население неактивное в данный моментд) инвалидов.

12. Экономически активное население состоит из (выберите правильный вариант):

а) занятых и безработных.

б) занятых, безработных и лиц вне рабочей силы.

в) занятых, безработных и неоплачиваемых работников семейных предприятий.

13. Понятия о труде и его роли в развитии человека и общества определили в свое время такие мыслители как (найдите один неправильный вариант ответа):

а) К.МАРКС

б) А.СМИТ.

в) А.ТАЙМНИ

г) Й.ШУМПЕТЕР.

14.Выделите критерии, отличающие трудовую деятельность от нетрудовой:

а) правдивость

б) легитимность

в) востребованность

г) целенаправленность

д) связь с созиданием благ

е) связь с потреблением благ

15. Определите составляющие компоненты системы «труд»:

а)материалы

б)предметы труда

в)средства труда

г)субъекты труда

д)условия труда

Задание 3.Решите задачи

1. Население региона на 01.01.2010 г. составило 800 тыс. чел., а на 01.01.2011 - 820 тыс. чел. В течение года в регионе родилось 12600 чел. и умерло 8500 чел. За этот же год на территорию региона въехало на постоянное жительство 88200 чел. и выехало за пределы области 10000 чел. Определить коэффициенты, характеризующие интенсивность и результаты естественного и механического движения населения региона.

2. По данным представленной таблицы определите:

- долевое соотношение возрастных групп населения (за каждый год)

- динамику изменения каждой группы за трёхлетний период

- представьте выводы.

Таблица 1 - Распределение численности населения России по возрастным группам

  Тыс. человек
 
Все население
в том числе в возрасте, лет:      
0-4
5-9
10-14
15-19
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60-64
65-69
70 и более

Наши рекомендации