Дидактическая игра «Геометрические художники».
Воспитатель раздает детям листы белой бумаги и наборы геометрических фигур. Предлагает превратиться в необычных художников, которые рисуют не красками и кисточками, а делают картины из геометрических фигур. Поэтому эти художники называются «геометрическими» художниками. Воспитатель объясняет, куда на листе бумаги надо положить фигуру, чтобы дети правильно выполнили задание.
В.: Положите в середине листа круг, вверху в углу справа — овал, в углу внизу справа — квадрат, вверху в углу слева — треугольник, внизу в углу слева — ромб, выше круга — трапецию, между ромбом и квадратом — прямоугольник.
После выполнения всех команд воспитатель выставляет демонстрационный лист, на котором две любые фигуры занимают место друг друга. Говорит: «Эту картину составил Котатик-Математик. Чем она отличается от ваших картин?* (Это действие можно повторить 2—3 раза, если позволяет время занятия.)
ВЕСНА
(март—май)
Занятие 25. ИГРАЕМ В МАГАЗИН. ЦВЕТЫ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «восемь»; о цифре 8 как знаке, обозначающем число «восемь» (уровень узнавания);
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах восьми; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из восьми объектов словом «восемь», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 8; различать цифры от 1 до 8.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник), о форме предметов;
умения узнавать геометрические фигуры и называть их.
«Время». Формировать представления о временной последовательности: «Было—есть—будет»; умение определять и объяснять эту временную последовательность.
Развивать: мышление, внимание, память, восприятие; любознательность; познавательный интерес; показывать при помощи стрелки последовательность событий; графические умения (рисовать, проводить соединительные линии, раскрашивать).
Воспитывать: культуру познания; аккуратность.
Материал
Для дидактической игры «Было—есть—будет»: демонстрационная картинка «Одуванчик» (рисунок в учебном наглядном пособии на с. 44); наборы картинок (по 3 штуки) с изображением объектов по стадиям развития (всего 24 картинки): почка — цветок — яблоко; гусеница — куколка — бабочка; яйцо — цыпленок — курица; семечко — зеленое растение с желтым цветком — огурец; цветок — зеленый маленький помидор — большой красный помидор;колосок — горка муки — булка хлеба; зеленое растение — цветок — земляника; дерево — доска — шкаф
Для работы с учебным наглядным пособием: разрезной дидактический материал (цифры), карандаши разного цвета для каждого ребенка.
Для дидактической игры, «Вальс цветов»: два обруча; модели, обозначающие садовые (человек) и дикорастущие (елка) растения; набор картинок с изображением садовых и полевых цветов: пион, роза, гладиолус, георгин, анютины глазки, лилия, тюльпан, нарцисс, ромашка, колокольчик, василек, ландыш, вьюнок, лютик (14 шт.).
Ход занятия
Дидактическая игра «Было—есть—будет».
Воспитатель выставляет демонстрационную картинку «Одуванчик» и рассказывает стихотворение:
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
В.: Каким одуванчик был с самого начала, какого цвета был его наряд? Каким он стал потом, какого цвета стал его наряд? Каким он будет дальше, какого цвета будет его наряд? Если сейчас он желтый и пушистый, то каким он был? каким будет?
Воспитатель объясняет, что сейчас они будут играть в игру «Было—есть—будет». Для этой игры есть специальные картинки. На них нарисованы растения, животные в разное время развития. Надо внимательно рассмотреть их и найти своих соседей — тех, у кого нарисовано это растение или животное в другое время развития, т. е. оно было или есть, или будет. Предлагает попробовать на одной из трех картинок. Уточняет: «Когда вы найдете друг друга и вас станет трое, надо построиться в ряд: было, есть, будет».
Затем раздает детям по одной картинке (играют четыре тройки — по количеству детей в подгруппе) и по сигналу (например, хлопок в ладоши) дети ищут свою тройку и выстраиваются в ряд.