Обеспечение защиты от внешних воздействий
Климатические факторы
2.4.1.1 Конструкции кузова должны быть устойчивыми к воздействию климатических факторов, описанных в п. 1.3.5.
2.4.1.2 Устойчивость к действию климатических факторов означает отсутствие влияния на работоспособность всех систем и оборудования, обеспечение герметичности и сохранение свойств в течение назначенного срока службы при воздействии следующих одного или нескольких одновременно действующих климатических факторов в диапазоне допусков, указанных в п. 1.3.5 с учетом:
- перепадов внешних температур (п. 1.3.5.9);
- дождя;
- снега.
При этом необходимо предусматривать защиту от воздействия следующих факторов окружающей среды:
− скопления снега и льда в различных частях электропоезда, затрудняющего движение компонентов электропоезда, перекрывающего воздушные потоки, увеличивающего вес компонентов поезда, приводящего к разбалансировке вращающихся деталей и т. п.;
− проникновения мелкого порошкообразного снега в небольшие отверстия, вызывающего повреждения и образующего воду, лед или пар;
− скопления воды в различных частях электропоезда, образующегося в результате конденсации;
− соударения нижних частей электропоезда со снежными и ледяными частицами, возникающими во время движения;
− скопления ледяных масс на нижней части электропоезда;
− проникновения воды в отсеки оборудования и в другие компоненты, расположенные под вагонами, во время механической мойки вагона и во время таяния снега, скопившегося на внешнем корпусе оборудования.
2.4.1.3 При расчетах и моделировании должна учитываться ветровая нагрузка на электропоезд. Величину ветрового давления следует принимать в соответствии с СП 20.13330 для региона эксплуатации электропоезда. В расчетах следует принимать наибольшую величину ветрового давления.
2.4.1.4 Проверка соответствия климатических требований подтверждается Разработчиком на этапе технического проекта с расчетным обоснованием технических решений, протоколами испытаний в климатической камере и на этапе эксплуатационных испытаний.
Механические воздействия
2.4.2.1 Все оборудование электропоездов должно быть вибропрочным, рассчитанным на обеспечение надежной работы в условиях эксплуатации при воздействии механических факторов внешней среды в части вибрации и ударных нагрузок, оговоренных группами М25, М26, М27 по ГОСТ 17516.1 с размещением соответственно в кузове, на тележках с обрессориванием и без обрессоривания.
2.4.2.2 Должна быть предусмотрена защита от ударов щебня и гравия кузова, тележек и подвагонного оборудования, в том числе закрепленного на тележках, включая подводящие кабели, провода и трубопроводы.
2.4.2.3 Должна быть предусмотрена защита кабелей тяговых двигателей, резинокордовых шлангов пневмомагистралей, защитных экранов вентиляционных отверстий и прочего подвагонного оборудования от возможного воздействия в зимнее время откалывающихся от кузова и тележки кусков льда массой не менее 5 кг.
Лакокрасочное покрытие
2.4.3.1 Цвет лакокрасочного покрытия выбирают в соответствии с дизайн–проектом на электропоезд и ГОСТ 23852 по международной цветовой картотеке RAL. Цветовое решение электропоезда должно быть согласовано с Заказчиком на этапе эскизного проекта.
2.4.3.2 Лакокрасочное покрытие должно обеспечивать защиту кузова вагона, тележек и оборудования от воздействия атмосферных явлений и коррозии, облегчать очистку от различных загрязнений, в том числе и граффити.
2.4.3.3 Лакокрасочное покрытие снаружи кузова вагона должно обеспечивать декоративную функцию.Внешний вид окрашенной поверхности по ГОСТ 9.032 должен соответствовать следующим классам:
− ІV классу – боковые стены и лобовые части;
− V классу – свесы крыши и торцевые стены;
− VІІ классу – средняя часть крыши и подкузовное оборудование.
2.4.3.4 Элементы кузова вагонов и экипажной части, потенциально подверженные воздействию щебня и гравия, поднимаемого с пути, должны иметь антигравийное покрытие.
2.4.3.5 Лакокрасочное покрытие должно обладать эрозионной стойкостью при аэродинамических нагрузках, атмосферостойкостью, стойкостью к перепаду температур от минус 50 до +40 ºС.
2.4.3.6 Окраска электропоездов должна проводиться в соответствии с ГОСТ Р 54893. Все применяемые лакокрасочные материалы должны иметь Свидетельство о государственной регистрации.
2.4.3.7 На наружных окрашиваемых поверхностях следует избегать острых кромок. Для обеспечения надлежащей адгезии лакокрасочного покрытия все кромки кузовных конструкций, в первую очередь те, которые подвергаются воздействию щеток при мойке, должны быть скруглены.
2.4.3.8 На лобовой части электропоезда должна быть предусмотрена зона красно-оранжевого флюоресцирующего цвета общей площадью не менее 1,2 м2.Окрашивание флуоресцентной зоны должно проводиться лакокрасочными материалами, обеспечивающими повышенные декоративные свойства комплексного покрытия, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54893.
2.4.3.9 Уход за окрашенными поверхностями (обмывка и очистка) будет осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 54612. Лакокрасочное покрытие должно быть стойким к применяемым Заказчиком моющим средствам.
Шумо- и виброизоляция
2.4.4.1 Поверхность кузова с внутренней стороны для снижения шума и вибрации должна покрываться противошумным материалом в соответствии с ГОСТ Р 54893.
2.4.4.2 Внутренние помещения вагонов электропоезда должны быть отделены друг от друга перегородками со звукоизоляционными свойствами.
2.4.4.3 Кабины машиниста и внутренние помещения вагонов должны быть оснащены системами виброзащиты. Система защиты от неблагоприятного воздействия вибрации должна включать меры по оснащению кабины и салонов виброзащитными покрытиями и устройствами, обеспечивающими выполнение нормативных требований:
− вагоны изнутри должны иметь виброгасящее покрытие;
− сиденья в пассажирском салоне должны быть установлены на
вибропоглощающие прокладки, пол салона должен быть покрыт вибропоглощающим покрытием;
− кресла машиниста и помощника машиниста должны быть оборудованы виброизолирующими элементами.
Теплоизоляция
2.4.5.1 Кузов должен иметь тепловую изоляцию стен, потолка и пола, исключающую появление промерзания, а также образование и скопление конденсата. Теплоизоляция должна быть легкой, негорючей или трудногорючей, не впитывающей влагу, паразитостойкой, обладать запахопоглощающими свойствами, не иметь распространяющегося запаха и не выделять токсичных веществ при любых внешних воздействиях. Она не должна подвергать коррозии металл конструкции кузова и иметь разрешение Роспотребнадзора.
2.4.5.2 Конструкция кузова и его тепловая изоляция должны обеспечивать коэффициент теплопередачи (средний)ограждений кабины не более 1,1 Вт/м2×К, салона – не более 0,95 Вт/м2×К.
2.4.5.3 Коэффициент герметичности (температурный) кабины и салона должен быть не более 0,055 1/°С×ч.
Защита от воздействия влаги
2.4.6.1 Конструкция вагонов должна предусматривать возможность механизированной мойки кузовов и подвагонного оборудования, а также механизированной влажной уборки пассажирского салона. После проведения этих операций должна быть обеспечена надежная работа оборудования электропоезда.
2.4.6.2 Следует избегать щелей и сдвоенных участков поверхности как внутри, так и снаружи кузова. Все обусловленные конструкцией стыки и разрывы, куда возможно попадание жидкостей, должны герметично завариваться или иметь долговечную гидроизоляцию.
2.4.6.3 На этапе проектирования электропоезда должна быть разработана и согласована с Заказчиком концепция внешней и внутренней мойки и уборки электропоезда.