Резервирование управления тормозным оборудованием
7.1.6.1 В штатном режиме управления тормозами при экстренном торможении на моторных осях электропоездапневматический тормоз должен сработать и быть готовым к применению (нагруженный резерв), аэлектропневматический тормоз должен находиться готовым к работе (горячий резерв) и включаться по командам системы управления.
7.1.6.2 В резервном режиме управление тормозами осуществляется только изменением давления в тормозной магистрали. Экстренное торможение выполняется как от единого органа управления тормозами, так и от резервного органа управления только пневматическими тормозами. Резервный орган управления тормозами должен иметь прямое механическое соединение тормозной магистрали с атмосферой.
7.1.7 Климатические, механические требования
7.1.7.1 При эксплуатации в зимнее время года должна быть возможность включения режима чистки фрикционной пары (диск/накладка).
7.1.7.2 Должна быть обеспечена работоспособность тормозного оборудования, расположенного под вагоном при снегопадах, снежных заносах и образовании льда на его деталях, а также при попадании щебня и кусков льда.
7.1.7.3 Тормозная система электропоезда должна соответствовать условиям эксплуатации, изложенным в п. 1.3.5 настоящего документа.
7.1.7.4 Электрические и электронные составляющие тормозной системы должны соответствовать ГОСТ 15543.1 с возможностью выпадения инея с последующим его оттаиванием и быть работоспособным при температуре +25°С и влажности 98 %.
7.1.7.5 Тормозная система электропоезда должна быть устойчива к механическим внешним воздействующим факторам и соответствовать ГОСТ 17516.1 и ГОСТ 30631 при максимальных значениях внешних механических факторов.
7.1.7.6 Степень защиты элементов тормозной системы по ГОСТ 14254 должна быть не ниже:
– устройств снаружи на ходовых частях - IP67;
– устройств снаружи кузова вагона - IP54;
– устройств внутри кузова вагона -IP30.
7.1.7.7 Тормозная система электропоезда должна обеспечить полную работоспособность при уровне помех на железнодорожном подвижном составе от работающего оборудования в соответствии с ГОСТ 29205.
Требования к системе электроснабжения и поездной шине управления тормозами
7.1.8.1 На электропоезде должно быть обеспечено бесперебойное питание всех видов тормозного электрооборудования.
7.1.8.2 Электрическая изоляция токоведущих частей электрооборудования должна выдерживать без пробоя и явлений разрядного характера (поверхностного перекрытия изоляции) испытательное напряжение, вид и нормы которого должны соответствовать ОСТ 32.146 приложения Г, если иное не указано в ТЗ. Электротехнические изделия тормозной системы электропоезда должны функционировать с установленным критерием качества при электроснабжении от регламентируемых источников электропитания согласно ОСТ 32.146, и иметь автоматическую защиту при коротком замыкании и перенапряжении по цепям питания.
7.1.8.3 Степень защиты оболочек электрооборудования должна соответствовать исполнению в соответствии с ГОСТ 14254.
7.1.8.4 Электрическая цепь безопасности должна иметь источник питания, гальванически не связанный с аккумуляторной батареей и другими цепями питания электропоезда. Электрическая цепь безопасности должна иметь встроенную систему диагностики своих цепей и защитное отключение при попадания стороннего напряжения в ее цепи питания.
7.1.8.5 Передача команд управления и диагностических данных должна выполняться по поездной проводной шине (Wire Train Bus), проходящей по всему составу. Шина WTB должна быть выполнена в соответствии со стандартом IEC 61375. Исполнение - витая пара или оптоволоконный канал. Скорость передачи данных единая по всей шине и не менее 1 Мбит/с. Соединение между вагонами выполняется армированным экранированным кабелем стандарта UIC 568 в соответствии с IEC 61375. Резервирование шины должно осуществляться с помощью двух независимых линий связи.
7.1.8.6 Обмен информацией внутри вагона должен быть выполнен по альтернативной шине передачи данных (AlternateVehicleBuses), использующей протокол CANopen удовлетворяющий требованиям EN 50325, или Ethernet . При разных конфигурациях электропоезда допускается вместо AVB использовать многофункциональную шину передачи данных (MultifunctionVehicleBuses).
7.1.8.7 Электрическая цепь безопасности и поездная проводная шина должны монтироваться отдельно от остальных цепей с наименьшем количеством коммутирующих элементов.
Обеспечение сжатым воздухом
Компрессорные установки
7.2.1.1 На электропоезде должно быть предусмотрено не менее двух компрессорных установок. При отказе одной из компрессорных установок суммарная производительность оставшихся компрессорных установок электропоезда любой составности должна быть рассчитана из условий обеспечения бесперебойной работы тормозной системы и других потребителей сжатого воздуха в составе всего электропоезда. Допускается при отказе одной из компрессорных установок отключение отдельных потребителей воздуха, не связанных с тормозной системой.
7.2.1.2 Рабочее давление в главных резервуарах и питательной магистрали может быть выбрано в пределах от 0,65 МПа до 1,0 МПа. При этом рабочий диапазон между максимальным и минимальным значениями должен составлять 0,15±0,02 МПа. Система включения/отключения должна иметь резервирование и предохранительные клапаны для аварийного сброса сжатого воздуха. Срабатывание системы защиты должно осуществляться при превышении давления сжатого воздуха в главных резервуарах выше верхнего предела установленного рабочего давления компрессорных установок не более чем на 0,1 МПа. Должна быть предусмотрена возможность ручного включения компрессорных установок с пульта управления.
7.2.1.3 Компрессорные установки должны соответствовать ГОСТ 10393, а также должны быть оборудованы шумовибропоглощающими устройствами. Компрессорные установки должны иметь возможность запуска в зимнее время при температуре наружного воздуха минус 50°C.
Очистка и осушка воздуха
7.2.2.1 Компрессорные установки должны быть оборудованы системами осушки сжатого воздуха и емкостями для сбора конденсата, а также устройствами его удаления, исключающими образование конденсата и ледяных пробок в тормозной системе и пневмоприводах оборудования во всем диапазоне температур наружного воздуха при максимальной влажности воздуха во всех режимах эксплуатации электропоезда.
7.2.2.2 Расход воздуха в системе осушки должен быть не более 15% осушенного воздуха. Чистота сжатого воздуха на входе в тормозную систему должна соответствовать точке 3 ГОСТ32202.
Воздушные резервуары
7.2.3.1 Все воздушные резервуары должны соответствовать ГОСТ 1561.
7.2.3.2 Для обеспечения сжатым воздухом всех потребителей электропоезда устанавливаются главные резервуары, соединенные между собой и компрессорными установками питательной магистралью, проходящей через все вагоны.
7.2.3.3 Суммарный объем главных резервуаров рассчитывается из условия обеспечения штатной работы всех потребителей сжатого воздуха.
7.2.3.4 Не допускается установка главных воздушных резервуаров как под кабиной машиниста, так и над ней.
7.2.3.5 Резервуары, сообщаемые с питательной и тормозной магистралью, должны иметь краны для выпуска конденсата.
7.2.3.6 Каждая система, работающая на сжатом воздухе (потребитель сжатого воздуха) должна иметь отдельные воздушные резервуары (соединенные с питательной магистралью через обратные клапаны и разобщительные краны) для обеспечения ее работоспособности.
7.2.3.7 Объемы воздушных резервуаров пневматической системы тормоза рассчитываются на условия обеспечения необходимой степени неистощимости (функционирование всех потребителей сжатого воздуха в течении 3 мин с выключенными компрессорными установками) с учетом допустимых утечек сжатого воздуха из тормозной системы не более 0,02 МПа в течении 5 мин.
7.2.3.8 Основной пневматический тормоз должен удерживать электропоезд в течение 2 ч на уклоне 40 ‰ с опущенными токоприёмниками.
Управление тормозами
Режимы управления
7.3.1.1 Электропоезд должен быть оборудован:
- единым органом управления пневматическими, электропневматическими и электрическими тормозами, отдельным, резервным органом управления только пневматическим тормозом и аварийно-ударной кнопкой;
- устройством переключения управления тормозами между кабинами машиниста;
- устройством, исключающим возможность воздействия на приборы управления тормозами в нерабочей кабине машиниста, кроме системы экстренного торможения;
- устройством, исключающим возможность приведения электропоезда в движение при отсутствии сжатого воздуха в тормозной магистрали и заблокированных органах управления тормозами.
Единый орган управления и аварийно-ударная кнопка должны иметь механическое устройство, соединяющее тормозную магистраль с атмосферой.
7.3.1.2 Служебное торможение должно выполняться любым исправным и включенным видом тормоза или комбинированным тормозом. Должна быть предусмотрена возможность отдельного управления только электрическим тормозом с максимальной силой во всем диапазоне скоростей движения.
7.3.1.3 Экстренное торможение выполняется как от единого органа управления пневматическими, электропневматическими и электрическими тормозами, так и от резервного органа управления только пневматическим тормозами, который должен иметь механическое соединение тормозной магистрали с атмосферой.
7.3.1.4 Экстренное торможение может выполняться от аварийной ударной кнопки. При этом должно быть предусмотрено применение как минимум двух видов тормозов при скоростях движения от 300 до 360 км/ч и как минимум трех видов тормозов при скорости движения менее 300 км/ч.
7.3.1.5 Приэкстренномторможении должны автоматически: отключаться режим тяги (не более чем через 2 с) и питание тормозной магистрали, включаться прожектор, тифон и система подачи песка (при наличии). Подача песка должна быть выключена при скорости движения электропоезда менее 20 км/ч с возможностью остановки первой колесной пары на чистых (без песка) рельсах.
7.3.1.6 Тормозная система должна обеспечить движение электропоезда на всем протяжении максимально допустимого уклона с максимальной скоростью.
Взаимодействие тормозов
7.3.2.1 Все виды тормозов, применяемых при различных режимах торможения, последовательность их включения и выключения при замещении, дотормаживании и совместном действии должны задаваться алгоритмом управления системой торможения электропоезда. При любых отказах в системе управления тормозами вагона или электропоезда в целом, приводящие к снижению тормозного усилия, должна быть обеспечена компенсация разными видами тормозов. Электрические и фрикционные тормоза должны эффективно взаимодействовать во всем диапазоне скоростей без превышения допустимых тормозных коэффициентов сцепления.
7.3.2.2 Должна быть предусмотрена система автоматического замещения электрического тормоза при его отказе на каждой моторной тележке (оси) фрикционным тормозом. Система замещения включается только в диапазоне функционирования фрикционных тормозов. Должна быть предусмотрена система автоматического дотормаживания с помощью фрикционного тормоза при истощении электрического торможения в зоне малых скоростей (от 0 до 10 км/ч). Должно быть предусмотрено автоматическое замещение электропневматического тормоза пневматическим при отказе электропневматического тормоза.
7.3.2.3 Должна быть предусмотрена возможность совместного действия электрического и фрикционного тормозов на оси, а также возможность совместного действия электрического тормоза моторных вагонов, фрикционного тормоза немоторных вагонов и вихретокового рельсового тормоза электропоезда. Допускается блокирование пневматического тормоза на одном отдельно взятом моторном вагоне (тележке). Алгоритмы управления системой торможения определяются на основании расчетов (тормозных путей) для условий расчетного и пониженного сцепления колеса с рельсом. В расчет принимается случай с одной неработающей тележкой электрического тормоза и двумя неработающими рельсовыми тормозами, расположенными на двух тележках.