Дидактическое игровое упражнение «Что слышишь – выполняй».
В.: Зимой нам бывает холодно, хотя мы все тепло одеваемся. Нам холодно из-за холодного ветра, сильного мороза. Я буду сейчас вам рассказывать про то, как мороз старается заморозить нас, и буду называть части тела, которые мороз хочет заморозить, а вы должны показать ту часть тела, которую я называю.
Воспитатель путает детей: называет одну часть тела, а показывает другую.
Нет, не страшен нам мороз,
Хоть и щиплет он наш нос, (дотрагивается до ушей)
Заморозил руки, (хватается за колени)
Отморозил ноги, (показывает руки)
Разукрасил наши щечки, (дотрагивается до носа)
Спрятал в варежки ладошки, (показывает кулаки)
Запорошил снегом ножки, (показывает пальцы рук)
Когда шли мы по дорожке.
2.Работа с учебным наглядным пособием(с. 26).
В.: Зимой есть замечательный праздник, который любят все – и взрослые, и дети.
Возле елки, в каждом доме,
Дети водят хоровод.
Как зовется этот праздник?
Угадайте! ... (Новый год).
Конечно, это – Новый год. К нему все готовятся, украшают елку. К-М захотел своими руками сделать украшения на елку. Чтобы своими руками сделать фонарики для елки, К-М надо в этом магазине купить клей, краски, карандаши и многое другое. Что еще надо купить К-М? (Бумагу). Сколько банок с клеем (карандашей, ножниц) купил К-М?
Воспитатель показывает демонстрационную цифру 5. Объясняет: Это цифра 5.Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «пять». Эта цифра – знак для обозначения числа «пять». Если мы видим цифру 5, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь пять предметов. Положите в окошко карточку с цифрой, обозначающей число сосчитанных банок клея, карандашей, ножниц.
Сколько он изготовил фонариков со звездочками? Скажи, используя число «пять». Назови геометрическую фигуру, на которую похожа форма этих фонариков. Сколько он изготовил фонариков в полоску? Скажи, используя число «пять». Назови геометрическую фигуру, на которую похожа форма этих фонариков.
Аналогично анализируем количество и форму других фонариков.
В.: Когда К-М из бумаги вырезал гирлянды на елку, делал фонарики, он очень бережно и аккуратно использовал бумагу. Почему? Из чего делают бумагу?
Физкультурная пауза.
Дети слушают стихи и соответственно им выполняют движения.
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Что в подарок принесла?
– Белый снег пушистый,
Иней серебристый,
Лыжи, санки и коньки,
И на елку огоньки!
4.Работа с учебным наглядным пособием(с. 26).
В.: Посмотрите на елочные игрушки, которые сделал К-М. Найдите игрушку в полоску. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа ее форма (пирамида).
Воспитатель показывает детям пирамиду. Говорит: «Это геометрическая фигура, которая называется пирамида». Предлагает детям найти в своих наборах такую же фигуру, показать ее и назвать («Назови геометрическую фигуру»).
В.: А теперь, чтобы рассказать об этой фигуре К-М, будем выполнять с пирамидой разные действия, узнавать все о ней и рассказывать К-М.
Далее воспитатель вместе с детьми выполняет обследовательские действия (проглаживание ладонью по граням; сжимание в ладонях; проба на устойчивость; прокатывание; характеристика граней; сравнение с уже известными плоскими и объемными геометрическими фигурами) и по их результату просит рассказать К-М о пирамиде. Например, после выполнения прокатывания спрашивает: «Пирамиду можно прокатить? Она катится или не катится? Почему?» и т.д. При характеристике боковых граней обратить внимание детей на то, что все они – треугольники.
Дидактическая игра «Продолжи фразу».
В.: Чтобы К-М еще больше узнал про зиму и новогодний праздник, давайте поиграем в игру «Продолжи фразу».
Дети становятся в круг. Выбирается ведущий (первый раз эту роль выполняет педагог). Он бросает мяч стоящему в круге ребенку и произносит предложение, которое надо завершить, добавив нужное слово. Ребенок ловит мяч и говорит это слово.
Например, медведь спит в берлоге …(на окнах мороз рисует узоры …, дети играют на улице в снежки …, праздник Новый год бывает только …) зимой; зимой снег падает на землю и получаются … (сугробы), зимой день короткий, а ночь …(длинная), зимой на новогодний праздник мы будем украшать зеленую …(елку), зимой еж …(спит), зимой часто идет …(снег), зимой дети лепят из снега …(снеговика), зимой к нам прилетают птицы с красной грудкой …(снегири), зимой на деревьях бывает …(иней), на новогодний праздник всегда приходят …(Дед Мороз, Снегурочка).
Занятие 15
УКРАШАЕМ ЕЛКУ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);представления об отношениях между смежными числами 4 и 5, независимостью числа от качественных и пространственных признаков;
умения считать, соблюдая правила, порядковым счетом в пределах четырех; определять порядковое место предмета в ряду; использовать при счете порядковые числительные; устанавливать независимость числа от качественных и пространственных признаков; отсчитывать заданное количество из большего множества.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, шар, куб, конус, пирамида, цилиндр), о форме предметов;
умения узнавать геометрические фигуры и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «вверху», «в верхнем правом углу»; о пространственных направлениях: «сверху вниз», «снизу вверх»;
умения ориентироваться на себе; определять положение изображений на листе бумаги.
«Время». Формировать представления о временах года (зима), празднике Новый год.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; представления о некоторых возможных закономерностях (чередование цвета и деталей), умение следовать заданной закономерности; внимательность; проявления творчества; графические умения (раскрашивать).
Воспитывать: интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем; аккуратность.
Материал
Для работы с учебным наглядным пособием: цветные карандаши (фломастеры), разрезной материал (цифры) для каждого ребенка.
Для игры-эстафеты «Елочные игрушки»: изображения двух больших елок с украшениями-верхушками в виде треугольника и ромба, расположенные на магнитной доске или на столах; общий для всех набор геометрических фигур (6 ромбов и 6 треугольников) на магнитах (или без них) по количеству играющих детей.
Для дидактической игры «Укрась елку»: материал в учебном наглядном пособии И.В. Житко «Навстречу математике» (Минск, 2013).
Ход занятия
Игровое упражнение «Елка».
В.: Сегодня мы покажем К-М, как можно украсить новогоднюю елку. Но сначала покажем елочку при помощи наших пальчиков(В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб,1997 – с.12).
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
2.Работа с учебным наглядным пособием(с.27).
В.: Посмотрите, как украсил елку К-М. Осталось ему повесить на елку еще один фонарик.Сколько ниток бус повесил К-М? Назовите геометрические фигуры, из которых составлены первые снизу бусы. А первые сверху? Третьи сверху? Вторые снизу? Четвертые сверху? Вторые сверху?
Раскрасьте бусы так, как показывает рисунок вверху в углу справа. Бусы из ромбов и елочные игрушки раскрасьте так, как вам хочется.
Разноцветными огнями,
Самоцветными камнями
Наша елка заиграй!
Стань лучистой и искристой,
Засветись и заиграй!