Дидактическая игра «Давайте познакомимся».
В.: Котатик-Математик однажды решил изобразить кораблик. Взял он разные геометрические фигуры и хотел из них составить изображение кораблика, но у него ничего не вышло, поскольку это очень трудно. Давайте поможем ему изобразить кораблик.
Воспитатель раздает детям геометрические фигуры, предлагает назвать каждую и составить из них изображение кораблика. В процессе выкладывания изображения детям обязательно надо оказывать помощь, поскольку работа ведется без наглядного образца.
Когда выкладывание завершилось, воспитатель просит назвать общую форму получившегося изображения кораблика (трапеция).
Показывает трапецию. Говорит: «Это геометрическая фигура, которая называется трапецией». Предлагает детям найти в своих наборах такую же фигуру, показать ее и назвать («Назови геометрическую фигуру»).
В.: А теперь, чтобы рассказать об этой фигуре Котатику- Математику, будем выполнять с трапецией разные действия, узнавать все о ней и рассказывать Котатику-Математику.
Далее воспитатель вместе с детьми выполняет обследовательские действия (обведение по контуру пальцем под контролем зрения, проглаживание ладонью по поверхности; сжимание в ладонях; проба на устойчивость; прокатывание; характеристикасторон и углов; счет сторон, вершин, углов; сравнение с уже известными плоскими и объемными геометрическими фигурами) и по их результатам просит рассказать Котатику-Математику
О трапеции.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 55).
Б.: Отгадайте загадку:
Плывет белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Парусник.)
Раскрасьте парус лодки, соблюдая правила.
Физкультурная пауза.
Дети выполняют движения согласно словам:
Кораблик по речке плывет (изображают лодочку при помощи двух ладоней ).
Влево вправо, влево вправо и (делают шаги и поворачивают ладони в соответствующую сторону).
Вперед, вперед, вперед (делают три шага вперед).
Впереди водоворот! (кружатся на месте).
Работа с учебным наглядным пособием (с. 55).
Воспитатель читает стихотворение:
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На поднятых парусах...
А. С. Пушкин
Сосчитайте геометрические фигуры на парусе. Сколько треугольников? Сколько квадратов? Сколько кругов? и т. д. Соедините геометрическую фигуру с цифрой, обозначающей их количество в парусе.
Дидактическая игра «Морские камешки».
В.: У нас в мешочках есть морские камешки. Они могут быть очень разными. И в мешочках их разное количество. Надо на ощупь сосчитать камешки и возле каждого мешочка положить ту цифру, которая обозначает число камешков в мешочкеВоспитатель раздает сначала мешочки красного цвета. Дети сосчитывают и выкладывают цифры.
Затем воспитатель раздает мешочки другого цвета, и действие повторяется.
Занятие 33. ЦИРК
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о порядковом счете (о его цели, правилах); о количественном счете;
умения считать, соблюдая правила, количественным и порядковым счетом в пределах десяти; определять порядковое место предмета в ряду; использовать при счете порядковые числительные; считать движения.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник);
умения узнавать геометрические фигуры и называть их.
«Пространство». Формировать представления о двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги): «верх», «низ», «справа», «слева», «центр», «правый верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый нижний угол»; о пространственных ориентирах «слева направо», «справа налево»;
умения определять пространственное положение изображений объектов на листе бумаги; определять пространственное положение объектов в ряду «справа налево», «слева направо», «между».
Развивать: мышление, внимание, память, восприятие, воображение; умение сравнивать, находить общее и различное; представление о графическом способе соотнесения элементов двух групп; умение определять и объяснять отношения между элементами двух групп (кто что получил в подарок), графически их обозначать; внимательность; сообразительность; любознательность; познавательный интерес; креативность; графические умения (проводить соединительные линии, рисовать, раскрашивать).
Воспитывать: интеллектуальные чувства; чувство юмора; аккуратность.
Материал
Для дидактического игрового упражнения «Билеты в цирк»: магнитная доска; таблица с условными обозначениями места в зрительном зале (рис. 23) на магнитах; 12 карточек с цифрами от 1 до 4 разного цвета (красный, зеленый, желтый) на магнитах.
Рис. 23. Таблица с условным обозначением положения «мест в зрительном зале»
Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши.
Для дидактического игрового упражнения «Веселые клоуны»: магнитная доска или фланелеграф; 2 демонстрационные карточки-образцы с изображениями клоунов (рис. 24); 2 набора геометрических фигур (по 24 шт.) в соответствии с демонстрационными изображениями клоунов
Рис. 24. Вариант изображения клоунов при помощи геометрических фигур
Ход занятия