Дидактическая игра «Весенние тучки».
В.: Весной часто идет дождь — веселый, радостный, чистый. Он смывает всю зимнюю грязь, старый снег. А у нас прошел волшебный дождь: прошли разноцветные тучки и пролили разноцветный дождь. Капельки веселые поиграли и должны возвратиться к своим тучкам.
Будем помогать капелькам дождя искать свои дома. Дома обозначены специальными знаками (показывает карточки): если нарисована большая тучка, значит, в этом доме живут большие капли. Если нарисована маленькая тучка, значит, здесь живут маленькие капли. Но надо посмотреть не только на величину тучки, надо обратить внимание на обозначение ее цвета. Например, если на карточке нарисована большая туча и рядом мазок розового цвета, то какие капельки живут в этой тучке? Есть дома-тучки, на которых знак величины или цвета зачеркнут, — это значит слово «не». Например: зачеркнут красный цвет, это значит «не красный», зачеркнута большая туча — это значит «не большая».
Воспитатель расставляет по группе карточки с изображением разноцветных туч, раздает капельки детям. Дети танцуют, кружатся, бегают с капельками. Когда воспитатель замолкает — ищут дома и остаются возле своей карточки. Затем меняются капельками и игра повторяется.
Если используются демонстрационные карточки, на которых есть отрицание одного признака (отрицание цвета, отрицание величины), то в группе выставляются две парные карточки (например, красный — не красный или большой — не большой). Можно использовать карточки, на которых обозначен только цвет (6 шт.).
Работа с учебным наглядным пособием (с. 54).
От имени Котатика-Математика воспитатель говорит: «Я видел, как дети на вашей планете весной пускают кораблики по ручейкам. А у нас на нашей планете Считай—Отгадывай совсем другие ручейки. Вот такие. Ура! Я плыву на лодочке!». Сколько лодочек ждет очереди поплавать по ручейкам? Скажи, используя число «десять». Сколько людей на берегу? Скажи, используя число «десять».
Воспитатель демонстрирует карточку с цифрой 10. Объясняет: С помощью двух знаков — 1 и 0 — люди обозначают число «десять». Люди пользуются этими знаками тогда, когда хотят записать число «десять». Если мы видим цифру 10, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь десять предметов. Вставьте в окошко карточку с цифрой, обозначающей сосчитанное число лодочек и людей.
Подвижная игра-эстафета «Перепрыгни ручеек».
Дети делятся на две команды. Перед ними обозначается
ручей. На него воспитатель раскладывает по пять обручей (это камешки), а в них — в произвольном порядке карточки с цифрами. Для одной команды цифры от 1 до 5, для другой — цифры от 6 до 10. Надо по одному перепрыгивать ручей по камешкам, соблюдая порядок чисел, на другой берег. Когда один ребенок перепрыгнул ручеек, начинает прыгать следующий. Когда обе команды перепрыгнули ручеек, они меняются местами и начинают прыгать обратно.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 54).
В.: Посмотрите на голубой и синий ручейки. Голубой ручеек шире или уже синего ручейка? В окошке возле широкого ручейка нарисуйте весенний цветок, а возле узкого ручейка — дерево.
Дидактическая игра «Соседи».
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает разгадать загадку и показать на модели эту часть суток:
Что за гость,
Что прогоняет
Ночь прочь? (Утро.)
Старенькая бабушка
Всю землю черным
Покрывалом укрыла,
Спать уложила.
Как ее зовут? (Ночь.)
Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.
Как их зовут?
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши детки просыпаются,
В детский садик собираются.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик,
Все вокруг спать должны,
Наши дети — тоже.
Воспитатель бросает мяч ребенку и просит назвать соседа той части суток, которую он назвал. Чтобы не ошибиться, можно смотреть на модель суток (прикрепляет на доску). Например, воспитатель кидает мяч и говорит: «После утра наступает...», «А до утра идет...», «Между утром и вечером идет...» и т. п.
Занятие 32. КОРАБЛИКИ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета);
о цифрах для обозначения чисел до десяти (уровень узнавания);
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах десяти; считать при помощи осязания (на ощупь); обозначать количество соответствующей цифрой.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник);
умения узнавать геометрические фигуры и называть их, обследовать трапецию.
«Пространство». Формировать умение ориентироваться на себе.
Развивать: мышление, внимание, память, восприятие; любознательность; познавательный интерес; графические умения (рисовать соединительные линии, раскрашивать).
Воспитывать: культуру познания; аккуратность.
Материал
Для работы с учебным наглядным пособием: для каждого ребенка разноцветные карандаши.
Для дидактической игры «Давайте познакомимся»: набор геометрических фигур для обследования на каждого ребенка; набор демонстрационных геометрических фигур; 12 геометрических фигур (по количеству детей) из бумаги одного цвета (обязательно!) для изображения кораблика, один парус произвольно выбранной формы для изображения паруса.
Для дидактической игры. «Морские камешки»: для каждого ребенка три мешочка разного цвета (например, красный, желтый и зеленый), в которые положено определенное количество маленьких предметов-камешков (в красный — 7, в желтый —
10, в зеленый — 3. Могут быть другие варианты), набор цифр.
Ход занятия