Динамические свойства ненагруженной рулевой машинки.
Уравнение, описывающее динамические свойства ненагруженной рулевой машинки, получают из равенства объемных секундных расходов жидкости через золотник и силовой цилиндр рулевой машинки. Схема гидравлической рулевой машинки показана на рис.3.(2).
При работе рулевой машинки управляющий сигнал Uу поступает на управляющее устройство - электромеханический преобразователь (ЭМП), который перемещает распределительное устройство рулевой машинки - золотник (Зол), например, вправо на величину y.
Рис.3.(2). Схема гидравлической рулевой машинки.
Через трубопроводы (Т) в полость 1 силового цилиндра (СЦ) рулевой машинки начинает поступать под высоким давлением рабочее тело – жидкость. Из полости 2 жидкость будет вытекать.
Поскольку при работе рулевой машинки выполняется условие (А), то давление жидкости в правой р1 и левой р2 полостях силового цилиндра будет примерно одинаковым и поэтому можно принять давление в обеих полостях силового цилиндра равным pц = p1 » p2.
Поступательное движение штока силового цилиндра с помощью кинематической передачи (КП), в качестве которой чаще всего используется рычажная проводка, преобразуется в угловое отклонение органа управления ЛА – руля (РЛА) на угол δ.
Дальнейший расчет рулевой машинки проводят для системы «рулевая машинка + кинематическая передача + руль ЛА».
Под действием малого перепада давлений D p в полостях силового цилиндра (D p = p1 - p2 » > 0), без учета трения и инерционности подвижных частей рулевой машинки, поршень со штоком силового цилиндра начнет перемещаться влево (х - перемещение штока силового цилиндра). Поскольку золотник - это регулируемый гидравлический дроссель то в соответствии с (2) можно считать p0 > pц > p′ и p0 >> p′ , где р0 – давление на входе золотника, p′ - давление в магистрали слива.
При малых отклонениях параметров проведем линеаризацию уравнений, описывающих динамику рулевой машинки. При малом перемещении поршня силового цилиндра, считая x » x1 , можно записать: = tg d1 » d1 ; d = d1. Откуда:
= l = и = , (5)
где: х, м – перемещение штока силового цилиндра; d, рад – угол отклонения руля ЛА; кКП - безразмерный коэффициент передачи кинематической передачи; , м∙с-1 – скорость перемещения штока силового цилиндра; , с-1 – угловая скорость отклонения руля ЛА; l, м – плечо от штока силового цилиндра к рулю ЛА (плечо рычажной системы).
Момент, развиваемый рулевой машинкой, в общем случае с учетом (5) определяют следующей формулой:
Мрм = S×D p×l = D p, (6)
где S, м2 - площадь поршня силового цилиндра без учета площади штока (S шт » 0).
Объемные секундные расходы поступающей и вытекающей жидкости через золотник соответственно равны: Q
Q1 (7)
Q2 (8)
В гидравлических рулевых машинках течение жидкости происходит в закрытых магистралях под действием высокого давления, создаваемого источником питания. Это позволяет считать поток жидкости неразрывным. При неразрывном (непрерывном) потоке проходящая через золотник жидкость должна восполнять объем, образовавшийся при перемещении поршня, и объем «потерянный» в результате утечек и «сжатия» (см. далее) жидкости - условие непрерывности потока жидкости:
Q 1 = Q 2 = Q зол . (9)
Приравнивая (7) и (8), получим: p0 - pц = pц - p′ . Откуда:
pц = (p0 + p′ ). (10)
Подставляя (10) в (7) или (8), с учетом (9) получим следующее выражение для объемного секундного расхода жидкости через золотник:
Qзол (11)
Объемный секундный расход в полости силового цилиндра при перемещении поршня с учетом (5) равен:
QСЦ . (12)
Из условия непрерывности потока жидкости (9) можно считать, что объемные секундные расходы жидкости через золотник (11) и полости силового цилиндра (12) равны. Приравнивая (11) и (12), с учетом (4) получим:
= = y , (13)
где: , м×с-1 - коэффициент передачи ненагруженной рулевой машинки.
Уравнение (13) описывает динамические свойства ненагруженной гидравлической рулевой машинки.
Считая p′ » 0, запишем: .
Из уравнения (13) получают скоростную (статическую) характеристику ненагруженной рулевой машинки – рис. 3.(3).
Рис.3.(3). Скоростная характеристика
ненагруженной рулевой машинки (РМ).
На рис.3(3). параметр φ определяет крутизну (добротность) скоростной характеристики рулевой машинки , (Н∙м∙с)-1. При у = уmax шток рулевой машинки развивает максимальную скорость (скорость холостого хода) и руль ЛА отклоняется с максимальной скоростью .
Насыщение скоростной характеристики при значении zmax обусловлено ограниченным размером окна золотника ymax . Для предотвращения утечек жидкости через золотник при отсутствии управляющего сигнала (Uу = 0) поршни золотника имеют буртики, перекрывающие окна трубопроводов, что приводит к появлению в реальной скоростной характеристике рулевой машинки зоны нечувствительности D.
Из уравнения (13) могут быть получены передаточные функции ненагруженной рулевой машинки:
и . (14)
Однако в расчетах рулевой машинки обычно задан не коэффициент передачи рулевой машинки кРМ,а параметры, связанные с отклонением рулей ЛА - и .
Запишем уравнение (14) в другом виде.
При y = ymax из (13) получаем: = кРМ ×ymax . Откуда:
. (15)
Перейдем к безразмерной форме записи, введя относительное перемещение золотника:
; (-1 £ £ 1). (16)
Тогда с учетом (15) и (16) уравнение (13) примет вид:
, где , с-1 (17)
Из (17) получают передаточные функции ненагруженной рулевой машинки:
и . (18)
В структурной схеме системы стабилизации ЛА ненагруженная рулевая машинка может быть представлена рис.3.(4).
Рис.3.(4). Структурная схема ненагруженной рулевой машинки.
Уравнения (13) или (17) и передаточные функции (14) или (18) справедливы и для ненагруженной пневматической рулевой машинки.
Природа физических процессов в электрических рулевых машинках (электродвигателях) отлична от физических процессов в гидравлических и пневматических рулевых машинках. Однако их динамические свойства имеют много аналогий.
Электродвигатели развивают на выходном валу относительно малые моменты и поэтому не могут преодолевать большие моменты нагрузки, например, большие шарнирные моменты Мш на органах управления ЛА. Согласование возможностей электродвигателя с требуемыми значениями моментов и скоростей на органах управления ЛА осуществляют через кинематическую передачу – силовой редуктор. Расчет электрической рулевой машинки проводят для системы «электродвигатель + редуктор + руль ЛА».
В электрическом рулевом приводе ЛА в качестве рулевых машинок наиболее часто используют электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением и управлением со стороны достаточно массивного якоря. Динамические свойства ненагруженного электродвигателя описывают системой уравнений: уравнения равенства напряжений (подводимого к якорю двигателя Uя и падения напряжения на обмотке якоря rя iя с учетом противоЭДС двигателя ке ω) и уравнения равновесия моментов электродвигателя как механической системы.
При отсутствии нагрузки на валу электродвигателя влияние индуктивности цепи якоря на его динамические свойства мало (Lя ≈ 0), а момент инерции якоря необходимо учитывать. Систему уравнений, описывающих динамику рулевой машинки, записывают в виде:
, (19)
где: Uя , В; iя , А – соответственно напряжение и ток, приложенные к якорю; rя, Ом – активное сопротивление якорной цепи; кe, В∙с – коэффициент противоЭДС; ω, с-1 – угловая скорость вращения вала рулевой машинки:
; , (20)
где: кКП = – коэффициент передачи кинематической передачи (редуктора); iР – передаточное отношение редуктора; МДВ, Н∙м – движущий момент рулевой машинки; Jя , кг∙м – момент инерции достаточно массивного якоря.
При отсутствии нагрузки на валу рулевой машинки движущий момент МДВ равен:
, (21)
где: км , Н∙м∙А-1 – коэффициент момента рулевой машинки.
Из системы уравнений (19) с учетом (21) получают уравнение, описывающее движение выходного вала рулевой машинки:
, (22)
где: , с – механическая постоянная времени ненагруженной рулевой машинки, характеризующая ее инерционность.
Из уравнения (22) с учетом (20) получается уравнение, описывающее движения руля ЛА:
или , (23)
где: , (В∙с)-1 – коэффициент передачи ненагруженной рулевой машинки.
Из (23) могут быть получены передаточные функции ненагруженной электрической рулевой машинки:
и .
При максимальном управляющем сигнале максимальный момент, развиваемый рулевой машинкой, (пусковой момент МП) и максимальная угловая скорость вращения вала рулевой машинки ωmax (максимальная скорость холостого хода ωхх) в установившемся режиме с учетом (21), (22) и соответственно равны: и .
Максимальную угловую скорость отклонения руля ЛА с учетом (20) получают из уравнения (23) . Откуда:
. (24)
Скоростную характеристику ненагруженной электрической рулевой машинки (рис.3.(3).) получают из уравнения (23). Насыщение характеристики связано с ограничением величины управляющего сигнала Uя max. Зона нечувствительности ∆ характеристики обусловлена инерционностью якоря рулевой машинки.
Перейдем к другой записи уравнения (23). Напряжение, приложенное к якорю электрической рулевой машинки, представим в безразмерной форме:
. (25)
С учетом (24) и (25) уравнения (23) запишется в виде:
или , (26)
где: , с-1.
Из (26) получают передаточные функции ненагруженной электрической рулевой машинки:
и .